На основании данных
табл. 10.1 построим матрицу БКГ. В качестве границы
для темпа роста объёма спроса примем
5%, а относительной доли рынка – 1 (рис.
10.1).
Относительная доля на рынке
высокая
низкая
0,8
высокий
Рост объёма 5
спроса, %
низкий
Рис. 10.1. Матрица БКГ для ОАО «Коминтерн»
Согласно построенной
для ОАО «Коминтерн» матрице
БКГ, для СЗХ необходимо выбрать
следующие стратегии:
1. Шерстяные и полушерстяные
изделия верха – стратегия
должна быть направлена на
увеличение доли на рынке в
условиях сильной конкуренции и на привлечение дополнительных
средств для производства данных изделий.
2. Хлопчатобумажные изделия
верха – стратегия должна быть
направлена на увеличение или
поддержание доли на рынке,
на усовершенствование производственного процесса
и развитие системы сбыта.
Таким образом, наиболее перспективным
в стратегическом плане ОАО «Коминтерн»
будет производство хлопчатобумажных
изделий верха. Однако немало усилий должно
быть сконцентрировано и на производстве
шерстяных и полушерстяных изделий верха,
что обеспечит синергетический эффект.
Производство данных изделий точно отвечает
стратегии предприятия.
2. Построение
матрицы «Мак-Кинси 7С»
Для построения матрицы
«Мак-Кинси 7С» проведём оценку СЗХ
в соответствии с двумя факторами:
- привлекательность СЗХ;
- прочность стратегического положения предприятия в СЗХ.
Результаты оценки привлекательности
СЗХ по этим двум факторам сведём в
табл. 10.2 и табл. 10.3.
Таблица 10.2
Результаты оценки привлекательности
СЗХ по методике Мак-Кинси 7С
Фактор привлекательности
СЗХ |
Стратегическая зона хозяйствования |
Шерстяные и
полушерстяные изделия верха |
Хлопчатобумажные
изделия верха |
1. Характеристика
рынка |
1. Ёмкость рынка |
+5 |
+5 |
2. Диверсифицированность
рынка |
0 |
0 |
3. Чувствительность к
ценам |
+5 |
0 |
4. Чувствительность к
изменению внешней среды* |
+5 |
+5 |
5. Склонность к сезонности* |
-5 |
-5 |
6. Степень влияния
поставщиков* |
+5 |
+5 |
2. Факторы конкуренции |
1. Уровень конкуренции* |
-5 |
0 |
2. Охват конкурентами
рынка* |
-5 |
0 |
3. Чувствительность к товарам-заменителям* |
0 |
+5 |
4. Степень интеграции
в отрасли* |
0 |
0 |
3. Финансово-экономические
факторы |
1. Пределы капвложений
в отрасль |
+5 |
+5 |
2. Структура издержек |
+5 |
0 |
3. Величина барьеров
для входа и выхода |
0 |
+5 |
4. Отраслевой уровень рентабельности |
+5 |
+5 |
4. Социально-
психологические факторы |
1. Привлекательность социальной среды |
+5 |
+5 |
2. Юридические ограничения* |
+5 |
+5 |
Итого: (max 80, min –80) |
35 |
40 |
Таблица 10.3
Результаты оценки стратегического
положения ОАО «Коминтерн» в
СЗХ по методике «Мак-Кинси 7С»
Фактор прочности
стратегического положения ОАО «Коминтерн» в СЗХ |
Стратегическая
зона хозяйствования |
Шерстяные и
полушерстяные изделия верха |
Хлопчатобумажные изделия верха |
1. Характеристика
рынка |
1. Доля рынка |
+5 |
0 |
2. Степень охвата рынка |
+5 |
+5 |
3. Участие в диверсификации |
-5 |
-5 |
4. Влияние на рынок |
0 |
0 |
5. Степень воздействия
потребителей* |
-5 |
-5 |
2. Факторы конкуренции |
1. Приспособленность
к конкуренции |
0 |
+5 |
2. Относительная доля
рынка |
-5 |
+5 |
3. Уязвимость со стороны
технологии* |
+5 |
+5 |
4. Опыт и интеграция
с другими фирма-ми |
0 |
0 |
3. Финансово-
экономические факторы |
1. Пределы капвложений
для предприятия |
0 |
0 |
2. Синергизм |
+5 |
+5 |
3. Наличие барьеров для предприятия* |
+5 |
+5 |
4. Уровень использования
ПМ |
0 |
0 |
5. Рентабельность предприятия |
+5 |
+5 |
4. Социально
– психологические факторы |
1. Внешний имидж предприятия |
+5 |
+5 |
2. Внутрифирменная этика
и культура |
+5 |
+5 |
Итого: (max 80; min 80) |
25 |
35 |
На основе данных табл. 10.2 и табл. 10.3 построим
матрицу «Мак-Кинси 7С» (рис. 10.2).
