Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процедуры оценки кандидатов на вакансии сотрудников отдела рекрутинга в процессе отбора персонала.
Для того чтобы достичь этой цели необходимо решить следующие задачи:
− изучить теоретические основы процесса оценки персонала как в целом, так и применительно к отбору персонала;
Таблица 1.6 – Элементы процедуры оценки
Элементы процедуры оценки | Содержание элемента |
Субъект | Линейные руководители, работники службы управления персоналом, независимые эксперты |
Объект | Кандидаты на должность |
Предмет оценки | Личные качества, поведенческие характеристики |
Методы оценки | Описательный метод, метод анкет и сравнительных анкет, тестирование, интервью, метод критического инцидента, центр оценки и др. |
Процедура оценки | Место оценки, последовательность этапов оценки |
Этап 1. Предварительная беседа. С кандидатом беседует менеджер по персоналу. Беседа обычно направлена на выяснение образования кандидата, оценку внешнего вида и основных личных качеств.
Этап 2. Анкетирование и автобиография. Количество пунктов должно быть наименьшим и они должны содержать сведения, касающиеся производительности на будущей работе претендента. Специалист по найму должен проанализировать все пункты анкеты с установленными критериями эффективного отбора на закрываемую должность.
Этап 3. Собеседование. Цель – рассмотрение заявителя на предмет соответствия должности. Представляет обмен информацией в форме вопросов и ответов.
Этап 4. Тестирование. Тест измеряет какой-либо показатель, необходимый для эффективного выполнения предстоящих должностных заданий на предлагаемом месте.
Этап 5. Проверка рекомендаций. Это отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это используется для определения будущего поведения кандидата на работе.
Этап
6. Медицинский осмотр. Он проводится
в целях определения
Этап 7. Документальное оформление результатов оценки. Экспертное заключение, кандидату ставится оценка по шкале от 1 до 9 баллов и объясняется по всем заданным критериям, насколько он им соответствует, его положительные и отрицательные качества, способность к обучению, этические принципы, мотивация и т.д. Не выносятся вердикты: «Не принимать», а даются рекомендации, оставляя принятие решения в компетенции работодателя [13].
Таким образом, в данном пункте рассмотрены и описаны основные методы оценки кандидатов в процессе подбора персонала (проведение собеседований, интервью, экспертная оценки, использование центров оценки), а также последовательность проведения этапов процедуры оценки.
На протяжении многих лет оценка персонала прошла много стадий становления и развития и до сих пор продолжает вызывать интерес исследователей.
Например, господствующая в начале XX века школа научной организации труда поставила на первое место бюрократическую организационную культуру, требующую от работников развития навыков работать в рамках строго определенной технологии и роли. В этом случае под оценкой персонала можно понимать процесс определения соответствия кандидата требованиям должности или рабочего места.
Последующая школа человеческих отношений соответствует органической организационной структуре, которая требует приверженности персонала в общегрупповым ценностям и нормам, умения подчинять свои интересы интересам организации, развития навыков коммуникации, способности к адаптации, что выступало в качестве основных критериев оценки.
Технический прогресс и повышение индивидуализации деятельности привели к возникновению концепции контрактации ответственности, основанной на предпринимательской организационной структуре, главным требованием которой является умение трудиться в условиях конкуренции. На первое место ставится оценка индивидуальных способностей, ориентации на достижение результата, потенциала роста, гибкости в мышлении и поведении, развитии творческого потенциала.
Сейчас на смену концепции контрактации ответственности постепенно приходит концепция командного менеджмента, которая требует от работника навыков работы в единой команде с коллегами над решением нетрадиционных задач, так как сама деятельность значительно усложнилась и не может быть выполнена усилиями только одного специалиста. Таким образом, меняются и подходы к оценке персонала.
Среди российских и зарубежных авторов, которые описывают процесс оценки персонала, нет единого мнения по поводу сущности процедур, методов, периодичности и сроков проведения оценки. Все авторы признают необходимость оценки персонала в целях увеличения эффективности деятельности организации в целом. Но с другой стороны, многие современные авторы излагают сведения десятилетней давности, а новые экспериментальные разработки малочисленны. Причины этого заключаются в отсутствии конкретных теоретических и методологических подходов к оценке персонала.
