Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
12. Бюджетный дефицит и гос. долг. Финансирование бюджетного дефицита. Бюджет в экономике - это роспись доходов и расходов суб-тов хозяйствования на определен. период времени, как правило, на год. В зависимости от суб-кта хозяйствования, для кот-го он составлен, различают гос. и местный (в том числе регион. и муницип.), а также потребительский (семейный) бюджеты.Гос. и местные (муницип.) б-ты - центральное звено финансовой системы РФ, как и любого друг.гос-ва. Посредством бюджетов образуются денежн.фонды соответ-щего гос. или муниц. образования, кот.обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществл-я функций органов гос. власти и МСУ. ДЕФИЦИТ ГОС. БЮДЖЕТА - превышение гос. расходов какой-либо страны над гос-ными дох-ми. На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит гос. б-та,кот. в разное время составлял от 3х и более %ов от величины ВВП. Впервые профицит, т. е. положит. сальдо гос. бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.Во всех случаях любой дефицит гос.бюджета необх-мо каким-то образом финансировать, поскольку невозможно расходовать финанс.ресурсы, когда отсутствуют источники их финансиров-я. сущ-ют 2 главных ист-ка финансиров-я такого дефицита: а) эмиссия денег, кот. если ее использовать постоянно, приводит к инфляции; б) займы, подразделяющ. на внутрен., когда гос-во занимает деньги у резидентов своей страны, и внешние, если гос-во занимает деньги у нерезидентов.В РФв кач-ве внутр. займов для предотвращения дефицита гос. бюджета в разные годы испол-лись: гос. казначейские облигации (ГКО) с 3-х месячными, 6-месячными и годовыми сроками погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутр. валютного облигационного займа; облигации Федер-х займов с переменным купоном (ОФЗ); гос. сберегательные займы; золотые сертификаты. внешние ист-ки финанс-я бюдж.дефицита: Россия использовала и продолжает использовать главным образом кредиты м/ународных финансовых орг-ций, в перв. очередь М/ународного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР), кот. с 2000г. стали официально именовать Всемирным банком. В целом, за годы реформ в России внешние кредиты в среднем обеспечивали примерно 2% в финансир-и дефицита гос. бюджета. Решение проблемы бюдж. дефицита и друг. соц.-эконом. проблем путем гос. заимствований порождает гос. долг. ГОС.ДОЛГ - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос. займам. В завис-сти от сферы размещения гос. долг дел.на внутрен. и внешний.Внутрен.гос.долг возникает в рез-те размещения на внутрен. рынке гос.займов. Они оформляются путем выпуска и продажи гос.ценных бумаг. Гос. ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязат-ва (со сроком по-гашения до 1 года), среднесрочные - ноты (до 5 лет) и долгоср. облигации (свыше 5 лет). Основными держателями гос. ценных бумаг явл. правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерч.банки, друг. финансовые институты, нас-е. На долю гос. ценных бумаг приходится до 90% всей суммы гос. долга развитых стран. Внешний долг возникает при мобилизации гос-вом финанс. ресурсов, находящ. за границей. Держателями внеш. долга выступают компании, банки, гос.учреждения различных стран, а также м/ународные финанс. орг-ции (М/ународный банк реконструкции и развития, М/ународный валютный фонд и др.). Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения кот-й необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт.Основные последствия накопления гос. долга. 1) госдолг приводит к перераспределению дох-в среди нас-я в пользу держателей гос. ценных бумаг, кот-е, как правило, явл. наиболее имущей частью общества. Это ведет к углублению расслоения в обществе и росту соц.напряженности. 2) поиски ист-ков погашения приводят к необх-сти повышения налогов 3) возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. 4) быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюдж. дефицита, т.к. выплаты %тов по гос.долгу оборачиваются новыми расх-ми бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. 5) рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от друг. гос-ств что ограничивает возм-сти ведения самостоят. внешней политики с ц/ю обеспечения собственных интересов.
