Шпаргалка по "Гос экзаменам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущ­ность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей ко­лич-ные величины, меру данного отнош-я. Коли­ч. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математи­ч. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.

Работа содержит 1 файл

госы.doc

— 781.50 Кб (Скачать)

 

 

7. Фирма и формы конкуренции.

Предприятия (фирмы)-самостоятельные хоз-ные ед-цы разных форм собственности, объединившие экономич. ресурсы для осуществления коммерческой деят-сти( деят-сть по произв-ву товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль). Конечной целью деят-сти фирмы явл. упрочение ее позиций на рынке г прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли явл., безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых. Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение котор. оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена 4-мя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характ-ся определенным соотношением объема продаж и прибыли. Предприятие (фирма) явл.самостоятельным (обособленным) субъектом, что в перв.очередь означает свободу в принятии экономич. решений. Однако любое решение, касающееся деят-сти предприятия, принимается с учетом рез-тов анализа внутр. и внешней среды. Внутр.среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деят-сти: произв-ные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обес­печение, систему управления. Внешняя среда фирмы — это экономич., правовая и соц. среда, в кот. предприятие работает, являясь частью нац-го хозяйства. Предпринимательский сектор нац. хозяйства обычно насчитывает огромное кол-во фирм, кот. для целей экономич. анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными явл. классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. По формам собственности предприятия дел. на: 1) частные, кот. могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей.; 2) гос., под которыми понимаются как чисто гос-ные, в которых капитал и упр-е полностью принадлежат гос-ву, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.. Классификация фирм по хар-ру деят-сти предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, кот. подразделяет их на промышленные, сельскох-ные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д. Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора произв-ва выделяет трудоемкие, капиталоемкие материалаёмкие наукоемкие предприятия. По правовому статусу в России различают след. виды, предприятий согласно Гражданскому кодексу РФ: 1) хоз-ные товарищества и общества 2) произв-ные кооперативы; 3) гос. и муницип. унитарные предприятия 4)некоммерческие орг-ции; 5) индивидуальные предприниматели.

 

 

8. Приватизация в РФ:цели,способы и рез-ты

Приватизация-система экономич.отн-й,возникающих  в  связи  с  изменением   формы   собств-сти на ср-ва пр-ва: с «гос-й» на  «частную».  Она  вкл.  взаимосвязь приоритетов, отраж.сочетание интересов орг-в гос.  власти, труд.коллективов предприятий, нас-я в  целом  в  процессе  глубинных изменений. Приватизация вып-ет 2 функции.1.она должна стать эл-том экономич.  реформы,ядром  радикальных  преобразований,2. инструментом  гос.   регулирования   долговременного хар-ра. Непосредствен. целями приватизации явл.:1)формирование слоя мелких и средних собств-ков; 2)сокращение   доли   имущ-ва,   находящ. в гос. и муниц.собств-сти;3)перераспределение эконом.основ власти.Основными критериями выбора способа прива-ции явл. отраслевая принадлежность   и   размер предприятия,учет  принципов соц. справедливости и приоритета труд. коллектива,   демонополизация,необх-сть  сохранения  профиля  предприятия  и   его   произв-ного потенциала, рентабельность предприятия,  привлечение  инвестиций.Основные способы приватизации–акционирование  (с  закрытой  подпиской   или   продажей   акций);  продажа предпр-й и имущ-ва по коммерч. или инвестицион.конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущ-ва; банкротство.Различные способы прив-ции приводят  к  передаче  гос.имущ-ва в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собств-сть.  При продаже  предприятия  происходит   реальная   прив-ция   гос. собств-сти.  Преобразование  предприятия  в  АО  можно назвать  формальной  приватизацией, т.к.после  выкупа  акций  бывшего гос. предприятия членами труд. коллектива  остальные  акции остаются в гос. собств-сти, и  требуется  время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.Сравнительн. анализ  основных  черт  приватиз-ного  процесса в Вост.Европе  и  в  России  показывает  наличие  общих  тенденций:1)использ-ние в каче-ве инструмента перехода  к  рынку  коммерциализации  и акционирования  гос.предприятий;  2)  введение   чековой   (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4)  аукционная  продажа малых объектов.На сегодн.день на  основе  эф-го упр-я гос.  собственностью  необходимо   достичь   след.   основных рез-тов :1) максимизации доходов  бюджета  на  основе  эф-го  упр-я гос. собств-стью.2)  оптимизации  структуры  собств-сти  в   интересах  обеспечения устойчивых предпосылок эконом. роста.3) использования всех гос. активов в  кач-ве  инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.В основу гос. политики  в  сфере приватизации в ближайшей перспективе д.б. попожены :1) новая цель прив-ции.2) новые задачи, вытекающие из цели прив-ции.3) обновленные принципы проведения приватиз-ных процессов.4) комплекс новых мер, направл.на достиж-е цели и реш-е задач прив-ции.5)  усиление  гос.  контроля  на  всех   этапах   процесса прив-ции.Основн. целью гос. политики  в  области  прив-ции должно   стать   кардинальное   повышение   эф-сти функционир-я предприятий,  и,   следов-но   все   приватизацион.реш-я  должны определяться с позиций эф-сти работы реального сектора экономики.

