Разработка стратегии развития ООО кафе «Лайвер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является получение теоретических знаний и практических навыков, которые реализуются менеджерами в процессе разработки стратегии и способов достижения стратегических целей предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- проведение экспресс-диагностики хозяйственной деятельности предприятия;
- оценка наступления несостоятельности (банкротства) предприятия;
- проведение SWOT – анализа деятельности предприятия;
- уточнение миссии предприятия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экспресс – диагностика хозяйственной деятельности предприятия…6
1.1. Анализ рентабельности деятельности предприятия……………………..6
1.2. Анализ деловой активности предприятия………………………………...8
1.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……………...15
1.4. Анализ финансовых коэффициентов……………………………………..20
2.Оценка вероятности наступления несостоятельности (банкротства) предприятия…………………………………………………………………….25
Анализ внешней среды предприятия…………………………………..30
3.1. Анализ макроокружения предприятия…………………………………...30
3.2. Анализ среды непосредственного окружения предприятия……………34
Анализ внутренней среды предприятия……………………………….43
4.1. Управленческое обследование сильных и слабых
сторон предприятия……………………………………………………………43
4.2. SWOT – анализ……………………………………………………………45
Уточнение миссии предприятия и определение его стратегических и тактических целей………………………………………………………47
Определение и выбор стратегии развития предприятия. Прогнозирование развития предприятия……………………………..55
Заключение…………………………………………………………………….69
Список литературы……………………………………………………………71

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

      2006 г.:

     

     2007 г.:

       
 
 

     2008 г.:

     

     Отразим динамику коэффициента Спирмэна на рис. 14

     

     Рис. 14 Динамика коэффициента Спирмэна предприятия за 2006–2008 гг. 

     На  конец анализируемого периода значение коэффициента Спирмэна максимально  приближено к 1, что свидетельствует  о высокой степени эффективности  выбранной стратегии в 2008 г. Данный факт находит подтверждение в  высоких значениях различных  экономических показателей, которые определяют идеальную зону хозяйствования  предприятия.

     Низкие  значения коэффициента Спирмэна в 2006 и 2007 гг. можно объяснить тем, что  в этот период предприятие использовало иную стратегию, которая показала себя не вполне успешной.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  начатая в 2008 г. наступательная стратегия  усиления позиций на рынке за счет низких цен и большого объема реализации, работает эффективно в рамках данного  предприятия и, соответственно, не нуждается  в замене. Однако, учитывая негативное влияние экономического кризиса на платежеспособный спрос, можно говорить о необходимости дополнения выбранной стратегии. Главным образом, для организации будет целесообразным развитие системы сбыта продукции, то есть поиск новых потребителей за счет расширения рынков сбыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Определение и  выбор стратегии развития предприятия.  Прогнозирование развития предприятия

      Для формирования продуктовой стратегии  предприятия проведем портфельный анализ, рассмотрев основные продукты предприятия. Объем реализации продукции за последние 4 года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представим в табл. 15. 

Таблица 15 

Характеристика  портфеля предложений  предприятия

Виды продукции Объем реализации, тыс. руб. Доля  рынка, %
  Предприятие ООО кафе «Лайвер» Предприятие ООО кафе «Лакомка»
  2005 2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008
Продукция собст. произв.,  в  т. ч.:                    
1. Холодные закуски 913 1052 2630 2367 8 11 13 6 9 10
2. Первые блюда  3500 5904 5846 5472 12 13 12 9 9 9
3. Вторые мясные блюда  1415 2000 5900 5800 15 15 15 11 11 11
4. Вторые рыбные блюда 500 514 1215 1454 10 11 10 7 8 8
5. Вторые крупяные блюда 208 307 584 1094 6 6 11 8 10 8
6. Гарниры 2000 1520 2923 2565 9 8 9 6 6 7
7. Х/б и кондитерские изделия - - 568 1467 - 1,5 1,5 1 2,5 2
8. Чай, какао, кофе 350 320 584 464 2 2 4 4 2 4
9. Соки 300 250 233 210 1 1 0,8 1,5 1,5 1,5
10. Компот, кисель, напиток 235 150 116 116 3 3 3 3 3 3
Покупные  товары, в т. ч.: 
                   