13. Бюджетно-налоговая политика России в условиях становления рыночной экономики.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые гос-вом с орг-ций и физич.лиц.Согласно НК РФ под налогом понимается обязат., индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физич. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собств-сти, хоз-ного ведения или оперативного упр-я ден. ср-в, в ц/х финанс. обеспечения деят-сти гос-ва и (или) муницип. образ-й. Суб-кт налога (налогоплательщик) - это юр. или физ.лицо, кот.по закону гос-ва обязано платить налог.Объект налога - это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество и др.В самом общем виде налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавл-ся непосред-но на доход или имущество налогопл-щика и оплачиваются им самим. К этой группе относится большинство взимаемых налогов налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, налоги на имущ-во юр. и физ. лиц, земельный налог и т.п. Косвенные налоги включ-ся в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. В этом случае официальный плательщик налога (субъект налога) не совпадает с его реальным плательщиком (носителем налога). Суб-том налога в данном случае явл.продавец товара (как правило, его производитель), а носителем налога конечный потребитель этого товара. Поэтому косвенные налоги иногда называют налогами на потребление. Примером косвенных налогов могут служить НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Налог.система – совок-сть налогов, пошлин и сборов, взимаемых на тер-рии гос-ва в соответствии с НК, а также совок-сть норм и правил, определяющих правомочия и систему ответств-сти сторон, уч-щих в налоговых правоотн-ях. Бюдж.-налог. (фискальная) пол-ка - меры правительства по измен-ю гос. расх-в, налогообложения и состояния госбюджета, направлен. на обеспеч-е полной занятости, равновесия платежного баланса, эконом. роста при произв-ве неинфляц-ного ВВП (ВНП). Инстр-том проведения этой политики явл.гос. бюджет: поср-вом налог. политики формируется его доходная часть, а поср-вом политики гос. расх-в расходная.Бюдж.-нал. политика бывает стимул-щая и ограничительная (сдерживающая).Стимулир. бюдж.-нал.политика (фискал. экспансия) предполагает увелич-е гос. расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В совок-сти эти меры вызывают рост ВНП. Ограничит.бюдж.-нал.пол-ка (фискальная рестрикция) и/т своей ц/ю сдерживание инфляц. роста ВНП и предполагает снижение гос. расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. Бюдж.-налог.пол-ка проводится правит-вом страны при участии органов законодат. власти, котор. утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год. Бюдж.система России включает в себя 3 уровня: 1-й ур-нь сост-ют федер. бюджет и федер. гос. внебюдж.фонды. 2-й уровень вкл-ет в себя бюджеты суб-тов РФ и тер-ные гос. внебюджетные фонды. 3-й уровень бюдж. системы сост-ют местные бюджеты. Консолидиров. бюджет РФ, в свою очер.сост. из :•федер. бюджета; •консолидир-ных бюджетов суб-тов РФ. Консолидирован. бюджет суб-та РФ включает: • бюджет субъекта РФ;•местные бюджеты.Внебюдж. фонды-это гос.соц. фонды, наполнение кот-х производится поср-вом сбора Единого соц. налога. В наст.время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд соц. страхов-я (ФСС) и Фонды обязат. медиц.страхования (федер-й и тер-ные) ФОМС. Эти фонды формир-ся поср-вом начислений на фонды оплаты труда юридич. лиц по следующим максимальным ставкам: в Пенс.фонд 28%; в Фонд соц. страхов-я 4%; в федерал. ФОМС – 0,2%, в тер-ные ФОМС – 3,4%. С ростом фондов оплаты труда раб-ков нормы отчислений существенно снижаются вплоть до миним-х 2% в Пенсионный фонд и нулевых ставок отчислений в остальные фонды. Доходы б-тов всех ур-ней дел. на налогов.и неналоговые. При этом налогов. доходы формируют основн. часть бюдж. поступлений от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы. Налогов. доходы включ. поступления в бюджет соотв-щего уровня закрепленных за данным бюджетом собствен.налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регул-щих доходов (т.е. налогов, по которым устан-ся нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней). К неналогов. доходам бюджета отн.: • доходы от использов-я имущ-ва, находящ. в гос. или муниц.собств-сти; • доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-сти; • доходы от платных услуг, оказываемых бюдж. учрежд-ями; • средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Р Ф, ее суб-там и муниц.образов-м; •доходы в виде финанс. помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от ФЛ и ЮЛ, м/ународных орг-ций и правительств иностран. гос-ств.
14. Инструментарий кредитно-ден.политики.