80
26
Привлекательность
СЗХ
-26
-80
80
26
-26
-80
Стратегическое положение предприятия
в СЗХ
Рис. 10.2. Матрица «Мак-Кинси 7С»
для ОАО «Коминтерн»
В результате анализа, проведённого
с помощью матрицы «Мак-Кинси
7С», можно сказать, что частными
стратегиями ОАО «Коминтерн» в СЗХ «шерстяные
и полушерстяные изделия верха» и «хлопчатобумажные
изделия верха» – стратегия инвестирования
и роста. При этом в СЗХ «шерстяные и полушерстяные
изделия верха» ОАО «Коминтерн» необходимо
удерживать позицию и следить за развитием,
а в СЗХ «хлопчатобумажные изделия верха»
- удерживать позицию лидера.
Стратегия инвестирования
и роста для двух СЗХ может
быть реализована в связи с:
- доступностью поставщиков дешёвых хлопчатобумажных тканей и возможностью выбора наиболее выгодных поставщиков шерстяных и полушерстяных тканей;
- стабильностью спроса на шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные изделия верха с перспективами его роста;
- возможностью снижения издержек по мере увеличения загрузки производственных мощностей;
- достаточно высоким уровнем рентабельности продукции.
Вопросы к экзамену по курсу
«Управление организацией. Раздел - Стратегический
менеджмент»
- Понятие внешней среды, этапы эволюции внешней среды.
Различия в развитии внешней среды предприятий
в индустриальную и постиндустриальную
эпохи. Понятие нестабильности внешней
среды и методологические подходы к ее
оценке, матрица для оценки нестабильности
внешней среды И. Ансоффа.
- Этапы эволюции управленческих систем в ответ на изменения нестабильности внешней среды по И. Ансоффу. Система долгосрочного планирования. Сущность, условия применения, недостатки.
- Система стратегического планирования. Сущность, условия применения, недостатки. Система стратегического управления. Сущность, условия применения, недостатки.
- Зависимость выбора системы управления от степени нестабильности внешней среды. Проблемы применения сложных систем управления. Понятие разнообразия системы управления, теорема необходимого разнообразия и принцип ограниченной рациональности. Ключевые гипотезы стратегического управления по И. Ансоффу.
- Стратегическая сегментация внешнего окружения. Понятие СЗХ и стратегического хозяйственного центра. Оценка привлекательности СЗХ. Факторы, определяющие привлекательность СЗХ для предприятия. Балансирование набора СЗХ с различными жизненными циклами.
- Процесс стратегического управления, этапы процесса, их задачи. Непрерывность процесса стратегического управления. Ответственность за стратегическое управление на предприятии. Роль и задачи специалистов по стратегическому управлению при разработке стратегии.
- Разработка миссии предприятия. Ее функции. Проблемы «маркетинговой гиперметропии». Проблема детализации миссии, целей и стратегии предприятия.
- Значение целей для деятельности предприятия и разработки его стратегии. Определение цели, ее роль в управлении. Требования, предъявляемые к целям предприятия.
- Выбор главной цели предприятия и её отличие от миссии. Различные подходы. Логическая декомпозиция главной цели предприятия. Подход Томпсона-Стрикленда.
- Логическая декомпозиция главной цели предприятия. Подход И. Ансоффа. Исходные постулаты подхода и построение дерева целей предприятия. Иерархия «долгосрочной» цели И. Ансоффа. Иерархия цели «гибкость» И. Ансоффа. Иерархия «внеэкономических» целей И. Ансоффа. Разница между подходами к построению дерева целей в пределах горизонта планирования и за ним. Показатель НВИ.
