Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:44, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Целью работы является разработка методических рекомендаций, либо предложений, связанных и направленных на повышение и совершенствование методов управления в государственных и муниципальных органах Республики Бурятия (на примере Народного Хурала Республики Бурятия), соответственно это и изучение структуры данного учреждения в настоящее время. Эта цель обусловила основные задачи дипломного исследования:
- изучить сущность государственного управления;
- проанализировать систему методов государственного управления;
- рассмотреть полномочия Народного Хурала, структуру организации и управления Народного Хурала Республики Бурятия;
- провести анализ методов управления, используемых в Народном Хурале;
- разработать отдельные предложения по совершенствованию методов управления в Народном Хурале Республики Бурятия.
Введение 3
1 Основы государственного управления
1.1 Сущность государственного управления 8
1.2 Система методов государственного управления 15
2 Анализ системы методов управления в Народном Хурале РБ
2.1 Полномочия, структура организации и управления Народного
Хурала 24
2.2 Анализ методов управления в Народном Хурале 36
3 Пути совершенствования методов управления в Народном
Хурале Республики Бурятия
3.1 Совершенствование правовых форм деятельности аппарата
Народного Хурала Республики Бурятия 44
3.2 Внедрение системы бюджетирования, ориентированного на
конечный результат 51
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложения
Наиболее общим, сближающим моментом в государственном управлении является потребность в профессиональных руководителях. Самая стандартная ситуация: сотрудник хорошо зарекомендовал себя на работе, ему предлагается повышение и он становится начальником подразделения. Его деятельность сразу же кардинально изменяется - раньше он руководил только собой и выполнял определенные функции, а теперь ему предстоит руководить людьми. В этой ситуации начинающий руководитель нуждается в профессиональных управленческих знаниях, методах, навыках, которыми он пока еще не обладает.
Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком и узком значениях. В широком смысле - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых государственных органов всех ветвей власти, а также государственных служащих. В узком (организационно-правовом) смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемая системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Для целей проводимого исследования государственное управление следует рассматривать в узком значении, так как именно в организационно-правовом смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.
Анализ юридической литературы позволил выделить ряд особенностей, характеризующих государственное управление в узком понимании1:
- государственное управление
- это конкретный вид деятельности по реализации
единой государственной власти, имеющий
функциональную и компетенционную специфику,
осуществляемый исполнительно-
- суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании, умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм);
- государственное управление
- это подзаконная деятельность административного,
исполнительно-
- государственное управление - это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Таким образом, государственное
управление, являясь разновидностью социального
управления, представляет собой подзаконную
деятельность административного, исполнительно-
Управление является комплексной задачей всего общества, в реализации которой принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления (от федеральных до местных органов самоуправления [39, с.90].
Глобальной целью функционирования системы государственного управления является обеспечение оптимального качества жизни граждан на всей территории государства. Качество жизни – это интегрированное понятие, выражающее количественный и качественный аспекты удовлетворения материальных и духовных потребностей людей [52, с.95-103]. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность понятия «качество жизни», его конкретизация и построение «дерева целей» для системы государственного управления являются чрезвычайно сложными. Это связано с рядом объективных обстоятельств:
- объект управления многообразен и неоднороден (столкновение интересов, потребностей, запросов, представлений различных социальных групп и отдельных людей);
- недостаточная обратная связь, не позволяющая субъекту управления реагировать должным образом на изменяющиеся запросы;
- множественность конкретных целей затрудняет определение приоритетов.
Проанализируем основные аспекты данного понятия (см. табл.1).
