Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:20, курсовая работа
Цель работы – ознакомление с теоретическими и практическими вопросами принятия эффективных управленческих решений в туристической организации. Задачи работы: дать характеристику понятия «управленческое решение», выявить требования к нему, описать процесс принятия решения в организации, на примере организации сферы туризма рассмотреть практические примеры решений в управлении персоналом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений…..5
1.1. Понятие и процесс разработки управленческого решения……………….5
1.2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки………………………………………………………………………..11
2. Человеческий фактор принятия управленческого решения………………..13
2.1. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений......13
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях……………………………………………………19
3. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий……………………………………………………...23
3.1. Методы разработки управленческих решений……………………………23
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы
На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (См.: таблица 3)
Таблица 3. Данные для определения качества поставок туроператоров по критериям выбора | |||||
Критерии выбора | Вес | А | Б | В | Г |
Цена за турпутевки | 10 | 10 | 4 | 6 | 8 |
Бонусы за объемы поставок | 4 | 10 | 10 | 3 | 2 |
Скидки и льготы | 8 | 1 | 2 | 10 | 6 |
Своевременность и надежность поставок | 7 | 7 | 10 | 5 | 9 |
Безопасность и страхование туристов | 10 | 2 | 4 | 6 | 10 |
Статус туроператора | 2 | 10 | 8 | 4 | 6 |
Таблица 4. Данные для определения средневзвешенной экспертной оценки качества поставок туроператоров | ||||
Критерии выбора | А | Б | В | Г |
Цена за турпутевки | 100 | 40 | 60 | 80 |
Бонусы за объемы поставок | 40 | 40 | 12 | 8 |
Скидки и льготы | 8 | 16 | 80 | 48 |
Своевременность и надежность поставок | 49 | 70 | 35 | 63 |
Безопасность и страхование туристов | 20 | 40 | 60 | 100 |
Статус туроператора | 20 | 16 | 8 | 12 |
Суммарная взвешенная оценка | 237 | 222 | 255 | 311 |
Моделирование управленческого решения — это разработка варианта решения в абстрактной форме, предполагающей возможность изменения, оперирование большим числом переменных, анализ связанных с этим решением сценариев и ситуаций. Основная цель моделирования управленческого решения — выбор наилучшего варианта с учетом предсказуемости ситуации. Преимущество моделирования управленческого решения как метода состоит в том, что менеджер может использовать весь свой потенциал: интеллект, интуицию, навыки управления, способность рационального предвидения.
Функционально - декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования. Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или векторной модели (См.: рис. 4).
Рис. 4. Представление системы в виде агрегата
Методы
разработки управленческих решений, рассмотренные
выше, позволяют увеличить
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений.
Эффективность управленческих решений — это 1) совокупность показателей, свидетельствующая о достижении целей организации, получении определенных результатов в ее деятельности; 2) основной результат деятельности управляющих по преобразованию системы управления и процессов, происходящих в организации. Эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:
1) Показатели экономической эффективности:
2) Показатели качества и результативности труда:
3) Показатели социальной эффективности:
Качество управленческого решения — совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства) (См.: рис. 5.)
Рис. 5. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений
Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.
Контроль за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий.
Методы контроля за исполнением управленческих решений.
1) Фиксация
результатов проведенных
2) Анализ отчетной документации.
3) Беседы и деловые совещания.
4) Корректировка планов.
5) Анализ
показателей деятельности
6) Мотивирование
за участие в разработке
Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений.
В современной теории используются приемы и методы, которые позволяют выявить причины ухудшения качества, обнаружить причинно-следственные связи между рядом факторов.
Причинно-следственная диаграмма Ишикава — это экспертный метод, который впервые появился в Японии и применяется для выявления причин сбоя технологических процессов в том случае, если явные нарушения обнаружить сложно. Рассмотрим причинно-следственную диаграмму на примере туристической организации (См.: рис. 6). В туристических организациях часто приходится сталкиваться со скрытыми, не всегда очевидными фактами, ухудшающими качество услуг.
Например, часто в организациях, манера общения с потребителем не соответствует высоким стандартам международного сервиса. Возможны: невнимание или, напротив, чрезмерное давление на клиента. Может наблюдаться негибкость в общении. В туристических фирмах актуальны проблемы недостаточной информированности клиентов, невыполнения условий договорных отношений, безопасности туристов и т.д.
В данной
схеме необходимо обнаружить причинно-следственные
связи между главным
Так, в ходе последовательного анализа, мы можем обнаружить скрытые причины, негативно влияющие на качество. Экспертным путем рассчитывается вес каждого показателя, т.е. определяется, насколько данный фактор является важным для обеспечения качества услуг туристической организации.
Рис. 6. Пример причинно-следственной диаграммы Ишикава туристической организации.
Управленческие решения, принимаемые в туристических организациях, могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом. Несомненно, приоритетами управленческих решений в туристическом бизнесе должны стать: качество, марочный капитал и долгосрочная стратегия.
Заключение.
Поставленные во введении цели, на мой взгляд, в работе раскрыты. Подведя итоги, можно отметить некоторые выводы. Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом. На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.
Принятие решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений –циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей. История знает много случаев, когда принятие ответственного решения в критический момент спасало фирму от разорения.
Список используемой литературы.
1. Балдин К.В. «Управленческие решения», М.: «Дашков и К», 2007. — 496 с.
2. Батрик
Р. «Техника принятия
3. Бочаров
В.В. «Инвестиционный
4. Вертакова
Ю. «Управленческие решения:
Информация о работе Разработка управленческого решения на примере турфирмы