Система начисления заработной платы, поощрений и премий сотрудникам

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет обращено внимание на:

1. раскрытие теоретических подходов к проблеме мотивации деятельности кадров;

2. рассмотрение современных форм и методов стимулирования труда.

Содержание

Введение



Раздел Ι. Мотивация трудовой деятельности как средство достижения максимальной эффективности персонала

1.1 Содержательные и процессуальные теории мотивации с. 5

1.2 Задачи мотивации с.11

Раздел ΙΙ. Основные тенденции изменения системы стимулирования персонала



2.1 Понятие стимулирования персонала с.20


2.2. Современные формы и методы стимулирования с. 24

2.3 Виды стимулирования с. 27

2.4 Материально-социальные стимулы с. 31

2.5.Морально-психологические стимулы с. 34

Раздел III. Система начисления заработной платы, поощрений и премий сотрудникам Администрации г. Нальчика отдела «Департамент образования и науки»


3.1 Общие положения отдела «Департамент образования и науки» с. 42


Заключение


Список использованной литературы



Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по персоналу мотивация.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

внутренняя  противоречивость системы заработной платы ослабляет  связь  между размером заработка и содержательностью  труда.  Суть  этого  противоречия  в том, что стимулируется, прежде всего, закрепление  работников  на  месте привлекательным трудом, в результате чего оплата  труда  на  таких  местах выше, чем на рабочих местах, требующих высокой квалификации.

      Результатом отчуждения труда  стала общая трудовая пассивность. 

    Итак, состояние трудовой мотивации  можно  охарактеризовать  следующими основными  признаками:  общая  трудовая   пассивность;   низкая   значимость общественных    мотивов    труда;    служебного,     профессионального     и квалификационного роста; определение социального статуса личности в  большей степени    по    нетрудовым    критериям;    желание    иметь    стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень  потребностей,  но   с   низкой   интенсивностью    труда. 

   
 

  
 
 
 
 
 

2.2. Современные формы и методы стимулирования 

     

Система морального и материального стимулирования  труда  в  различных

компаниях предполагает комплекс  мер,  направленных  на  повышение  трудовой

активности  людей  и как следствие повышение эффективности труда и его качества. Известный японский менеджер Л. Якокка писал: «Когда  речь  идет  о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей». 3

Мотив формируется только тогда, когда  у   субъекта  управления  есть  блага

необходимые для  удовлетворения  потребностей  работника.  Далее  эти  блага употреблялись нами в схеме мотивационного процесса и модели  Портера-Лоулера как вознаграждение. Вознаграждение  понимается  как  нечто,  что  побуждает человека работать. Но в отличии от мотивов,  которые  являются  побуждениями внутренними, вознаграждения побуждают  человека  к  труду,  воздействуя   на него внешне, т.е. находятся вне сознания человека и  вообще  по  сути  своей категорически  отличаются  от  мотивов,  т.к.  мотив  это  внутрипсихические процессы   человека   выражающиеся   в   определенной   устремленности, а вознаграждения есть блага, которые  могут  в  сочетании  с  соответствующими потребностями способствовать появлению  определенной  трудовой  мотивации  (если речи идет о труде, а не о поведении вообще).

   Любые  блага,  материальные  или  духовные, удовлетворяющие  потребностям  человека,  если  их  получение   предполагает трудовую деятельность, следует называть стимулами труда. Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда  стимулами является все то, что человек считает для себя ценным.

    Стимулирование труда  предполагает  создание  условий,  при  которых   в

результате  активной трудовой деятельности  работник  будет  трудиться  более эффективно и более производительно, т.е.  выполнит больший объем работ,  чем было оговорено заранее.  Здесь  стимулирование  труда  создает  условия  для осознания работником,  что  он  может  трудиться  более  производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою  очередь,  потребность,  трудиться более  производительно.  Т.е.  появления  у  работника   мотивов   к   более эффективному труду и реализации этого мотива  (мотивов) в процессе труда.

    Хотя  стимулы  и  побуждают  человека  трудится,  но   их   одних   еще

недостаточно  для производительного труда. Система  стимулов и мотивов  должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой  деятельности.

Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что  он  за заранее  оговоренные  вознаграждения   должен   выполнять   некоторый   круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь  сфера контролируемой  деятельности  и  работают  мотивы  избегания,  связанные  со страхом  наказания   за   невыполнение   предъявленных   требований.   Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ  должно  быть  как  минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений.

    Работник должен знать, какие требования  к нему  предъявляются,  какое

вознаграждение  он получит при их неукоснительном  соблюдении,  какие  санкции последуют  в  случае  их  нарушения.  Дисциплина  несет  в   себе   элементы принуждения,   ограничения   свободы   действий.    Однако    грань    между контролированием и стимулированием  условна  и  подвижна,  т.к.  работник  с сильной  мотивацией  обладает   самодисциплиной,   привычкой   добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

    Система стимулирования вырастает как  бы   из  административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда  эффективно в том случае, если  органы  управления  умеют  добиваться  того  уровня,  за который платят. Цель стимулирования - не только побудить  человека  работать вообще,  а  побудить  его  делать  лучше  (больше)  того,  что   обусловлено трудовыми отношениями.

    По виду потребностей или потребностей, которые  удовлетворяют  стимулы, последние можно разделить на внутренние и внешние. К первым относят  чувства самоуважения,   удовлетворения   от   достижения    результатов,    ощущения содержательности и значимости своего труда «роскошь человеческого  общения», возникающего в процессе выполнения работы и другие. Их также можно назвать моральными   стимулами.   Внешним   вознаграждением   является    то,    что предоставляется компанией в  замен  выполненной  работы:  заработная  плата, премии, служебный рост, символы статуса и  престижа,  похвалы  и  признания, разнообразные льготы  и  поощрения.  Их  также  можно  назвать  денежными  и материально-социальными стимулами.

    Вышеперечисленные  виды  стимулов  рассмотрим   поподробнее,   т.к.   в

совокупности  они  составляют  и  являются  главными  элементами  эффективной системы стимулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Виды  стимулирования 

1. Материальное  денежное стимулирование.

    Деньги - это наиболее очевидный  и наиболее используемый способ, которым

организация может вознаградить сотрудников. Применение  теории  потребностей Маслоу  к  заработной  плате  позволяет  сделать  вывод  о  том,   что   она удовлетворяет  многие  потребности  различного   типа   -   физиологические, потребности уверенности в будущем  и  признании.  Отсюда  вытекают  основные функции заработной платы:

    - воспроизводственная;

    - статусная;

    - стимулирующая.

    Воспроизводственная  функция,  как  известно,  состоит   в   обеспечении

работнику  расширенного  воспроизводства  его  рабочей  силы   на   принятом социально-нормативном  уровне  потребления.   Отсюда  и  исходное   значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к остальным функциям,  тем более в  российских  условиях,  когда  по  сути  все  вопросы  оплаты  труда концентрируются исключительно на возможности  достижения  достойного  уровня жизни. Главное свойство  заработной  платы  -  быть  основной  частью  фонда жизненных  средств  работника.  Без  этого  она  не   может   выполнить   ни воспроизводственную, ни стимулирующую функцию. К сожалению, на  практике  так и происходит. По оценке специалистов Института труда  (4-85),  в  1990  году минимальная  заработная  плата  (80  руб.)  была   в   полтора   раза   выше прожиточного минимума. В январе 1992 года, прежде всего из-за  либерализации цен, она сравнялась со  стоимостью прожиточного  минимума,  а в настоящее время составляет менее 20%.

    Воспроизводственная функция заработной  платы еще больше нарушается  при задержках с ее выплате.

    На основе теории Герцберга   можно  заключить,  что  воспроизводственная

функция заработной платы  есть  гигиенический  фактор,  при  отсутствии  или недостаточной  степени  которого  у  человека   возникает   неудовлетворение работой, что естественно  будет  приводить  к  понижению  производительности труда.