Таблица 1 - Качество жизни граждан
Качество жизни граждан |
Физическое
и биологическое состояние |
Соблюдение прав и свобод человека, личная и общественная безопасность, уровень обеспечения правопорядка в государстве |
Уровень жизни |
Труд и занятость |
Воспроизводство
гуманитарно-личностного |
|
1 физическое и биологическое состояние окружающей среды |
1 права и свободы человека, личная безопасность |
1 доходы и расходы населения, общий объем потребляемых товаров и услуг |
1 занятость и безработица, оплата труда |
1 образование и развитие |
2 социально-демографические параметры населения |
2 безопасность собственности, имущества |
2 жилище, социальные возможности и преодоление неравенства |
2 условия и безопасность труда |
2 культура и спорт |
3 состояние здоровья населения |
3 уровень правопорядка |
3 социальная защита |
3 социальное партнерство |
3 досуг и отдых |
Даже такое, относительно подробное рассмотрение данного понятия не исчерпывает его содержания, что еще раз подчеркивает сложность формулировки глобальной цели функционирования системы государственного управления.
В связи с вышеизложенным, необходимо кратко охарактеризовать цели и задачи государственного управления.
Деятельность по управлению, применение различных его способов образуют процесс государственного управления, который как важнейшая составная часть характеристики структуры государственного управления включает в себя следующие элементы: цели и задачи управления, функции управления, формы и методы их осуществления.
Под целями и задачами понимается «область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа» [30, с.104]. В системе управления важнейшее значение имеют его цели. Весьма точное определение дал Г.В. Атаманчук: «управление - это целеполагающее, то есть сознательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в форме самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.) [19, с.29-30]. Определение целей - первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям) [20, с.6]. На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или организации управления, так как правильно выбранная цель определяет успешное решение задач [20, с.72].
Главная цель управления распадается на производные (подцели) различного порядка, которые ставятся перед субъектом управления.
По значимости можно выделить: стратегические, тактические, оперативные цели.
Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.
Думается, для достижения указанных целей перед системой управления стоит необходимость решить следующие задачи:
- повышение эффективности управления при минимизации затрат;
-повышение адресности в предоставлении услуг гражданам, нуждающимся в них;
- создание государственно-общественной системы оценки качества и контроля деятельности учреждений всех типов и видов собственности, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию;
- обеспечение единого социально-правового и информационного пространства, создание системы законов и иных нормативных правовых актов, которая бы органически объединяла федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации;
- более четкое разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также органами местного самоуправления в области на основе договоров; развитие программно-целевого механизма управления и финансирования; стимулирование смешанного частно-государственного финансирования системы управления;
- самостоятельности учреждений и организаций в выборе стратегии развития, содержания реализуемых программ и услуг, финансово-хозяйственной деятельности.
Рассмотрение организации государственного управления отдельными областями деятельности, составляющими административно-политическую сферу российского общества, позволяет сделать некоторые выводы и обобщения. Прежде всего, ясно, что административно-политическая сфера не однородна. Она объединяет тесно связанные между собой и взаимодополняющие области государственного управления: оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, иностранные дела. Учитывая специфику данных областей, исключительными управленческими полномочиями в административно-политической сфере обладает Президент РФ, который осуществляет руководство деятельностью соответствующих федеральных органов исполнительной власти (Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Минюста РФ, МИД РФ). В административно-политической сфере сохраняется жесткое централизованное управление. Еще одной существенной особенностью административно-политической сферы является широкая возможность государственных органов, действующих в ее рамках, использовать меры административного принуждения. Поэтому актуальна проблема контроля и надзора за законностью и обоснованностью их применения.
В целом управление в административно-политической среде носит характер властно-распорядительной деятельности, которая опирается на авторитет и силу государства, на его бюрократический аппарат и полномочия в сфере применения легального принуждения в случаях нарушения нормальных общественных отношений.
Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления функций управления. Иными словами, методы управления можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем управления.
Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.
Существуют следующие группы
методов: административно-
Рисунок 1 - Система методов муниципального управления
Рассмотрим перечисленные
Государственный орган власти
осуществляет свои функции двумя методами:
правовыми и административно-
Правовой – предполагает принят
Правовые методы государственно
Административно-
Административно-