Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
Принципы управления Г. Эмерсона:
1. Точно поставленные идеалы или цели, к достиженияю которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
2. Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;
3. Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением . Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;
4. Дисциплина—подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый , надежный , полный , точныйи постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;
7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;
8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;
9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;
10. Нормирование операций , предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;
11. Письменные стандартные инструкции , обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;
12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.
Вклад М. Фоллет в развитие теории управления. Большое внимание М. Фоллет уделяла анализу лежащих в основе любых взаимоотношений фундаментальных понятий конфликта, власти, полномочий, руководства. Исследуя бизнес-предприятия, она применяла достижения как естественных, так и социальных наук, указывая на необходимость обеспечения единства действий в условиях многообразия интересов и стимулирования развития человеческих отношений в процессе труда.
М. Фоллет привнесла в изучение предприятий бизнеса и менеджмента концепции, которые она разработала на основе знаний политологии и личного практического опыта. Она считала, что единицей общества является не изолированный, а «групповой индивид». Именно через группы, к которым они принадлежат, индивиды выводят свою идентичность и реализуют свой потенциал.
Школа человеческих отношений зародилась в 30-50-х годах ХХ века и не имеет своего непосредственного основателя, но большая заслуга в ее развитии принадлежит психологу Джорджу Элтону Мэйо (1880 – 1949). Ему принадлежат книги «Проблемы человека в индустриальном обществе» и «Социальные проблемы индустриального общества». В этих книгах Э. Мэйо много места уделяет научному обоснованию мотивации труда. При этом он формулирует важнейший принцип теории человеческих отношений, известный как «принцип индивидуальных различий»: все индивиды различаются между собой; что надоедает одному, стимулирует другого. Это признание уникальности каждого работника означает, что производительность труда во многом зависит от социальных и психологических факторов. Он утверждает, что для повышения производительности труда наряду с обеспечением материального, экономического существования работающих важную роль играет их постоянное сотрудничество, обмен информацией на всех уровнях. Э. Мэйо сделал вывод об основной роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему «человеческих отношений»). Э. Мэйо положил начало доктрине «человеческих отношений», основными выводами которой являются: 1) Люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми; 2) В результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, и удовлетворение человек ищет в социальных взаимоотношениях; 3) Работник откликается на распоряжения руководителя, если он может удовлетворить его социальные потребности; 4) Люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства.
39. Функции упр-я
– это вид деят-сти,с п/ю кот-ой управляющая подсистема возд-ет на объект упр-я.1)Стратег.пла-е-набор действий,предпр-мых для оптимального достиж-ия предпр-ем своих ц-й. Страт.планир-е предполагает 4 вида управл.деят-сти:а)распед-е ресурсов-наиб-е рацион-е распред-е рес-сов,оборудования, кадров,производ-х площадей,запасов сырья и т.д. б)адаптация к внешней среде-действия,кот.улучшают отн-я орган-и с ее окруж-ем.в)внутрен. координация-план-е внутри предпр-я для выявления сильных и слабых сторон произв-ва.г)организац.
Сущ-ют след.виды стр-р орг-ции:а)пирамида(традицион.) Руков-ль-
б)Ромб-хар-на для админ-ции,Исполкома
в)перевернутая пирамида-для недавно созданных компаний
г) «мяч на колоколе»-частные предпр-я 1
В любой стр-ре орг-ции наряду с формальной сущ-ет неформальная (родствен, друж.) также пирамидальн(вертик.), линейная(горизонтальн.)
3) Мотивация- процесс,побужд.человека к труду.Наряду с понятием мотивации сущ-ет понятия потребности и вознаграждения.Потребность-
40. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ И ЭТАПОВ
Разработка управленческих решений - это подготовка (выработка), принятие и реализация управленческих решений: стратегических и тактических. Теория принятия решений как часть теории управления состоит из следующих элементов:
1. Проблема (Важный вопрос). Анализ проблемы, а) проблема на уровне ощущений;б) осмысливание этих ощущений; в) определение (формулировка) цели, задач; г) продумывание действий по достижению цели (операции), -т.е,замысел достижения цели.2. Анализ проблемы. Это концептуальный уровень разработки управленческих решений, т.е. уровень оценки «полезности» решения.3. Планирование-Это операционный уровень, т.е. планирование операции, оценка эффективности и принятие решения на операцию согласно цели, постановка задач исполнителям.4.Выбор технологического приема, кот. обеспечивает
количественной, так и качественной; входная - выходная; 2. определение целей (определение приоритетности целей);
3. разработка___оценочной системы (адекватная оценка обеспечивается индикаторами, характеризующими состояние ситуации в зависимости от изменения значения факторов, которые определяют развитие ситуации); 4 анализ ситуации - выявление факторов, обеспечивающих динамику развития ситуации. Качественный и количественный анализ. Определение качественных проблем. 5. диагностика ситуации - па основе анализа предопределяются более сильные и слабые стороны, выявляются особо важные проблемы, закономерности (взаимозависимости); 6. разработка прогноза развития ситуации (дается оценка ожидаемого развития анализируемых ситуаций, необходима достоверная статистическая информация, количественные и качественные оценка...). П. Этап разработки УР: 1) генерирование альтернативных вариантов решений; 2) отбор основных вариантов управляющих воздействий; 3) разработка сценариев развития ситуации; 4) экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий; 5) коллективная экспертная оценка; 6) принятие решений ЛПР; 7) разработка плана действий; 8) контроль реализации плана; 9) анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий. Главное в РУР - результаты, эффективность принятого решения
41. Коммуникации в процессе управления.
Ком. процесс-это обмен инф-цией м/у 2-мя и более людьми. Осн. цель ком. процесса -обеспеч-е понимания инф-ции, явл. предметом обмена, т.е. сообщ-й. 4 базовых эл-та в процессе ком-ции: 1. Отправ-ль—лицо, генерирующее идеи или собирающее инф-цию и передающее ее. 2. Сообщение — сама инф-ция, закодированная с п/ю символов — слов, сигналов, жестов, мимики и т. п. 3. Канал — ср-во передачи инф-ции — письмо, радио, телефон, телевизор, телекинез и др. 4. Получ-ль — лицо, кот-му предназначена инф-ция При обмене инф-цией отпр-ль и получ-ель проходят неск-ко взаимосв-х этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли исходную идею. Этапы процесса ком-ции: 1. Зарожд-е идеи. Обмен инф-ей нач-ся с формулир-ия идеи или отбора инф-ции. 2. Кодир-е и выбор канала. Прежде чем передать инф-ю, отправитель д-н с п/ю символов закодировать ее, использовав слова, интонации, жесты. 3. Передача. Отправ-ль исп-ет канал для доставки сообщ-я получ-лю. 4. Декодиров-е – это перевод символов отпр-ля в мысли получателя.. Получ-ль сообщ-я преобразует слова, символы, действия в свои мысли. Ком-ция имеет след.виды: 1)межгруппов. ком-ция- хар-ся передачей инф-ции м/у гр-ми; 2)межнац-ная:а)передача инф-ции м/у представ-лями разл.нац-х общностей, б)как соц-психол.явл-е или процесс,возникающ. в ходе непосредствен.взаимод-ия и общения людей разл.нац-стей.в)невербальн.
Методы управления
Методы управления — способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.
Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.
Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. д.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:
• организационные (в том числе административные);
• экономические;
• социально-психологические.
Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-