Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логич.м-д исследует экономич. пр-сы в их логич.послед-сти, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от историч.случайностей и подробностей, не присущих этому процессу. Научная абстракция как метод сост. в углубленном познании реальных экономич. процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определен.явл-я, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного. Моделирование – это описание экономич.проц-сов или явл-й на с помощью математич.символов и алгоритмов с ц/ю выявления функц-ных завис-тей м/у ними. Графич. метод (метод графич. моделирования) основан на построении моделей с п/ю различ.рисунков – графиков, схем.Математич.метод предполаг.построение моделей в виде математич.уравн-й.Нормативн. анализ направлен на выяснение как д.б., т.е. как должно поступить правит-во в том или ином случае для максимизации обществен. благосостояния. Позитивный анализ-это анализ, призванный объяснить, не как д.б., а как взаимосвязаны различ. макроэкономич.переменные, как работает экономика страны.Эконом.-математич. модел-ние получил широкое распростран-е в 20 в. Экономич.й экспер-нт — научно поставлен. опыт в экономич. области с ц/ю проверки эф-сти намечаемых хоз. мероприятий. Цель— доказат-во правильности определен.гипотезы, выдвинутой на основе изучения существую-. щей практики эконом. развития. Модель – это упрощенное, абстрактное отражение реальности, т. к. все детали не м. б. одновременно учтены при исследовании. Величины, кот.находятся вне модели, принято называть экзогенными (основные инструменты бюдж.-налоговой политики правит-тва и кредитно-денежной политики Центр. банка – изменения в величинах гос. расходов, налогов, ден. массы и т.д.), а те, кот. опред-ся с п/ю модели, – эндогенными (объем выпуска, уровень занятости, уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента и т.д.).Гос.эконом. политика-«генеральная линия действий и совок-сть мер, проводимых правит-вом от лица гос-ва в области пр-ва, распред-ия, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экон.продукта в стране». При этом гос. экон. политика включ. институциональную, структур., инвестиц., денежно-кредитную, соц., внешнеэкономич., научно-технич., налогов.,бюдж. политику. Под инструм-тами экон. политики поним-ся ср-ва, с п/ю кот-х гос-во добивается выполнения поставлен.перед собой задач.Стратегия в экон. науке -«управленч. процесс создания и поддержания долгосрочн. соотв-ия м/у целями хозяйств-го суб-та и его потенциальн.возмож-ми и шансами в сфере рыночн.поведения». Люб. стратегия опирается на четко сформулирован.програм.
2. Основы обмена,взаимод-е спроса и предлож-я.
Теория повед-я потр-теля- часть эконом.теории, посвящен.тому, как отдельн. потреб-ли распред-ют свои доходы при покупке т/у. Рассмотрение ТПП нич-ся с колич.подхода. Колич. (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возм-сти измерения полезности различ. Благ в-ютилах. Полезность-удовлетв-е,кот.
3.Рынок труда.Стр-ра рынка.
Рынок - это обществен.механизм распредел-я благ поср-вом добровольн. обмена.Обмен м-т совершаться в форме бартера (обмен значками, марками, подарками,обмен "шефской помощи" по уборке овощей на часть урожая, строит.мат-лов на телевизоры,и т.п.),и поср-вом промежуточн.обмена благ на особый товар, явл. всеобщим, признанным всеми ср-вом обмена и ед-цей счета-деньги.Суб-ты рынка:-индивидуумы,или домохоз-ва или потр-тели,покупающ.конечные потребит.т/у;-предпр-тия, осущ-ющие преобразов-е первичных рес-сов в конечные или промежуточ. т/у; -собств-ники первичных производ-ных рес-сов.Роли экономич.агентов м-т совмещаться. Индивидуумы обычно явл.не т/о покупателями конечных благ, но и собств-ками своей рабоч. силы,а нередко и др.первичных рес-сов,н-р земли. С др. ст-ны, домохоз-ва явл. и предпр-ями по произв-ву многих конечных т/у (приготовл-е пищи, строит-во дома, ремонт квартиры, работа в саду). В кач-ве экономич.агентов м-т выступать также разнообразн. обществен.орг-ции и объединения граждан, а также гос-во.Об-ты рынка:1)т/у, произведен.для поставки на рынок и удовлетвор-я желаний и интересов потреб-лей;2) факторы произв-ва, ценные бумаги, деньги, различн.налоги, льготы и субсидии.Ф-ции рынка1) Ценообразующ. Поступающие обычно на рынок т/у одного назнач-я содержат неодинак.кол-во материал.и труд. затрат.Рынок признает лишь общ-но значимые затраты, т/о их согласен оплатить покупатель. Благодаря этому устанавл-ся подвижная связь м/у стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в произв-ве, потр-стях конъюнктуры.2)Регулирующ. – связ.с возд-ем рынка на все сферы эк-ки, прежде всего на пр-во. 3)Информац . -рынок предст. соб. богатый источник инф-ции,знаний,сведений,необх-
4. Гос.сектор экономики
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. Государственный сектор комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы 1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады); 2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации); 3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ). Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство. Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).
