Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:58, дипломная работа
Целью дипломного проекта является выработка рекомендаций по повышению организационно –экономической и социальной эффективности использования и развития персонала организации на основе совершенствования кадровой политики.
Реализация поставленной цели предполагает решений следующих задач:
• проанализировать содержание основных теоретических подходов к рассмотрению сущности и содержания кадровой политики организации, определить ее цели, факторы и методологические подходы к исследованию и реализации.
• охарактеризовать современное состояние ООО «Мафузи»;
• провести организационно – экономическую оценку кадровой политики, применяемой в ООО «Мафузи»;
• определить приоритетные направления совершенствования кадровой политики;
• предложить методику комплексной сравнительной оценки уровня использования кадров в организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой политики в организации……….....6
1.1 Кадровая политика организации и ее особенности…………………..….6
1.2 Мотивация труда как основа кадровой политики………………............16
1.3 Этапы формирования кадровой политики организации………….....…24
Глава 2. Анализ и оценка эффективности кадровой политики в деятельности ООО «Мафузи»…………………………………………….…………………….30
2.1 Характеристика хозяйственной деятельности организации………...…30
2.2 Анализ профессионально –квалификационной структуры персонала организации…………………………………………………………………...37
2.3 Результаты организационно –кадрового аудита ООО «Мафузи»….......41
Глава 3. Совершенствование кадровой политики в ООО «Мафузи»………...49
3.1 Механизм развития кадровой политики в организации………………..49
3.2 Методическое и организационное обеспечение кадровой политики и системы управления персоналом в организации………………………...…60
Заключение…………………………………………………………………...….71
Список использованных источников…………………………………….….…77
Приложения……………………………………………………………………...81
НОУ ВПО московская академия предпринимательства
при правительстве москвы
Факультет менеджмента
Специальность «Менеджмент организации»
Специализация «Административный менеджмент»
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой «Менеджмент»
д.э.н., проф. Журавлев П. В.
___________________________
«_____» ______________ 2011 г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: совершенствование кадровой политики организации (на примере ООО «Мафузи»)
Выполнил студент
5 курса
очной формы обучения
____________ ______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
_____________ ______________________________
(подпись) (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)
Москва 2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой политики в организации……….....6
Глава 2. Анализ и оценка эффективности кадровой
политики в деятельности ООО «Мафузи»…………………………………………….…………
2.1 Характеристика хозяйственной деятельности организации………...…30
2.2 Анализ профессионально –квалификационной
структуры персонала организации…………………………………………………
2.3 Результаты организационно –кадрового аудита ООО «Мафузи»….......41
Глава 3. Совершенствование кадровой политики в ООО «Мафузи»………...49
3.1 Механизм развития кадровой политики в организации………………..49
3.2 Методическое и организационное обеспечение кадровой политики и системы управления персоналом в организации………………………...…60
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….….…77
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. На современном этапе перед отечественной туриндустрией стоит задача выживания и нормального развития в условиях жесткой конкурентной борьбы. Эта задача требует совершенно иной организации деятельности хозяйствующих субъектов, построенной на новых представлениях о роли и месте человеческого фактора. Решением данной проблемы должна стать качественно новая кадровая политика, которая в современных условиях не просто совмещается со стратегической концепцией развития организации, а составляет ее основу. Однако позитивных изменений в кадровой политике организаций пока не наблюдается. Функции управления персоналом раздроблены между разными структурными подразделениями, примитивны по содержанию, не проводится внутренний аудит и мониторинг персонала, отсутствуют подходы к комплексной оценке уровня использования кадров, и т.д.
В научном плане вопросы кадровой политики в настоящее время разработаны недостаточно. Большинство авторов только констатируют, что новые экономические и общественные процессы требуют и новых подходов к кадрам и персоналу. Теорию кадровой политики нередко подменяют всевозможные руководящие указания, постановления и т.д. Существует необходимость показать, что теория и практика кадровой политики есть отражение существенных, необходимых, устойчивых и повторяющихся процессов и связей, обусловленных развитием трудовой деятельности человека.
Вопросы формирования и развития кадровой политики организации находятся на пересечении интересов общества, требований профсоюзов, правительственных решений, желаний индивидов и множества организационных требований и проблем. Данные вопросы особенно актуальны для торговых организаций, имеющих большое значение в сфере торговли, так как они выполняют достаточно важную функцию. Проблема продовольствия всегда и везде была объектом повышенного внимания, как со стороны государства так и общества. Все вышесказанное, а также потребности экономической науки и практики определили выбор темы дипломной работы, ее важность и отраслевую значимость.
Целью дипломного проекта является выработка рекомендаций по повышению организационно –экономической и социальной эффективности использования и развития персонала организации на основе совершенствования кадровой политики.