КДП-часть общей макроэкономич. политики, кот. влияет на монетарные факторы нестабильности.КДП – совок-сть мероприятий, предпр-мых правит-вом в кред.–денеж. сфере с ц/ю регулиров-я экон-ки.Цели КДП:1) устойчивые темпы роста нац-ного произв-ва;2) стабильные цены;3) высокий ур-нь занятости нас-я;4) равновесие платежного баланса.КДП осущ-ся Центр. банком страны.На 1-м этапе Центр. банк возд-ет на предлож-е денег, уровень %ных ставок, объем кредитов. На 2-ом – измен-я в данных факторах передаются в сферу произв-ва, способствуя достиж-ю конечных целей. Эф-сть КДП зависит от выбора инстр-тов (методов) кред.–денеж. регулиров-я.Основн. общими инстр-тами КДП явл.:1) изменение учетной ставки;2) изменение нормы обязат. резервирования; 3)операции на открытом рынке. Измен-е учетной ставки – старейший метод кред.–ден. регулиров-я, в основе кот-го лежит право Центр.банка предоставлять ссуды коммерч.банкам под определен. %, кот. он м-т изменять, регулируя тем самым предлож-е денег в стране.При понижении учетной ставки (r) увелич-ся спрос коммерч. банков на ссуды (Dм), кот. они м-т использовать для кредитования, увеличивая тем самым денеж.массу.Рост предлож-я денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по кот-му коммерч.предоставляют ссуды предпринимателям, нас-ю). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие произв-ва (Y) (политика “дешевых денег”) При повыш-и учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды Центр.банка, что замедляет темпы роста (или сокращает) предлож-е денег и повышает ставку ссудного %а. “Дорогой ” кредит предприн-тели берут меньше, а значит меньше ср-в вкладывается в развитие произв-ва (пол-ка “дорогих денег”) Изменение нормы обязат-х резервов (часть вклада в коммерч. банк, кот.необходима для обеспеч-я гарантии выплаты денег вкладчикам в случае банкротства) позволяет Центр. банку регулировать предлож-е денег. Это связано с тем, что норма обязат-х резервов (R) влияет на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем > R, тем<Е), а значит способность коммерч. банков создавать новые деньги путем кредитования.Если Центр.банк повысил резервную норму, то коммерч.банки увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд (Е) (пол-ка “дорогих денег”) И наоборот, понижение резервной нормы переводит часть обязат-х резервов в избыточные и тем самым увелич-ет возм-сти коммерч.банков к созданию денег путем кредитования (“политика дешевых денег”).Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязат-х резервов изменяет банковский мультипл-тор. Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центр-м банкам гос.ценных бумаг.Для применения этого инстр-нта необх-мо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центр. банк воздействует на банковские резервы, %ную ставку, и , следов-но, на предлож-е денег.Для увеличения ден. массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерч.банков и нас-я, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предлож-е денег (пол-ка “дешевых денег”).Если кол-во денег в стране необх-мо сократить, Центр. банк продает гос.ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и ден. массы (пол-ка “дешевых денег”).В завис-сти от состояния эк-ки страны Центр.банк м-т выбрать след. типы КДП и определен. цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направлен. на сокращение ден.массы:1) повышение учетной ставки,2)увеличение нормы обязат. резерва,3)продажа гос.ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” явл. основным методом антиинфляц-го регулир-я. В периоды спада произв-ва для стимулиров-я деловой активности проводится пол-ка “дешевых денег”. Она заключ. в расшир-и масштабов кредитов-я, ослаблении контроля над приростом ден. массы, увелич-и предлож-я денег.Для этого Центр. банк:1) снижает учетную ставку2)сокращает резервную норму3) покупает гос. ценные бумаги.
15. Право: понятие, признаки, функции. Реализация права.