    Статусную функцию заработной платы можно полагать  реализованной,  если статус, определяемый  размером  заработка  соответствует  трудовому  статусу работника в рамках рассматриваемой общественной структуры  под  «  статусом» принято подразумевать положение человека в той или иной  системе  социальных связей и отношений; соответственно  трудовой  статус  -  это  место  данного работника по отношению к другим  работникам  как  по  вертикали,  так  и  по горизонтали. Размер вознаграждения за труд - один из  важнейших  показателей этого статуса. Например,  начальник  какого-либо  подразделения  организации стоит по статусу выше  рядового  работника  этого  подразделения.  По  этому статусная функция  будет  выполняться  если  оклад,  начисляемый  начальнику будет выше, чем оклад рядового работника.

    С одной стороны, это может  стимулировать  работников  низших  рангов  к

более эффективной деятельности с целью  получения более высокой  должности  и соответственно более  высокого  заработка  (или  любой  другой  должности  с большим окладом), конечно, при условии, что  размер  оплаты  сотрудников не относиться к разряду сведений конфиденциальных.

    С другой стороны,  необоснованная,  несправедливая  (с  точки  зрения

простого  работника)  дифференциация  заработной  платы  ведет   к   падению мотивации и, соответственно, результатов труда. К сожалению,  в  России  все предпосылки для этого есть. На фоне  массового  обесценивания  рабочей  силы неоправданно увеличивается дифференциация заработной  платы.  Соотношение  в уровнях заработной платы 10-ти % работников  с  наиболее  низкой  заработной платы и 10-ти % с самой высокой за период 2000 -  2007  года  увеличилась с 1:4 до 1:26 (  4-85). 

    Следующая - стимулирующая - функция   с  позиции  руководства   наиболее важна: выгодно, чтобы работник выполнял свои функции с  наибольшей  отдачей.

На основании  теории ожидания можно сделать вывод,  что  только  при  наличии определенных   условий   рост   заработной   платы   стимулирует   повышение производительности труда. Первое из них  состоит  в  том,  что  люди  должны придавать ей большое значение, т.е. она, как  уже  говорилось  выше,  должна быть основным источником дохода. Второе заключается в том, что  люди  должны верить  в   существование   четкой   связи   между   заработной   платой   и производительностью   труда,   и   конкретно   в    то,    что    увеличение производительности обязательно  приведет  к  росту  заработной  платы,  т.е. размер вознаграждения должен определяться индивидуальным вкладом  каждого  в общий результат. Вклад  же  этот  воплощает  профессионализм,  инициативу  и трудовые усилия.

    Многие отечественные ученые  и  специалисты  отмечают,  что  заработная

плата плохо, а зачастую вообще не связана  с  конечными  результатами  труда.

Отрыв оплаты отличных трудовых усилий работников  вызывает  замещение  в  их сознании  трудовой  основы  заработной  платы  потребительской,   т.е.   они определяют ценность вознаграждения не личным трудовым вкладом,  а  тем,  что можно приобрести за полученную заработную плату, а это ведет к ослаблению  и гашению  стимулирующей  функции  заработной  платы.  Более  того,  в   своих притязаниях работник исходит не из того, сколько он может заработать,  а  из желаемого «потолка» оплаты, который человеку свойственно поднимать все  выше и  выше,  вследствие  чего  ощущение  несправедливости  оплаты  становится постоянным. Соответственно  уменьшается  и   удовлетворенность   заработной платой даже и в случае если бы  она  повышалась  с  ориентацией  целиком  на притязания, за ними все равно не угнаться.

    Названные  негативные   тенденции   (обесценивание   рабочей   силы,

неоправданная дифференциация в оплате труда и  низкая ее стимулирующая  роль) набрали такую силу, что можно говорить об исчезновении  в  экономике  России заработной платы как экономической  категории,  о  превращении  ее  в  некую социальную выплату, не связанную с общественной оценкой  ни  количество,  ни качество, ни результатов труда.

    Рассмотрим некоторые системы  оплаты труда, применяемые   как  в  России, так и за рубежом.

    С точки зрения простоты и  доступности наиболее  подходящей  для  многих работников  являются  повременная  повременно-премиальная   система   оплаты труда. 
 

Информация о работе Система начисления заработной платы, поощрений и премий сотрудникам