 

9. Макроэкономические показатели

ВВП - это денежная оценка всех произведенных конечных т/у в экон-ке за год. При этом учитывается годовой объем конечных т/у, созданных на тер-и страны. Резиденты-прожив.на тер-и РФ не менее 1 года, заним.предприним.деят-тью. ВВП м.б. 3-мя методами, путем суммиров-я:- добавленной стоимости по всем отраслям, нац.экон-ки (ВВП по произв-ву, отраслям); - всех расх-в на покупку общего объема произведен.в данном году продукции (ВВП по расх-м); 1. Потребительск.расходы нас-я (С). 2. Валовые частные инвестиции в нац-ю экономику ( Ig ). 3. Гос. закупки т/у (G). 4. Чистый экспорт (NX), кот.представляет разность м/у экспортом и импортом данной страны. ВВП = С + Ig + G + NX;- всех доходов, получ.в стране от произв-ва продукции в данном году (ВВП по доходам) (распределит.метод)оплата труда раб-ков(з/п,премии и т.д.),отчисления работодателя на соц.страхов-е,налоги на пр-во и импорт за вычетом субсидий (чист.косвен.налоги-НДС,на землю,на з/п и т.д.),валовая прибыль и валовые смешан.доходы или чистая прибыль и чист.смеш. доходы..ВаловыйНац-йПродукт - это рыночная стоимость совокуп. произв-ва конечных т/у, произведен. резидентами нац. экономики за календарный год. Конечн. продукт - это продукт, предназначен.для конечного использов-я. Резиденты - это люди, проживающие на тер-и страны длит. время и фирмы, собств-ками кот-ых явл. граждане этой страны.ВВП отлич. от ВНП на величину чистых факторных доходов. ВНП=ВВП + чистые факторные доходы - доходы, выплаченные иностранцам и заработанные на тер-ии страны за вычетом дох-в заработанных резидентами за рубежом.ВНП можно измерить 3 способами: -через величину общего объема произв-ва товаров и услуг, за календарный год; -через величины сумм годовых доходов в гос-ве; -через величины сумм годовых расходов в гос-ве. Произв-ный метод подсчета ВНП. В соотв-и с этим методом должны суммировать добавлен. стоимость созданную на каждом этапе произв-ва продукции. Добавленная стоимость - это прирост стоимости продукции в рез-те углубления степени его обработки. Подсчет ВНП по расходам. ВНП=С+ Ig + G + Xn ,С – потребительск. расходы, т.е. расходы домохоз-в на конечные т/у. I g - валовые частные инвестиции: расходы фирмы, направлен. на прирост капитала. G –гос.расходы-р-ды правит-ва на выплату трансфертов и оплату обществен. благ (армия, внутр. безопасность, экология, здравоохр-е). X n - чистый экспорт. Чистый экспорт-разница м/у экспортом и импортом.Чистый экспорт-чистые расходы иностранцев на приобретение отечествен. продукции. Подсчет ВНП по доходам вкл. след. виды дохода: з/п; дивиденды; ссудный процент; земельная рента; доход от недвижимости; нераспределен. прибыль корпораций; налог на прибыль корпораций; косвенные налоги; амортизация; ВНП рассчитанный методом дох-в, так же называют валовой нац.доход. ВНП=ВНД.Различия ВВП и ВНД: ВНД=ВВП+сальдо доходов из заграницы.Чист. нац. продукт   - это часть стоимости ВНП за вычетом амортизации (ст-сти изношенных факторов произв-ва). ЧНП = ВНП – амортизация. Нац. доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. При его подсчете не включается сумма амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.НД - это чистый “Заработный доход” общества (з/плата, доходы населения, прибыль). Национальный доход определ-ся путем вычитания из ЧНП косвенных налогов: НД = ЧНП - косвенные налоги.Личный доход - это показатель фактически полученного дохода владельцами ресурсов. Он включ. в себя как заработанные доходы, так и не заработанные в виде пенсий, пособий, стипендий. Личный доход = НД - взносы на соц. страхование - налоги на прибыль корпораций - нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи.Располагаемый доход - личный доход домашних хозяйств после вычета подоходного налога с физич. лиц. Располагаемый доход=личный доход - налоги с физ.лиц.Личные сбережения = ЛРД – Потребительск. расходы - Процентные платежи