Право - единая система норм (правил), обязат.для всех членов общества. В узком значении - система общеобязат-х соц.норм, установленных или санкционированных гос-вом; в более широк.см.охватывает также правовые отн-я и основные права гражд-на, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые гос-вом.Различные ученые выдел. различн. признаки права:1.Нормативность 2.Общеобязат-сть 3.Обеспеченность гос-вом 4.Носит объективный хар-р5.Формальная определенность — нормы права выражены в офиц. форме6.Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридич. нормы рассчитаны на неограниченное колич-во случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем7.Справедливость содержания юрид-х норм 8.Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм 9.Предоставительно-обязывающий хар-р. Одновременно предост. правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.Функции права-основные напр-ия воздействия норм права на общественные отн-ия, поведение, сознание людей.Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительн.ф-ции. Регулятивная ф-ция сост.в упорядочении общес-ых отн-й, кот.представляются в виде прав, обяз-стей, ответ-сти, задач. Охранит.ф-ция заключ-ся в установлении мер ответств-сти за превышение прав или неисполнение обяз-стей. Политич.ф-ция - право явл. регулятором, организующим политич. систему общества, устанавливает правила взаимоотн-й м/у ветвями власти и гос. орг-циями. Воспитат. функция - формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.Теоретическая ф-ция - выражается в её спос-сти описывать и объяснять существенную юридич. практику, правовые системы, реальные явл-я и проц-сы.Методологич.ф-ция - оказывает прямое влияние на процесс исслед-ия путей и спос-в познания предмета права. Реализа́ция пра́ва — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, гос-но-властным, а потому и наиболее эф-ным регулятором общественных отн-й, выполнять присущие данному институту ф-ции, оправдывать свое соци. назначение, ибо одних т/о моральных и иных негос-ных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания обществен.жизни.Различ. 4основные формы реал-ции права: 1) соблюдение; 3) исполнение; 2) использование; 4) применение. Использование – направлено на осуществл-е правомочий суб-кта, и по его усмотрению здесь м-т иметь место как активное, так и пассивное поведение. Реализуются нормы закона, которые наделяют субъекта правами. Исполнение – требует от суб-кта активных действий, свя. с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.Соблюдение – пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящ. под запретом. Гос-во, возложив конкретную обязанность на различн.субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от суб-тов, а в необх-мых случаях принуждать их к этому.Применение права – активная властная деят-сть гос-ва в лице его компетентных органов по разреш-ю конкретн. юридич-го дела. Применение – это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности.
16. Норма права: понятие,структура,виды
Норма права – это правило поведения, установлен. или санкционированное гос-ом, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целомуВиды правовых норм:Типичные нормы явл. правилами поведения. Они непоср-но регулируют отн-я м/у суб-ми права, устанавливая определ. права и обяз-сти, также сп-бы их защиты Они дел. на регулятивные и правоохр-е.Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устан-ют юридич.права и обяз-сти гр-н, орг-ций, орг-в гос-ва. Регулят. нормы права бывают обязывающими, запрещающими или правомочивающими. Обязывающие нормы права устан-ют обяз-ть для суб-та права совершать определ. действия, требуют активного обязат-го поведения.Запрещающ.-уст-ют обяз-ть для суб-та права воздерживаться от соверш-ия опред-х действий. Управомочивающие -право на совершение опред-х действий.Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры гос-го принуждения, регулят. нормы устан-ют определен. положит. правила поведения, а правоохранит-е - санкции за нарушение этих правил. Нетипичные (или специализированные) нормы права содержат определен.положения, обеспечивающ.действие типичн.норм права. Среди специализ-ных выдел. общезакрепит-ые, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.Общезакреп-е -закрепляют определ. состояния обществ-х отн-й, к примеру, основы социального, экон-го, полит-го строя.Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функц-ия гос-но-правов. действит-ти, задачи, стоящие перед юридич-ми учрежд-ми в той или иной сфере деят-ти.Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определ. юридич. понятия. Стр-ра прав. нормы.— связь м/у ее элем-ми, или, точнее, способ связи, кот. сост.в общем и гос-но-обязат-м хар-ре нормы права.В нее 3эл-та: Гипотеза – это часть прав.нормы, в кот. содер-ся описание усл-й действия дан. прав. нормы.диспозиция – само правило повед-я, кот-ым следует руковод-ся при наступл-й усл-й, предусм-ых гипотезой. Диспозиция указ-ет на конкр-ые права и обяз-ти уч-ков правоотн-й. При формулировании прав-х норм гипотеза м-т стоять и перед, и позади диспозиции.Санкция - указание на меры гос-го принужд-ия, кот. м. б. применены к суб-м права, поступающим неправомерно. Она м-т предусм-ть:меры ответ-ти (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание матер-го ущерба и др.Меры предупред-ного возд-ия (привод, арест имущ-ва, задержание в кач-ве подозреваемого в соверш-и преступления, отмена акта гос. органа, принудительное лечение и др.).Меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указ-х мер – устранение причиненного человеку вреда и восстан-ие его нарушен. прав (эти меры, в отличие от мер ответственности предусм-ют выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполн-ых ранее обязат-в).