Реализация поставленной цели предполагает решений следующих задач:
Объект исследования – организация ООО «Мафузи».
Предмет исследования – кадровая политика торговой организации как стратегическая основа системы управления персоналом.
Научная новизна проведенных исследований заключается в следующем:
- теоретически обоснованы и разграничены сферы применения экономических категорий управления персоналом и управления человеческими ресурсами как основы кадровой политики организации;
- предложена модель формирования и реализации кадровой политики в организации, позволяющая оптимизировать процесс управления персоналом и повысить эффективность использования кадров в организации;
- разработана методика комплексной сравнительной оценки уровня использования кадров для предприятий торговли, позволяющая оперативно оценивать ситуацию в области управления персоналом и ее динамику в организации.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в возможности применения модели формирования и реализации кадровой политики и методики комплексной сравнительной оценки уровня использования кадров для совершенствования управления персоналом в торговой организации ООО «Мафузи». Данные разработки также могут быть использованы и другими организациями вне зависимости от их величины, формы собственности и отраслевой принадлежности. Рекомендации дипломного исследования могут быть использованы в работе консалтинговых и аудиторских фирм.
Методы исследования. Методической основой дипломного проекта являются системный подход, теории экономического поведения, а также общие положения теории управления, социологии труда и управления, менеджмента, а также формирующейся в настоящий период экономики и организации сферы торговли.
В работе использован системный подход к анализу рассматриваемых проблем, методы логического анализа, методы группировок и классификаций, анализа, приемы и методы статистического и социологического анализа и обработки данных, метод научного наблюдения.
Объем, структура и содержание работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Проект содержит 80 страниц машинописного текста, 9 таблиц, 13 рисунков, список использованной литературы включает 19 наименований. Структура дипломного проекта отражает логику поставленных в ней задач.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие «политика предприятия туриндустрии» включает в себя систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Она разрабатывается собственниками предприятия, высшим руководством, кадровыми службами с целью облегчить своевременное обеспечение предприятия персоналом заданного качества и в необходимом количестве, способствовать наиболее полной реализации предусмотренных трудовым законодательством прав и обязанностей работников, рационально использовать их трудовой потенциал. [12, c.32]
Кадровая политика - часть общей политики предприятия туриндустрии, отражающая сложившуюся концепцию ее развития. Место и роль кадровой политики в общей политики предприятия показаны на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Место и роль кадровой политики в общей политики предприятия туриндустрии
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами. [12, c.49]
Кадровую политику можно определить как систему целей, принципов, и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников [27, с. 123].
Кадровая политика предприятия туриндустрии - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды [27, с.123 ].
Основным содержанием кадровой политики являются, во-первых, обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров; во-вторых, развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестации и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе; в-третьих, совершенствование организации и стимулирование труда, обеспечение техники безопасности, социального развития и социальной защиты работников. [29, c.315]
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкование. В широком смысле «кадровая политика» – это система принципов и норм (которые должны быть осознанны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией предприятия туриндустрии (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач предприятия). [18, c.126]
В узком смысле «кадровая политика» - это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и предприятия [23, с. 137].
Основная цель кадровой политики - обеспечить выполнение социально-экономических задач тем составом персонала и с таким уровнем его профессионализма и компетентности, который может это сделать и в настоящем, и в будущем. Достигается эта цель решением основных задач управления процессом формирования требуемого состава и качества персонала, а также рационального использования его возможностей. Более подробно цели кадровой политики показаны на рисунке 1.2. [35, c.105]
Рис. 1.2. Цели и задачи кадровой политики предприятия туриндустрии
Собственные цели кадровой политики предприятия туриндустрии определяются с учетом основных положений всех составных частей концепции ее развития и включают:
- цели, связанные с внешними условиями деятельности предприятия туриндустрии (рынок труда, взаимоотношения с государственными и местными властями и т.д.);
- цели, определяемые внутренними условиями, реализация которых направлена на улучшение отношений предприятия туриндустрии со своими сотрудниками (их участие в управлении).
Основополагающими принципами формирования кадровой политики являются:
- научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
- комплексность, когда
должны быть охвачены все
- системность, то есть учет взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
- необходимость учета
как экономического, так и социального
эффекта, как положительного, так
и отрицательного влияния того
или иного мероприятия на
- эффективность, любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности. [25, c. 503]
Формирование кадровой политики начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений работы с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации стратегии предприятия туриндустрии. [26, c. 678]
Механизм реализации кадровой политики представляет собой систему планов, норм и нормативов организационных, административных, социальных, экономических, и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации персонала.
Инструментами реализации кадровой политики являются:
- кадровое планирование;
- текущее планирование;
Информация о работе Совершенствование кадровой политики организации (на примере ООО «Мафузи»)