Определить объем госсобственности чрезвычайно трудно. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом. Статистика госсектора сводится, поэтому к измерению величины доходов, которые фактически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансов госсектора. Диапазон составляющих государственного (публичного) сектора очень велик от чисто государственных предприятий до смешанных, от финансов центрального правительства до финансов органов местного самоуправления, от прямого владения правительством предприятиями, производственными фирмами (то есть государственная предпринимательская деятельность) до чисто правовых способов воздействия на частные фирмы, от сугубо национальных до международных организаций и финансов. Отсюда ясно, что масштабы государственной (публичной) экономики огромны, хотя и трудно определимы с высокой точностью.
5. Деньги и денежная политика
Деньги - это особый вид товара, кот.выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом.Т.е. деньги явл. таким товаром, кот. способен обмениваться на все друг. товары. Деньги – товар, кот. функц-ет в кач-ве ср-ва обращения, счетной ед-цы и ср-ва сохр-ия стоимости. Основн.ф-ми денег явл.: меры стоимости, ср-ва обращения, сокровище, средства платежа, всемирные деньги. Ф-ции денег следует отличать от масштаба цен. Масштабом цен наз-тся колич-во золота или серебра принятое в стране за ден. ед-цу и ее кратные части. Ден. ед-ца любой страны м-т служить для измерения и выражения цен всех товаров. Ден.выражение ст-сти товаров явл. ценой соотв-щего товара. Виды денег и показатели ден. массы.Наличные деньги - те, что находятся на руках у нас-я и обслуживают розничный товарооборот, а также личные платежно-расчетные операции. Бумажные деньги обслуж-ют ден.обращение в форме банкнот (банковских билетов, выпускаемых Центр.Банком страны) и казначейских билетов (они выпус-тся гос. казначейством). Обе формы предст. соб.гос. бумажные деньги. безналичные деньги - это основн.масса ден. ср-в на банковских счетах. Они обслуживают оптовый товарооборот и платежно-расчетные операции между предпр-ми, корпорациями и банками. Наиб-е распростр-е среди ср-в безналичного ден. расчета имеют ден. чеки- это ден. докум-т установленной формы, содерж.приказ владельца счета в кредитном учрежд-и о выплате его держателю указанной в чеке суммы. Электрон. деньги – наиб-е удобная и современ. форма ден.расчетов. Она появилась благодаря внедрению новых технич-х ср-в в кредитно-банковскую систему. Компьют. техника и новые системы связи резво ускорили расчетные операции – н-р, начисление и списание ср-в, переводы со счета на счет, начисление процентов и др. Они же внедрили новые носители инф-ции поср-вом электрон. сигналов, то есть без бумажных носителей. Ден. масса – сов-сть всех ден. ср-в, наход. в наличной и безналичн. формах, обеспечивающ. обращение т/у в народном хоз-ве.В стр-ре ден. массы выд-ся активная часть, к кот.отн.ден. ср-ва, реально обслуживающие хоз-ный оборот, и пассивная часть, включ. ден.накопления, остатки на счетах, кот. могут служить расчетными ср-ми. Она включ.неск-ко компон-тов, кот. выд-ся на основании критерия их ликвидности.Под ликвидностью понимается та степень, в кот. возм-но (или невозм-но) исп-ть ден. ср-ва в кач-ве ср-ва платежа. Ден. ср-во считается высоколиквидным, если его можно непоср-но исп-ть для платежей и расчетов или легко обратить в ср-во платежа. В соотв-и с присущим им уровнем ликвидности отдельные виды ден. ср-в, образующих часть ден.массы, кот. обращается в стране, объединяются в ден. агрегаты. Для измерения ден. массы использ-ся ден.агрегаты: – М0 – наличные деньги; – М1 – М0 + расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерч-х банках, депозиты до востребования; – М2 – М1 + срочные вклады; – М3 – М2 + депозитные сертификаты и облигации гос. займов.Ден.мультипликатор-это отн-е предложения денег к ден. базе.m=Ms/MB,где m – ден. мультипликатор;Ms - предложение денег;МB – ден. база.Ден.база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) - это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерч. банков, хранящиеся в центр. банке. Ден.мульт-тор показ-ет, наск-ко увеличится предложение денег (колич-во денег в стране) при увеличении ден. базы на ед-цу.Равновесие на ден.рынке устанавл-ся в процессе взаимод-я спроса на деньги и предложения денег и характ-ся таким состоянием рынка, при кот. объем спроса на деньги равен объему предлож-я денег.Равновесие на ден. рынке означает равенство кол-ва денег, кот.экономич. агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому банковской системой в условиях проведения данной денежно-кредитной политики.М. Фридман разработал современ. колич. теорию. 1) эта теория рассм-ет скорость обращения денег как переменную величину, а не константу. Далее, предлагаемая теория позволяет предсказать поведение этой переменной. Соврем.колич. теория так рассм-ет %-ну ставку (норму процента) и ожидаемый темп инфляции в кач-ве 2-х основн.факторов,определяющ. скорость обращ-я денег. Во-вторых, соврем.колич.теория допускает асинхронность взаимосвязи м/у ден.й массой, номинальным и реальны ВНП, а также абсолютным уровнем цен.
6. Проблемы инфляции и безработицы.