Совершенствование процедуры оценки в процессе отбора персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процедуры оценки кандидатов на вакансии сотрудников отдела рекрутинга в процессе отбора персонала.
Для того чтобы достичь этой цели необходимо решить следующие задачи:
− изучить теоретические основы процесса оценки персонала как в целом, так и применительно к отбору персонала;

Работа содержит 1 файл

курсяк.doc

— 629.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.6 – Элементы процедуры оценки

Элементы  процедуры оценки Содержание  элемента
Субъект Линейные руководители, работники службы управления персоналом, независимые эксперты
Объект Кандидаты на должность
Предмет оценки Личные качества, поведенческие характеристики
Методы  оценки Описательный  метод, метод анкет и сравнительных  анкет, тестирование, интервью, метод критического инцидента, центр оценки и др.
Процедура оценки Место оценки, последовательность этапов оценки

 

     Этап 1. Предварительная беседа. С кандидатом беседует менеджер по персоналу. Беседа обычно направлена на выяснение образования кандидата, оценку внешнего вида и основных личных качеств.

     Этап 2. Анкетирование и автобиография. Количество пунктов должно быть наименьшим и они должны содержать сведения, касающиеся производительности на будущей работе претендента. Специалист по найму должен проанализировать все пункты анкеты с установленными критериями эффективного отбора на закрываемую должность.

     Этап 3. Собеседование. Цель – рассмотрение заявителя на предмет соответствия должности. Представляет обмен информацией в форме вопросов и ответов.

     Этап 4. Тестирование. Тест измеряет какой-либо показатель, необходимый для эффективного выполнения предстоящих должностных заданий на предлагаемом месте.

     Этап 5. Проверка рекомендаций. Это отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Их желательно проверить. Это используется для определения будущего поведения кандидата на работе.

     Этап 6. Медицинский осмотр. Он проводится в целях определения компенсаций, предотвращения найма переносчиков заразных болезней, физического соответстствия предстоящей работе.

     Этап 7. Документальное оформление результатов  оценки. Экспертное заключение, кандидату ставится оценка по шкале от 1 до 9 баллов и объясняется по всем заданным критериям, насколько он им соответствует, его положительные и отрицательные качества, способность к обучению, этические принципы, мотивация и т.д. Не выносятся вердикты: «Не принимать», а даются рекомендации, оставляя принятие решения в компетенции работодателя [13].

     Таким образом, в данном пункте рассмотрены и описаны основные методы оценки кандидатов в процессе подбора персонала (проведение собеседований, интервью, экспертная оценки, использование центров оценки), а также последовательность проведения этапов процедуры оценки.

     1.3 Отечественный и зарубежный опыт  в оценке персонала, этапы развития процесса оценки персонала как научной проблемы

 

     На  протяжении многих лет оценка персонала  прошла много стадий становления и развития и до сих пор продолжает вызывать интерес исследователей.

     Например, господствующая в начале XX века школа научной организации труда поставила на первое место бюрократическую организационную культуру, требующую от работников развития навыков работать в рамках строго определенной технологии и роли. В этом случае под оценкой персонала можно понимать процесс определения соответствия кандидата требованиям должности или рабочего места.

     Последующая школа человеческих отношений соответствует органической организационной структуре, которая требует приверженности персонала в общегрупповым ценностям и нормам, умения подчинять свои интересы интересам организации, развития навыков коммуникации, способности к адаптации, что выступало в качестве основных критериев оценки.

     Технический прогресс и повышение индивидуализации деятельности привели к возникновению концепции контрактации ответственности, основанной на предпринимательской организационной структуре, главным требованием которой является умение трудиться в условиях конкуренции. На первое место ставится оценка индивидуальных способностей, ориентации на достижение результата, потенциала роста,  гибкости в мышлении и поведении, развитии творческого потенциала. 

     Сейчас на смену концепции контрактации ответственности постепенно приходит концепция командного менеджмента, которая требует от работника навыков работы в единой команде с коллегами над решением нетрадиционных задач, так как сама деятельность значительно усложнилась и не может быть выполнена усилиями только одного специалиста. Таким образом, меняются и подходы к оценке персонала.

     Среди российских и зарубежных авторов, которые  описывают процесс оценки персонала, нет единого мнения по поводу сущности процедур, методов, периодичности и сроков проведения оценки. Все авторы признают необходимость оценки персонала в целях увеличения эффективности деятельности организации в целом. Но с другой стороны, многие современные авторы  излагают сведения десятилетней давности, а новые экспериментальные разработки малочисленны. Причины этого заключаются в отсутствии конкретных теоретических и методологических подходов к оценке персонала.

     В многочисленных работах, посвященных вопросу оценки персонала, присутствует существование разделяемых авторами взглядов относительно тех задач, которые решаются с помощью оценки. В общем виде эти задачи можно сформулировать следующим образом:

  • определение уровня производительности деятельности сотрудника и его соответствия занимаемой должности;
  • определение потенциала работников;
  • разработка направлений развития сотрудников и обучающих программ;
  • создание управленческих команд;
  • формирование кадрового резерва на вышестоящие должности.

     Но, несмотря на очевидную значимость и  актуальность проведения данных

мероприятий, большинство авторов, формулируя определение  оценки и во многом

соглашаясь  с ним, в то же время ограничивается требованиями концепции научной организации труда и принципами бюрократической организации, согласно которой человеческий потенциал рассматривается только лишь как заменяемый при необходимости материальный ресурс. Берулава М.Н. рассматривает оценку персонала как совокупность мероприятий по выявлению деловых, профессиональных и индивидуально-типологических качеств сотрудника [3].