 

 

10. Инвестиции и их роль в макроэкономике. «Золотое правило накопления».Инв-ции-это долгосроч.вложения капитала.Различ. 2-а вида инв-ций: Финансовые  и реальные. Финанс.инвестиции – это вложение капитала в акции, облигации и др. ценные бумаги. Реальные инв. связаны с созданием реального капитала: здания, оборуд.  и так далее. Реальное инвестирование осущ-ся промыш. и торгов. фирмами.Сущ-ют внешние и внутр.источники инв-й. внутр.ист-ки инвестиций:а)прибыль.Предприятия и орг-ции часто испол-ют прибыль в кач-ве ист-ка инв-ций. Часть полученной прибыли направ-ся ими на развитие бизнеса, расширение произв-ва и внедрение новых технологий.б)банковский кредит.Особую роль играет долгосроч.кредитов-е,т.к.в этом случае нагрузка на заемщика невысока и у предпр-я есть время на “раскрутку” бизнеса.в)эмиссия ценных бумаг.В развит. странах именно выпуск ценных бумаг явл. одним из основн. ист-ков финансир-я инвестицион. проектов. В ц/х получения средств предприятия м-т выпускать как акции, так и облигации. При этом, покупателями ценных бумаг, как правило, м-т выступать любые юр. и физич.лица, облад. свободными денеж.ср-вами.Они в данном случае выступают инвесторами, предоставляя собствен. средства в обмен на ценные бумаги предпр-я.г)бюджетное финансиров-е.В наст. время в России наблюдается профицит гос. бюджета. Благодаря этому, возможна реализация части инвестицион.проектов за счет централиз-ных ист-ков финанс-я. При этом, может использоваться как безвозвратное бюдж. финансир-е национально значимых проектов, так и кредитование потенциально прибыльных проектов.д)амортизацион. отчисления.Они направлены на восстановление ср-в произв-ва, кот.изнашиваются в процессе использов-я при произв-ве товаров. Однако в наст. время в России амортизацион. отчисления обесценив-ся из-за инфляции, что значит-но сокращает их роль в кач-ве ист-ков инвестиров-я.внешние ист-ки инв-ций:а) прямые иностран.инв-ции –капитальн. вложения в реальные активы (произв-во) в друг.странах, в упр-и кот-ми участвует инвестор. Инв-ции м-т считаться прямыми, если иностран. инвестор владеет не менее чем 25% акций предпр-я, или их контрольным пакетом, величина которого м-т варьироваться в достаточно широких пределах в завис-сти от распределения акций среди акционеров.Ведущими инвесторами явл. развитые экономически страны, в перв. очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западн. Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).б) портфельные иностран. инвестиции- капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и орг-ций. Также возможно инвестирование ср-в в ценные бумаги иностранного гос-ва. в) иностран. Кредиты.В 1970 - 1980 гг. произошел резкий рост м/ународных кредитов, в рез-те чего они стали рассм-ться как еще один источник инв-ций. В кач-ве кредиторов обычно выступают м/ународные орг-ции (М/ународный валютный фонд и др.) и крупные зарубежные банки (Европ. Банк реконструкции и развития, Дойче банк и др.). Среднеср. и долгоср. кредиты м-т предоставляться промышл. и торговым корпорациям, предпр-ям, банкам, финанс.компаниям, а также непосред-но гос-ву. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НАКОПЛ-Я»В простейшей модели накопления выдел.3 сектора: предпр-я, гос-во и нас-е. Для каждого сектора денежн. накопление выражено как разность м/у дох-ми и инвестицион.расх-ми.1.Для промышл.предприятий основн.ист-ками накопления капитала выступают ден. ср-ва в виде временно свободного капитала. 2.Ден.ср-ва гос-ва предст. соб.гос. резервы и выступают как разница м/у налоговыми поступлениями и расх-ми центр. правительства и местных органов власти. 3.Сбережения нас-я предст.собой ту часть з/п, кот.не исп-ся на текущие нужды и откладывается на непредвиденные случаи или обеспеч-е в старости, на приобретение предметов длит. пользования, дорогостоящих товаров. Рост сбереж-й нас-я как главн.ист-ка накопления явл.характерным процессом для всех стран. Показателем данного роста выступает как абсол. величина, так и норма сбережений.Рост нормы сбережений можно описать с п/ю функции, назыв. "золотым правилом накопления":S\Y = PCR + YR + DU + RR + GPP,где S\Y - доля сбережений в доходах;PCR - темпы изменения потребительских цен;YR - темпы изменения реального дохода;DU - различия в уровне безр-цы;RR - реальная %ная ставка;GPP - темпы изменения гос. потребления.На процесс накопления оказывают влияние след. факторы:1.с ростом доходов увелич-ся потребление товаров длит.пользования, что требует предварительных ден. накоплений; 2изменения в стр-ре потребления нас-я; 3влияние налогов.системы и соц. страхов-я. Чем выше налоги на доходы, тем меньше располагаемый доход, а, следов-но, и сбережения. 4.инфляция. 5.циклическое развитие экономики, в процессе кот-го во время подъема происходит сниж-е сбереж-й. 6.безналичная выплата з/п, кот.приводит к некоторой экономии (снижение издержек на хождение в банк) и возм-сти банка использовать остаток на счетах в виде ссудного капитала.

