Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
17. Конституция РФ
Конституция Р Ф — основной закон РФ; единый, имеющий высшую юридич. силу, прямое действие и верхов-во на всей терр-и РФ политико-правовой акт, посред-вом кот-го народ учредил основные принципы устройства общества и гос-ва, определил суб-ты гос. власти, механизм её осущест-ия, закрепил охраняемые гос-вом права, свободы и обязанности чел-ка и гр-на. Действующая К РФ – к-ция референдарная, она принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском реф-ме. Структура К-ции Р Ф-принятый в ней порядок, посред-вом кот-го устан-тся определ.система групп-ки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.Структура:Конст-
для принятия конституц-ной поправки необх-мо, чтобы она была одобрена больш-вомне м-е 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не м-е 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.
18. Основы конституционного строя.
Конституц.строй – это такая орг-ция гос.и обществен. жизни, при кот.гос-во явл. политич.орг-цией гражд.общ-ва, и/т демократич. правовой хар-р, и в нем чел-к, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обяз-тью гос-ва. К 1-й группе этих принципов можно отнести основы орг-ции гос. власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; гос. суверенитет; принцип, констатирующий, что РФ - часть мирового сообщества.2-ю группу принципов составляют основы взаимоотн-й гос-ва и чел-ка, гражданина, правового статуса чел-ка и гр-на. К ним отн.: признание и утверждение прав и свобод чел-ка и гр-на высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность гос-ва. 3-я группа включ. основы орг-ции жизни гражд.общества.Принцип народовластия хар-ет РФ как демократич. гос-во (ст.1 К-ции). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единствен.источником власти в РФ явл.её многонац-ный народ (ст.3 К-ции). Народ осущ-ет свою власть непосред-но, а также ч-з орг-ы гос. власти и орг-ы МСУ. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федер-му закону.Сувер-тет РФпровозглаш-ся в К-ции РФ как одна из основ конст-го строя.Сув-т гос-ва – это св-во гос-ва самостоят-но и незав-мо от др.гос-тв осущ-лять свои ф-ции на своей тер-рии и за ее пределами, в м/ународном общении. С-но ст.7 К-ции РФ Россия провозглаш-ся соц. гос-вом, политика кот.о напр-на на создание усл-й, обеспеч-щих достойную жизнь и свободн. развитие чел-ка. Гл. задача соц.гос-ва – достиж-е такого обществен. прогресса, кот.основыв-ся на закреплённых правом принципах соц. справед-сти, всеобщей солидарности и взаимной ответ-сти. Соц. гос-во призвано помогать слабым, влиять на распре-ие экон. благ исходя из принципа справедл-сти, чтобы обеспечить кажд. достойное чел-ка существ-е.Соц. гос-во стремиться обеспечить каждому своему гр-ну достойный чел-а прожиточный минимум. Возм-сть чел-ка зарабатывать предпол-ет, прежде всего, наличие работы. Одной из важнейш. целей соц. гос-ва явл. сглаживание соц. нерав-ва, преодоление его крайних форм. Разнов-стью соц. нерав-ва явл. нерав-во, связанное с утратой дохода или ср-в к существ-ию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безраб-цы и т.п. Ср-вом, кот.исп-ет соц. гос-во, чтобы противостоять этому, явл.я соц. обеспечение. Наиб-е хар-ные черты соц. гос.ва отражаются в его соц. политике, которая «напр-на на созд-е усл-й, обеспеч-их достойную жизнь и свободное развитие чел-ка». Экономич. основой констит-ного строя России явл.находящееся в стадии становления соц.рыночное хоз-во, в рамках кот-го произв-во и распределение товаров и благ осущ-ся в основном посредством рыночных отн-й. Их уч-ками выступают частные суб-ты хозяйствования, конкурирующие м/у собой. В К-ции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В РФ, - установлено в ст.8 п.2 К-ции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, гос., муницип. и иные формы собственности» Гос. собственность дел. на федер.и собственность суб-тов РФ. Муницип.собств-сть - это собств-сть города, района или другого муниципального образования, на тер-и кот. осущ-ся МСУ. К иным формам собств-сти можно отнести собств-сть обществ-ных объединений, некоммерч. орг-ций.Право частной собств-сти, дополняется также правом граждан на свободное использов-е своих спос-стей и имущ-ва для предпринимат. и иной закрепленной законом эконом.деят-сти
19. Понятие и формы народовластия: общая характеристика
В РФ единственный источник власти – народ.
Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.
Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект – граждане РФ; 2) объект – власть.
Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.
Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.
В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.
Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
20 Федеральное Собрание
Федера́льное собра́ние — высший представительный и зако
Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:
для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
21. Судебная власть в РФ
Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами; имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судеб
признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; финансирования судей из федерального бюджета.
