Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 12:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процедуры оценки кандидатов на вакансии сотрудников отдела рекрутинга в процессе отбора персонала.
Для того чтобы достичь этой цели необходимо решить следующие задачи:
− изучить теоретические основы процесса оценки персонала как в целом, так и применительно к отбору персонала;
Принципиальное отличие аттестации от оценки состоит в том, что первая направлена, прежде всего, на дачу заключения о соответствии работника занимаемой должности, а вторая дает информацию о работниках и рабочей ситуации в компании.
Итак,
можно сделать следующие
1.2 Методы, элементы и этапы процедуры оценки кандидатов в процессе
отбора
персонала
Выбор методов оценки для каждой организации является уникальной задачей.
Большинство систем оценки должностей основано на двух основных методах оценки должностей - профессиограмме и модели компетенций.
В профессиограмме отражаются нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют
ему эффективно выполнять требования профессии и вместе с тем создают условия
для развития личности самого сотрудника.
Модель компетенций отличается от профессиограммы тем, что в ходе ее создания мы исследуем успешного сотрудника, а не должностную инструкцию, выделяем набор компетенций, способствующих успешному выполнению тех или иных должностных обязанностей [1].
В зависимости от субъекта оценки выделяют индивидуальные, групповые методы и самооценка [13].
По результатам оценки методы условно можно разделить на три группы: количественные, качественные и комбинированные методы, а также комплексные методики, которые включают в себя все группы методов оценки [14].
Количественные
методы -
методы с числовой оценкой уровня качеств
работника. К ним относятся: метод коэффициентов,
балльный метод, метод стандартных оценок,
анкетирование. Характеристика количественных
методов оценки представлена в таблице
1.2.
Таблица 1.2 – Количественные методы оценки кандидатов
Наименование метода | Характеристика | Эффективность, % |
Метод стандартных оценок | Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале. Использование данного метода обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников. Степень объективности оценки можно повысить за счет использования профессионального консультанта в данной области | 30 |
Метод коэффициентов | Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников | 40 |
Анкетирование | Состоит из набора вопросов или вариантов поведения работника. Оценщик ставит отметку напротив той черты, которая, согласно его мнению, присуща работнику, в противном случае не ставит ничего. Общий рейтинг анкеты работника складывается из суммы пометок | 40 − 50 |
Балльный метод | Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения). Может производиться в заданной или свободной форме. | 40 |
Качественные методы - методы описательного характера, определяющие ка-
чества
работников без их количественного
выражения. К ним относятся: интервью,
метод биографического описания, метод
эталона, метод оценки на основе обсуждения,
метод критического инцидента, выполнение
письменных заданий, метод деловых игр,
метод аквариума. Качественные методы
оценки кандидатов представлены в таблице
1.3.
Таблица 1.3 – Качественные методы оценки кандидатов
|
Продолжение таблицы 1.3
1 | 2 | 3 |
Метод аквариума | Организация условно-деловой игры. Круглый стол, по периметру сидят эксперты. Сидящие в центре получают вопросы. Предлагается решить проблему, либо которая была в истории предприятия, либо насущна сейчас. Иногда выступают по ролям. Все эксперты фиксируют происходящее и потом отрабатывают результаты и выносят предложения. | 70 |
Комбинированные
методы -
методы, включающие как предварительное
описание, так и оценку определенных признаков,
с которыми сравниваются фактические
качества оцениваемого работника. К ним
относятся: метод экспертной оценки степени
проявления определенных качеств, тесты
и опросники, бизнес-кейсы. Комбинированные
методы оценки кандидатов представлены
в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Комбинированные методы оценки кандидатов
|
Продолжение таблицы 1.4
1 | 2 | 3 |
нию суждений и
т.п.);
а) опросник Реана. Диагностируется мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи; б) методика самооценки личности (Будасси). Определяется уровень самооценки (завышенная, заниженная или нормальная; в) личностный опросник Айзенка. Тест направлен на диагностику личностных параметров, нейротизма и экстраверсии/интроверсии; г) методика К.Томаса позволяет исследовать уровень и направленность конфликтности. Методика применяется в различных сферах психологии, психологического консультирования, психотерапии, работе с персоналом;
|
||
Бизнес-кейсы | Всестороннее описание ситуации, в которой когда-то оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени. Формулируется проблема, которую должен был решить тот или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют надежность прогноза при использовании данного метода | 50 |
Комплексные
методики -
сбалансированная совокупность оценочных
методов: сравнительные и абсолютные методы
оценки, профессиональное и психологическое
тестирование, оценочное собеседование
и другие. К ним относятся: центр оценки,
метод оценки на основе моделей компетенций.
Основные комплексные методики представлены
в таблице 1.5. Такие методики направлены
в основном не на определение соответствия
кандидата занимаемой должности, а на
выявление его внутреннего потенциала.
Комплексные методики являются достаточно
длительными и дорогостоящими, поэтому
их целесообразно применять для руководителей
и топ-менеджеров.
Таблица 1.5 – Комплексные методики оценки персонала
Наименование метода | Характеристика | Эффективность, % |
1 | 2 | 3 |
Метод оценки на основе моделей компетенций | Такие модели представляют интеллектуальные и профессиональные качества работника, его уровень коммуникабельности, необходимые для успешной деятельности в рамках существующей в компании корпоративной культуры. Разрыв между существующей и необходимой степенью компетентности становится основой для разработки индивидуальных планов профессионального развития, выполнение которых находит выражение в конкретных результатах деятельности работника и является предметом оценки, самооценки, а также независимой экспертизы | 50 - 60 |
Метод центров оценки | Это процедура во многом развивающая методику оценки на основе компетенций. Процедура центра оценки (ассессмент-центра) предполагает создание бизнес-кейсов, моделирование рабочих и управленческих ситуаций, которые проявляют индикаторы поведения оцениваемых компетенций и объединяют задания в согласованную процедуру оценки | 70 - 80 |
Рассмотренные методы являются традиционными. Также существуют и нетрадиционные методы оценки кандидатов: полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией; алкогольный и наркотический тесты как часть типового медицинского осмотра при поступлении на работу; психоанализ в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях; физиогномика [4].
В процессе оценки кандидатов
руководство отбирает самых подходящих
кандидатов из резерва, созданного во
время набора. Чаще всего выбирать следует
кандидата, имеющего наилучшую квалификацию
для осуществления работы на данной должности.
На должности, где определяющим фактором
являются технические знания (научный
работник), выбор будет основываться на
образовании и прошлой научной деятельности.
Для руководящих должностей важное значение
составляет умение налаживать межрегиональные
отношения, а также совместимость данного
кандидата с подчиненными и вышестоящими
начальниками. Прежде, чем будет вынесено
решение об оценке, заявителям нужно пройти
ряд уровней процедуры оценки. На каждом
уровне часть заявителей отсеивается.
Возможно использование не всех уровней,
это зависит от характера вакансии. Основные
составляющие процедуры оценки представлены
в таблице 1.6.
Информация о работе Совершенствование процедуры оценки в процессе отбора персонала