Виды продукции Объем реализации, тыс. руб. Доля  рынка, %
  Предприятие ООО кафе «Лайвер» Предприятие ООО кафе «Лакомка»
                     
11. Алк.продукция 3828 3980 6600 6500 9 10 10 7 8 8
12. Табач. Изделия 174 130 350 692 2 2 2 1 1 1
13. Конфеты, шоколад 200 315 514 1218 2 2 2 1 1 1
14. Мороженое 1008 985 1169 1781 2 1,5 2 2 1,5 1,5
 

     Продуктовая стратегия предприятия формируется  с использованием матрицы БКГ. В  качестве критериев при построении двухмерной матрицы БКГ рассмотрим темпы роста рынка (объемов реализации) – ТРР, относительную долю рынка ОДР и долю каждого вида продукции в % в общем объеме реализации за отчетный (2008г.) год. Исходные данные для построения матрицы БКГ представим в табл. 16. 

     Таблица 16

Исходные  данные для построения матрицы БКГ

№ продуктов 

показатель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. ТРР 0,9 0,94 0,98 1,2 1,87 0,88 2,51 0,8 0,9 1 0,98 1,97 2,4 1,52
2. ОДР 1,3 1,34 1,36 1,25 1,37 1,28 0,75 1 0,5 1 1,25 2 2 1,34
3. Доля продукции в общем объеме реализации предприятия в отчетном году, % 7,6 17,5 18,6 4,66 3,5 8,2 4,7 1,5 0,67 0,4 20,9 2,2 3,9 5,7
 

     Где ТРР = ; ОДР = ;

     На  основе данных табл. 16 сформируем матрицу БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продуктов принимем:

     1) средний индекс ТРР = 1 (в случае постоянства объемов реализации продукции);

     2) средний индекс ОДР = 1.25 как средняя величина в диапазоне от минимального до максимального расчетного значения по таблице 16.

     Кругами изобразим доли объема реализации каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия. Матрица БКГ примет следующий вид (рис. 15):

     

     Рис. 15 Матрица БКГ 

           Варианты продуктовых стратегий предприятия ООО кафе «Лайвер» представим в табличной форме (табл. 17)

     Таблица 17

Вариант продуктовой стратегии  предприятия

Сегмент матрицы БКГ № продуктов Стратегии
«знак вопроса» 7. Х/б и кондитерские  изделия Стратегия развития сети. Организация систем сбыта путем сотрудничества с такими предприятиями розничной торговли, как, например, «Макф» (г. Йошкар-Ола), «Люция Магазин Дэлия» (г. Йошкар-Ола), которые не имеют в ассортименте данного вида продукции или он представлен недостаточно широко. Преобразование в связи с этим организационной структуры управления (ОСУ): из линейно-функциональной в проектную.
4. Вторые рыбные  блюда Стратегия сокращения расходов. Снижение себестоимости этого вида продукции возможно, в первую очередь, за счет поиска новых поставщиков с более низкими ценами на сырье (низкие издержки данного вида продукции станут его основным конкурентным преимуществом). Данная стратегия также требует преобразования ОСУ предприятия из линейно-функциональной в проектную.
«звезда» 5. Вторые крупяные  блюда Стратегия развития «продукт-рынок». Усиление позиций на рынке за счет больших усилий маркетологов по изучению потребительских вкусов и предпочтений относительно данного вида продукции, улучшение ее качеств в соответствии с этим.
14. Мороженое То же. Закупка  тех видов и марок мороженого, которые пользуется наибольшим спросом на рынке.
12. Табачные изделия То же.
13. Конфеты и шоколад То же.
«дойная корова» 1. Холодные закуски Стратегия диверсификации. Включение в состав деятельности организации новой сферы бизнеса – торговли. Открытие фирменной кулинарии на отдельных торговых площадях, снимаемых в аренду.
2. Первые блюда Стратегия диверсификации. Организация выездной торговли, которая обслуживала бы предприятия и фирмы, располагающиеся в районе кафе.
3. Вторые мясные  блюда То же.
6. Гарниры То же.
11. Алкогольная продукция Стратегия сокращения расходов. Снижение себестоимости этого вида продукции возможно, в первую очередь, за счет поиска новых поставщиков с более низкими ценами на сырье.