Органы судебной власти
По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Функции судебной власти
Правосудие.
Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
Толкование правовых норм.
Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»)
Роль и место судебной власти в современной России
Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечет за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.
22. Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет, метод, принципы, система.ГП - это отрасль права, регулирующ. имущ. и личные неимущ. отн-я, основан. на равенстве, автономии воли, имущ-й самостоят-сти их уч-ков. Предметом ГП явл.имущ.и неимущ.отн-я. Имуществ.отн-я — это отн-я по поводу имущ-ва, т.е. матер-ых предметов и др. экономич.ценностей, и притом по поводу конкретных материальных об-тов и м/у конкретными суб-ми.Об-том им.отн-й м.б не т/о материальный предмет (дом, автомобиль, личные неимуществ.отношения – отн-я, возникшие м/у людьми по поводу нематер. благ и не имеющие экономич. содержания, незав-мо от степени связанности с имущ-ми отн-ми: личные неимуществ.отн-я , связанные с имуществ-ми (н-р, возникшие по поводу авторства на произвед-я науки, лит-ры и ис-ва). В этом случае имуществ. отн-я производны от неимущест-х (н-р, право автора на вознагражд-е); личные неимуществ-ые отн-я , не связ. с имущ-ми (н-р, защита чести, достоинства и деловой репутации). Метод правов. регулир-я ГП-сов-сть приемов, способов и ср-тв, с п/ю кот-х соотв-щая отрасль права возд-ет на обществен. отн-я, составляющ. её предмет.ГП регул-ет обществен. отн-я на основе диспозитивности, рав-ва и взаимной оценки уч-ков гражд.оборота, неприкоснов-сти собств-сти, свободы дог-ра и недопустимости произвольного вмешат-ва кого-либо в частные дела.Диспозитивность означ., что правовые нормы регул-ют гражд. отн-я лишь в случае, если иное не устан-но соглаш-ем (догов-м) сторон, участв. в конкр. правоотн-и.Этим сторонам гражд. правоотн-й обеспеч-ся свобода волеизъявления в опред-и своих прав и обяз-стей, ограничиваемая лишь незначит. кол-вом императивных (обязат.) норм, в т.ч. запретов, устан-ных в ц/х защиты общегос.инт-сов и инт-сов самих уч-ков гражд.правоотн-й (н-р, запрет злоупотребления правом). Принципы ГП:1)рав-во уч-ков гражд. правоотн-й.2)неприкоснов-сть собств-сти. Никто не м.б. лишен своего имущ-ва иначе, как по реш-ю суда. 3)свобода договора-уч-ки гражд. правоотн-й самост-но решают ? о том, вступать ли им в эти отн-я, с кем и на каких усл-ях. -недопустимость вмешат-ва в частные дела- сост.в праве каждого на неприкосновен-сть частн. жизни, личн.и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени –беспрепятствен. осущ-е гражд. прав-каждый и/т право на своб. использ-е своих спос-стей и имущ-ва для предприн-ской деят-сти.-восстановл-е и судеб.защита нарушенных прав-лицо,кот-му был причинен вред, д-н получить соотв-щую компенсацию, направлен. на восстановл-е его имущ-ного положения.Ф-ции ГП.-основн.направл-ия его возд-я на обществен.отн-я, на поведение людей.Регулятивные -связ.с регулир-ем обществ.отн-й (экон.отн-й в общ-ве). Это преимущ-ная ф-ция гражд., труд., земельного, семейного и жилищного права.Охранительные – обеспеч-ет защиту нарушенных суб-тных имущ-ных и личных прав. Система - внутренне согласованное единство и деление правов. норм, составляющих ГП.Все гражд.правов.нормы,составляющ. систему ГП, дел. на общую и особенную части. Общая часть:положения о предмете ГП, возникн-и, осуществл-и и защите гражд. прав, суб-ах и об-тах гражд. прав, о главном основании возникн-ия гражд.прав- сделках, о сроках и т.д. Все остальн.нормы можно отнести к особен.части. В соврем. период в ходе развития реформ в РФ гражд.право — одна из основных отраслей права. В ходе реформ Россия постепенно перешла на нормы ГП, принятые в развит.странах и отражающие новые эконом. условия в стране. Действующий ГК России принимался Гос.Думой по частям: в 1994 г. (часть 1-ая), в 1996 г. (часть 2-ая), в 2001 г. (часть 3-я) и в 2006 г. (часть четвёртая). Приняты и иные законы, предусмотр. ГК и содержащие нормы ГП (законы об АО, ООО, о банкротстве и др.), а также отдельные кодексы по подотраслям ГП (Земельный кодекс, Семейный кодекс и др.). С принятием 4-й части ГК РФсчитается, что по большей части формиров-е современ.ГП в России завершено.