- Логическая декомпозиция главной цели предприятия. Подход с точки зрения функциональных подсистем.
- Построение «практического» дерева целей. Его отличие от логического и методика оптимизации.
- Необходимость постановки целей на всех управленческих уровнях.
- Понятие стратегии. Подход Г. Минцберга. Иерархия стратегий на предприятии общий обзор.
- Корпоративная стратегия и ее задачи, ответственность за корпоративную стратегию на предприятии. Деловая стратегия, ее задачи и ответственные. Функциональная стратегия, ее задачи и ответственные. Оперативная стратегия, ее задачи и ответственные. Координация миссий, целей и стратегий на предприятии.
- Факторы, определяющие стратегию предприятия. Анализ общей среды предприятия. Анализ среды ближайшего окружения. Критерии эффективности стратегии.
- Анализ внутренней среды предприятия. Понятие и оценка конкурентоспособности товара и предприятия.
- Подходы к формированию стратегии, общий обзор. Подход главного стратега. Подход, связанный с делегированием полномочий. Подход, связанный с сотрудничеством. Соревновательный подход.
- Основные экономические показатели отрасли.
- Модель пяти сил конкуренции М. Портера. Движущие силы конкурентной борьбы. Карта стратегических групп М. Портера.
- Оценка эффективности текущей стратегии предприятия. СВОТ-анализ.
- Понятие потенциала предприятия.
- Концепция синергизма. Типы синергизма. Сетка навыков и профиль способностей предприятия.
- Стратегический анализ затрат и цепи издержек. Операционная эффективность как детерминант конкурентоспособности предприятия. Сущность и проблемы. Уникальные виды деятельности и их сочетание как детерминант конкурентоспособности предприятия.
- Конкурентные стратегии М. Портера. Общий обзор. Проблема применения стратегии наилучшей стоимости. Стратегия минимизации издержек. Стратегия дифференциации. Стратегия наилучшей стоимости. Стратегия концентрации на рыночной нише.
- Наступательные стратегии сохранения конкурентного преимущества. Оборонительные стратегии сохранения конкурентного преимущества. Стратегия вертикальной интеграции и конкурентоспособность.
- Конкурентные стратегии в зарождающихся отраслях. Конкурентные стратегии в зрелых отраслях. Конкурентные стратегии в застойных и затухающих отраслях. Конкуренция во фрагментированных отраслях. Многонациональная и глобальная конкуренция. Глобальная стратегия и конкурентоспособность. Стратегические альянсы.
- Преимущества и недостатки стратегии диверсификации и концентрации. Условия привлекательности диверсификации. Диверсификация путём управления портфелем. Диверсификация путём реструктуризации. Диверсификация путём передачи опыта. Диверсификация путём разделения видов деятельности. Способы входа в новую отрасль. Связанная диверсификация. Несвязанная диверсификация. Источники конкурентного преимущества диверсифицированных многонациональных корпораций.
- Факторные условия и условия спроса как детерминанты конкурентоспособности отрасли. Родственные и поддерживающие отрасли и стратегия фирм и структура и соперничество как детерминанты конкурентоспособности отрасли. Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики.
- Общая характеристика матричных методов анализа стратегий. Матрица БКГ. Матрица МакКинси. Матрица жизненного цикла. Анализ расхождений. Матрица И. Ансоффа.
- PIMS-проект. Концепция жизненного цикла. Концепция кривой опыта. Критерии привлекательности отрасли для предприятия.
- Основные задачи управления при реализации стратегии. Повышение компетентности организации – важная задача реализации стратегии. Адаптация организационной структуры к стратегии.
- Функциональные организационные структуры. Географические формы организационного построения. Децентрализованные организационные структуры. Организационная структура на основе стратегических бизнес-единиц. Матричные организационные структуры.
- Применение рабочих групп для координации деятельности. Перспективы развития организационных структур.
- Увязка сметы и бюджета со стратегией. Разработка политики и процедур, способствующих реализации стратегии. Изучение передового опыта и его эффективное использование. Значение поддерживающих систем в процессе реализации стратегии. Разработка систем вознаграждения, способствующих стратегии.
- Школы дизайна и планирования. Школы позиционирования и предпринимательства. Школы когнитивная и обучения.
- Школы власти и культуры. Школы внешней среды и конфигурации.