В многочисленных работах, посвященных вопросу оценки персонала, присутствует существование разделяемых авторами взглядов относительно тех задач, которые решаются с помощью оценки. В общем виде эти задачи можно сформулировать следующим образом:
Но, несмотря на очевидную значимость и актуальность проведения данных
мероприятий, большинство авторов, формулируя определение оценки и во многом
соглашаясь с ним, в то же время ограничивается требованиями концепции научной организации труда и принципами бюрократической организации, согласно которой человеческий потенциал рассматривается только лишь как заменяемый при необходимости материальный ресурс. Берулава М.Н. рассматривает оценку персонала как совокупность мероприятий по выявлению деловых, профессиональных и индивидуально-типологических качеств сотрудника [3].
Маслов Е.В. полагает, что оценка сотрудника - процедура, проводимая с целью «выявления степени соответствия личных качеств работника, ...результатов его деятельности определенным требованиям», причем эти требования обусловлены содержанием труда и эффективной организацией производства. Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. рассматривают оценку персонала с точки зрения анализа деятельности. По их мнению необходимость ее проведения обусловлена улучшением исполнительской деятельности сотрудников организации, планированием карьеры и определением вознаграждений за работу [24].
Согласно Прыкину Б.В., оценка кадров - это установление потенциала личности, его индивидуальной профессиональной способности, позволяющей ему в определенное время реализовать свои знания и опыт. Десслер Г. представляет оценку работников как процесс определения типа людей (в терминах знаний и умений) и характера работ, выполняемых этими людьми с последующим заключением о том, насколько соответствует работник рабочему месту [6].
Но в современных условиях, когда постоянно усложняющаяся деятельность часто не позволяет качественно выполнять ее посредством лишь одного специалиста, человеческий потенциал организации нужно рассматривать как единую систему, не сводимую к простой сумме потенциалов отдельных работников. Единая задача в настоящее время часто предполагает для успешного выполнения соединения усилий различных специалистов и их командной работы. При этом оценка кадров представляется не только оценкой результатов работы, а также не только выявлением особенностей личности отдельного сотрудника. В современном менеджменте, по мнению ряда исследователей, оценка персонала – это системообразующая деятельность применительно ко всей организации в целом и понятие оценки перешло через границы изучения отдельной личности. Для определения этого обобщающего понятия в научной литературе порой используется сочетание слов «социально-психологическая диагностика» (с добавлением типа объекта: организация, группа, личность).
Какая же информация о работниках необходима при таком определении оценки персонала? Ряд авторов (Щедровицкий П.Г., Попов С.М., Тихонов Р.Ю., Ковалевский В.И., Пищулин Н.П. и другие) акцентируют внимание на отсутствии сегодня четких описаний деятельности специалистов и моделей работы организаторов различных уровней. Несмотря на это, можно выделить четыре типа необходимой информации:
Необходимость сбора данных типов информации определяет отход от понимания процесса оценки кадров как фрагментарного применения традиционных методов и требует их включения в целостную комплексную технологию социально-психологической диагностики кадрового потенциала организации.
В соответствии с этими типами получаемой информации современные авторы выделяют четыре подхода к оценке персонала:
Все эти подходы в той или иной мере страдают общим недостатком - субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
По мнению Базарова Т.Ю., проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
троения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
Таким
образом, в данном пункте рассмотрены
точки зрения российских и зарубежных
специалистов по теоретическим и методическим
аспектам проблемы оценки персонала, подходы
к оценке персонала, этапы развития
представлений о месте, необходимости
и роли оценки в управлении персоналом,
а также основные задачи и информация,
которая получается с помощью оценки.
Особое внимание уделяется проблеме объективности
оценки.
2 Анализ деятельности ООО «ГК Хамина»
2.1
Общая характеристика ООО «ГК Хамина»
ООО «ГК Хамина» была образована в 1993 году. Первым предприятием ГК стал спортивный клуб «Триэль». Предприятие успешно функционирует и развивается в условиях кризиса последних лет и реализовало за период с 1993 года по 2011 ряд новых крупномасштабных региональных проектов в области девелопмента, строительства, управления и эксплуатации крупных объектов, общественного питания, фитнес-индустрии, развлечений и пассажирских перевозок, в число которых входит торгово-развлекательный центр «Московский проспект», сити-парк «Град». Структура ООО «ГК Хамина» представлена на рисунке 2.
Информация о работе Совершенствование процедуры оценки в процессе отбора персонала