Стратегия развития «продукт-рынок». Усиление позиций на рынке за счет больших усилий маркетологов по изучению потребительских вкусов и предпочтений относительно данного вида продукции, закупка тех видов и марок алкогол. прод., которая пользуется наибольшим спросом на рынке.

«собака на сене» 8. Чай, какао, кофе Стратегия сокращения расходов. Снижение себестоимости этого вида продукции возможно за счет поиска новых поставщиков с более низкими закупочными ценами.
9. Соки Стратегия ликвидации. Сворачивание производства данного вида продукции. Наиболее целесообразным будет закупка пакетированных видов соков.
10. Компот, кисель, напиток То же.
 

           Таким образом, предложенная в п. 5 стратегия развития предприятия (стратегия развития рынков и выход  на новые рынки, стратегия лидерства  по издержкам) была конкретизирована и нашла свое отражение в продуктовых стратегиях организации.

  Прогнозирование развития предприятия.

  Стратегия развития предприятия описывается  системой целевых показателей, характеризующих  конечные результаты деятельности в  областях:

  1. объемов реализации продукции;
  2. политики обновления продукции;
  3. политики изменения качества продукции;
  4. технической политики производства.

  Стратегические  данные по целевым показателям предприятия ООО кафе «Лайвер» за ретроспективный период представитм  в табличной форме (табл. 18).

  Таблица 18

Целевые показатели деятельности предприятия

Показатели Значение  по годам
2006 2007 2008
1. Объем реализации продукции (ВР), тыс. руб.  
17427
 
29232
 
31724
2. Коэффициент обновления продукции (КО), %

 

 
3. Коэффициент качества продукции (КК), % 100 100 100
4. Выработка одного работника (КТ), тыс. руб./ чел.

 
 
 

     Стоимость новой продукции подсчитана на основании матриц БКГ за 2006г., 2007г (см. приложение), за 2008г. (рис. 15).

     Увеличение  стоимости новой продукции в 2007г. связано с решением руководства  кафе существенно обновить ассортимент блюд и напитков (холодных закусок; вторых крупяных блюд и гарниров; чая, какао, кофе; алкогольной продукции и мороженого). Спад же данного показателя в 2008г. можно объяснить тем, что все эти виды продукции изменили свое положение относительно темпов роста и доли рынка: холодные закуски, гарниры и алкогольная продукция перешли в поле «дойная корова», вторые крупяные блюда и мороженое – в поле «звезда», чай, кофе и какао- в поле «собака на сене». 

     Рост  показателя выработки можно объяснить, главным образом, ростом выручки от реализации продукции.

  Разработаем прогноз вариантов изменения целевых показателей предприятия за три года с использованием двух подходов:

1) по среднегодовым темпам изменения показателей;

2) на основе выявления основных тенденций (тренда) изменения показателей во времени.

      Прогнозирование коэффициента качества продукции является нецелесообразным, так как продукция  предприятия в полном объеме должна соответствовать государственным  стандартам (ГОСТ 30523-97/ГОСТ Р 50764-95). Таким образом осуществим прогноз объемов реализации продукции, коэффициента обновления продукции и показателя выработки одного работника.

1подход Рассчитаем среднегодовые темпы изменения целевых показателей на 2009-2011  гг. по формуле:

,

Где n – количество лет прогнозируемого периода (в рассматриваемом случае n=3); П1 – значение целевого показателя за 1-ый (базовый) год (в данном случае 2006 г.); Пn   - значение показателя за n -ый год временного ряда (2008 г.).

;

тыс. руб.;

тыс. руб.;

тыс. руб.

%;

%;

%.

тыс. руб./чел.;

 тыс. руб./чел.;

 тыс. руб./чел. 

2 подход Осуществим с помощью таких методов, как метод экстраполяции трендов, метод Хольта, метод Брауна первого порядка (см. приложения).

Информация о работе Разработка стратегии развития ООО кафе «Лайвер»