 

 

11. Финансов. политика гос-ва. Фискальная политика.

Финанс. политика гос-ва – совок-сть мероприятий по использ-ю финансовых отн-й для выполнения госуд-ных функций. Финансовая политика явл. составной частью эконом. политики гос-ва. В ней конкретизируются главные направления развития народного хоз-ва, определ-ся общий объем финанс. ресурсов, их источники и направления использов-я, разрабатывается механизм регулиров-я и стимулирования финансовыми методами соц.-экономич. процессов. Выделяют след. основные составляющие фин. политики гос-ва: -денежно-кредитная политика; -налоговая политика; -бюдж. политика; -политика в области м/ународных финансов. Содержание фин.политики включ.:- разработку общей концепции финн. политики, определение ее основн.направлений, целей и главных задач; -создание адекватного финансов. механизма; -упр-е финанс. деят-тью гос-ва и друг. суб-тов экономики. Важной составн.часть фин.политики-формирование финансов.механизма, при помощи кот-го происходит осуществление деят-ти гос-ва в области финансов. Фин.механизм - система установленных гос-вом форм, видов и методов орг-ции финанс.отн-й. К эл-там фин. механизма отн.формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодат-ных норм и нормативов, кот. используются при определении дох-в и расх-в гос-ва, орг-ции и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Цели фин. политики:-политич. цели, т.е достижение целей в области внешней и внутр. политики;-экономич. цели, то есть достижение ц/й в области экономики на различн. уровне;-Соц. цели, то есть достижения целей в сфере обществен. отн-й (обществен. классы и слои нас-я, соц. блага, распредел-е соц. благ). Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика – совок-сть финанс. мероприятий гос-тва по регулированию правит-ных расх-в и дох-в для достижения определен. соц.-экономич. целей. Задачи:-устойчивый рост нац-го дохода,-умеренные темпы инфляции,-полная занятость,-сглаживание циклических колебаний экономики. Основными инстр-тами фиск. политики явл. доходы и расходы гос-ного бюджета, т. е.: налоги, трансферты и гос. закупки т/у. Фискальную политику в стране проводит правительство гос-ва. Будучи инструментом правительства, фиск. политика и/т неск-ко целей. 1-я цель — стабилизация уровня ВВП и совокупного спроса. Затем, необходимо гос-ву поддерживать макроэкономич.равновесие, что м.б. успешным т/о в том случае, когда все ресурсы в экономике эф-но использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров гос.бюджета,стабилизируется и общий уровень цен.Под влияние фиск. политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. 2 типа ф.п.: дискреционную и автоматическую. Дискрец. политика офиц-но объявляется гос-вом. При этом гос-во изменяет значения параметров фиск. политики: увелич-ся или уменьш-ся гос. закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами явл.такие как % подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автом-ски изменяются в случае любой ситуации в экономике. Н-р, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый %, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.

Информация о работе Шпаргалка по "Гос экзаменам"