Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 05:20, курсовая работа
Цель работы – ознакомление с теоретическими и практическими вопросами принятия эффективных управленческих решений в туристической организации. Задачи работы: дать характеристику понятия «управленческое решение», выявить требования к нему, описать процесс принятия решения в организации, на примере организации сферы туризма рассмотреть практические примеры решений в управлении персоналом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений…..5
1.1. Понятие и процесс разработки управленческого решения……………….5
1.2. Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки………………………………………………………………………..11
2. Человеческий фактор принятия управленческого решения………………..13
2.1. Роль руководителя в процессе разработки управленческих решений......13
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях……………………………………………………19
3. Организация процесса разработки управленческих решений и контроль за исполнением мероприятий……………………………………………………...23
3.1. Методы разработки управленческих решений……………………………23
3.2. Эффективность, контроль и качество управленческих решений………..28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы
Изучая человеческий фактор разработки управленческих решений, отметим: определяющая роль в этом сложном процессе принадлежит руководителю. Требования к профессиональной компетенции менеджера включают не только необходимые знания и навыки, но и определенные человеческие свойства его как личности.
2.2. Социальные аспекты разработки управленческих решений в туристических организациях.
Разработка управленческих решений в туристических организациях имеет определенную специфику. Искусство общения и действие по ситуации здесь оказываются особенно востребованными. Туристические организации испытают острую нехватку работников, квалифицированных специалистов в области менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
Заключение договора с известным туроператором, оформление пакета документов для туриста, покупка мебели и техники, направление сотрудников в ознакомительный тур, увеличение расходов на рекламу, создание своего сайта, — все это примеры принятия управленческих решений в туризме. Данная сфера деятельности требует от менеджеров особых знаний и навыков.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров в области туризма предполагают:
1) Владение технологией продаж туристического продукта.
2) Навыки делового общения и знание психологии клиентов.
3) Знание основ страноведения и основных направлений туризма.
4) Умение работать с документами и базами данных.
5)
Знание правовых основ
6)
Свободное владение интернет-
7)
Использование позитивных
Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Крупные туроператоры, продвигают на региональные рынки тур продукты. Они должны заботиться о качестве туров и сервиса. Решения, которые принимаются в туристических организациях, зависят от вида туристской деятельности (туроператорская, турагентская и др.)
Управленческие решения, принимаемые в туроператорской организации:
Управленческие решения, принимаемые в турагентской организации:
Менеджер
в туристическом бизнесе
Культура представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности.
Составляющие элементы организационной культуры — это:
Культура туристических организаций характеризуется ярко выраженной ориентацией на запросы потребителей и включает:
1)
Особую культуру общения с
клиентами (понимание,
2)
Традиции и атмосферу
3) Групповые нормы совместной, бесконфликтной эффективной деятельности
4) Философию удовлетворения всесторонних запросов клиентов
5)
Благоприятный социально-
6)
Умелые оперативные навыки
7)
Базовые метафоры, воплощенные в
оформлении офиса, дизайне
8)
Открытость миру и другим
Социальные аспекты принятия управленческих решений в турбизнесе можно охарактеризовать следующим образом.
1)
Предъявляются высокие
2)
Возрастает роль коммуникаций, необходимо
наличие обратной связи с
3) Поведенческие особенности руководителей и организационная культура характеризуются ориентацией на потребителей
4)
Преобладает демократический
5)
Методы кадровой работы
6)
Достижение эффективности
Итак, разработка управленческих решений в туризме — это инициатива, творческий труд, инновационный подход к работе, доброжелательность и деятельность по ситуации.
3. Организация процесса
разработки управленческих
3.1. Методы разработки управленческих решений.
Для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. Коллегиальные и групповые решения имеют значительные преимущества перед индивидуальными решениями. Поэтому в менеджменте значительное внимание уделяется вопросам работы в группе, команде, а также способам разработки совместных решений. В данном случае руководители и специалисты, участвующие в разработке решений, могут рассматриваться как эксперты по избранной проблеме. Методы экспертных оценок предполагают организацию работы со специалистами, обработку их мнений, выраженных в количественной и качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений.
Экспертные методы разработки управленческих решений — это методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии. В качестве экспертов могут выступать руководители, которые ответственны за принятие важных решений и являются достаточно компетентными специалистами. Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги».
Дельфи — один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы.
Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения в турфирме.
Допустим, в туристической организации возникла проблема снижения ее конкурентного статуса на фоне появления новых конкурентов, имеющих значительные преимущества (известный бренд, низкие цены).
Цель: выработать оптимальное управленческой решение посредством групповой сессии и использования приемов экспертных оценок.
1 этап.
Проблема обсуждается в группе
специалистов, строится дерево причинно-
2 этап.
Используя метод мозговой
3 этап. На основе таблицы Дельфи (См. таблица 2), определяются наиболее весомые альтернативы.
Рис. 3.
Пример дерева причинно-следственной
связи для туристической организации
Таблица 2. Распределение экспертных оценок альтернатив методом Дельфи | ||||||||||||
Ф.И.О. | Альтернативы | |||||||||||
эксперта | Найти надежного туроператора, зарекомендо-вавшего себя на рынке | Обучить персонал турагентства и повысить заработную плату | Изменить внутренний дизайн помещений по приему посетителей — потенциальных туристов | Использовать
современные технологии бронирования
и электронные системы продаж | ||||||||
Р | Б | П | Р | Б | П | Р | Б | П | Р | Б | П | |
А
Б В Г Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений. Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за турпутевки, бонусы за объемы поставок т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (См.: таблица 3). По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений. Допустим, четыре фирмы-туроператора: А, Б, В, Г. На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию (См.: таблица 4).
Информация о работе Разработка управленческого решения на примере турфирмы