     Маслов  Е.В. полагает, что оценка сотрудника - процедура, проводимая с целью «выявления степени соответствия личных качеств работника, ...результатов его деятельности определенным требованиям», причем эти требования обусловлены содержанием труда и эффективной организацией производства. Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. рассматривают оценку персонала с точки зрения анализа деятельности. По их мнению необходимость ее проведения обусловлена улучшением исполнительской деятельности сотрудников организации, планированием карьеры и определением вознаграждений за работу [24].

     Согласно Прыкину Б.В., оценка кадров - это установление потенциала личности, его индивидуальной профессиональной способности, позволяющей ему в определенное время реализовать свои знания и опыт. Десслер Г. представляет оценку работников как процесс определения типа людей (в терминах знаний и умений) и характера работ, выполняемых этими людьми с последующим заключением о том, насколько соответствует работник рабочему месту [6].

     Но в современных условиях, когда постоянно усложняющаяся деятельность часто не позволяет качественно выполнять ее посредством лишь одного специалиста, человеческий потенциал организации нужно рассматривать как единую систему, не сводимую к простой сумме потенциалов отдельных работников. Единая задача в настоящее время часто предполагает для успешного выполнения соединения усилий различных специалистов и их командной работы. При этом оценка кадров представляется не только оценкой результатов работы, а также не только выявлением особенностей личности отдельного сотрудника. В современном менеджменте, по мнению ряда исследователей, оценка персонала – это системообразующая деятельность применительно ко всей организации в целом и понятие оценки перешло через границы изучения отдельной личности. Для определения этого обобщающего понятия в научной литературе порой используется сочетание слов «социально-психологическая диагностика» (с добавлением типа объекта: организация, группа, личность).

     Какая же информация о работниках необходима при таком определении оценки персонала?  Ряд авторов (Щедровицкий П.Г., Попов С.М., Тихонов Р.Ю., Ковалевский В.И., Пищулин Н.П. и другие) акцентируют внимание на отсутствии сегодня четких описаний деятельности специалистов и моделей работы организаторов различных уровней. Несмотря на это, можно выделить четыре типа необходимой информации:

  • информация об эффективности деятельности конкретного сотрудника. Ее получение основывается на методах и технологиях оценки персонала, в отношении применения которых существует согласие подавляющего большинства специалистов;
  • информация об индивидуально-психологических качествах сотрудника. Ее наличие позволяет судить о потенциальных способностях работника. Получение этого вида информации основано на применении психодиагностических процедур, методы которых значительно представлены в отечественных и зарубежных публикациях;
  • информация о типичных способах поведения сотрудника и особенностях взаимодействия работников в команде при реализации общей задачи. Ее получение предполагает использовании процедур экспертной оценки, относительно технологии и содержания, проведения которых не существует общего мнения;
  • информация о кадровом потенциале организации в целом. Она основана на сопоставлении первого, второго и третьего видов информации с особенностями, целями и перспективами развития организации. В большинстве работ описание технологии получения этого типа информации практически отсутствует и в максимально полном виде представлено в публикациях Базарова Т.Ю. [1].

     Необходимость сбора данных типов информации определяет отход от понимания процесса оценки кадров как фрагментарного применения традиционных методов и требует их включения в целостную комплексную технологию социально-психологической диагностики кадрового потенциала организации.

     В соответствии с этими типами получаемой информации современные авторы выделяют четыре подхода к оценке персонала:

  • оценка результата (например, полученной прибыли). Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого в получение результата;
  • оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью). Наибольшая проблема — отделение реального поведения и общих характерологических черт;
  • рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода — ошибки обобщений и генерализации, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другие (примерами модифицированных рейтингов являются ориентированные на поведение рейтинговые шкалы, шкалы наблюдения за поведением);
  • процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между рядом лиц (по одному или ряду показателей). Однако при использовании прямых рейтингов могут давать ложные (субъективные) результаты.

     Все эти подходы в той или иной мере страдают общим недостатком - субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.

     По  мнению Базарова Т.Ю., проблему объективности оценки можно было бы сформулировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

  • объективно - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;
  • надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (нас-

троения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);

  • достоверно в отношении деятельности — оцениваться должен реальный уровень владения навыками;
  • насколько успешно человек справляется со своим делом;
  • комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
  • проведение оценки должно встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию [1].

     Таким образом, в данном пункте рассмотрены точки зрения российских и зарубежных специалистов по теоретическим и методическим аспектам проблемы оценки персонала, подходы к оценке персонала, этапы развития представлений о месте, необходимости и роли оценки в управлении персоналом, а также основные задачи и информация, которая получается с помощью оценки. Особое внимание уделяется проблеме объективности оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ деятельности ООО «ГК Хамина»

     2.1 Общая характеристика ООО «ГК Хамина» 

     ООО «ГК Хамина» была образована в 1993 году. Первым предприятием ГК стал спортивный клуб «Триэль». Предприятие успешно функционирует и развивается в условиях кризиса последних лет и реализовало за период с 1993 года по 2011 ряд новых крупномасштабных региональных проектов в области девелопмента, строительства, управления и эксплуатации крупных объектов, общественного питания, фитнес-индустрии, развлечений и пассажирских перевозок, в число которых входит торгово-развлекательный центр «Московский проспект», сити-парк «Град». Структура ООО «ГК Хамина» представлена на рисунке 2.

Информация о работе Совершенствование процедуры оценки в процессе отбора персонала