Разработка рекомендаций по снижению рисковых факторов на примере ОАО "ИнвестКапиталБанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:28, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию управления рисками для конкретной организации.
Требуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность риска, исследовать сущность управления рисками на предприятии;
- дать общую характеристику объекта исследования и описать методы управления риском на предприятии;
- провести анализ бухгалтерской отчетности предприятия и оценить действенность существующих методов управления рисками;
- предложить направления совершенствования управления рисками на предприятии.
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы управления рисками на предприятии . 5
1.1. Сущность, виды рисков и процесс управления рисками на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Методы управления рисками . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2. Анализ управления рисками на предприятии ОАО «ИнвестКапиталБанк» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.1. Общая характеристика предприятия и его кредитной администрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия . . . . . . . 24
2.3. Оценка управления рисками на предприятии . . . . . . . 28
2.4. Оценка кредитоспособности заемщика . . . . . . . . . . 38
Глава 3. Основные направления совершенствования управления рисками на предприятии ОАО «ИнвестКапиталБанк» . . . . . . . . . . . . . 43
3.1. Скорректированная «Методика оценки финансового положения заемщиков – юридических лиц и предпринимателей» » . . . . . . . . . 43
3.2. Организация кредитного процесса и его экономическая эффективность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . .62

Работа содержит 1 файл

Мой диплом финал!! для Гуреева К.А..doc

— 509.50 Кб (Скачать)

Базельский комитет  по надзору за банковской деятельностью  характеризует операционный риск как  «риск прямых или косвенных потерь из-за неэффективных или разрушенных внутренних процессов, действий людей и систем».

  1. Юридические риски представляют собой возможные потери в результате изменения законодательства, налоговой системы и т. д. Юридический риск может возникнуть из-за несоответствия внутренних документов компании (клиентов и контрагентов) существующим законодательным нормам и требованиям. [20, с. 145]

Управление рисками  – сравнительно новое научное  течение, которое находится на стыке  экономики, юриспруденции и математической статистики. Такое непростое сочетание широкого круга профессиональных знаний вызвано необходимостью уметь предугадывать слабые места в деятельности организации, оценивать потенциальные убытки и предлагать конкретные способы их исключения или минимизации.

Управление  рисками — специальный вид  менеджерской деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы предприятия. Значение управленческих решений, с принятием которых сталкиваются менеджеры, определяется прежде всего уровнем риска, приемлемым для фирмы.

Общий концептуальный подход к управлению риском заключается в выявлении возможных последствий хозяйственной деятельности в рисковой ситуации; разработке мер, не допускающих, предотвращающих или уменьшающих ущерб от воздействия до конца не учтенных рисковых факторов, непредвиденных обстоятельств; реализации такой системы адаптирования хозяйственной деятельности к рискам, при помощи которой могут быть не только нейтрализованы или компенсированы негативные вероятные результаты, но и максимально использованы шансы на получение высокого дохода. [23, с. 11]

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-   профилактика возникновения рисков;

-   минимизация ущерба, причиненного рисками;

- максимизация дополнительной прибыли, получаемой в результате управления рисками.

Первая задача решается посредством прогнозирования рисков и их своевременной нейтрализации. В рамках решения второй задачи осуществляется создание внешних и внутренних страховых  и резервных фондов. Выполнение третьей задачи обеспечивается путем рационального использования ситуаций риска с целью максимизации получаемой фирмой прибыли.

Основные  этапы процесса управления риском представлены на рисунке 1.

 

Начальным этапом процесса управления риском является анализ риска, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить размеры рисков.

Качественный анализ предполагает: идентификацию (установление) всех возможных рисков; выявление  источников и причин; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения. В процессе качественного анализа важное значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так и выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление рисковых событий.

Количественный анализ предполагает численное определение  отдельных рисков и риска решения  в целом. На этом этапе определяются численные значения вероятности  наступления рисковых событий и их последствий, осуществляется количественная оценка степени риска, определяется также допустимый в данной конкретной обстановке уровень риска.

Количественная оценка вероятности наступления отдельных  рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет лицу, принимающему решение (ЛПР) выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски.

При анализе экономического риска, разделив рассматриваемую систему или экономический процесс на подсистемы, используя вербальные, математические методы, модели и приемы, экспертизы и опыт специалистов, вычислительную технику, ЛПР может анализировать неопределенность, связанную с каждым из элементов системы. Оно может рассматривать степень зависимости между риском и составляющими данного объекта, оценивать совокупное влияние рисков подсистем на процесс.

Применение экономико-математических методов позволяет провести качественный и количественный анализ экономических  явлений, дать количественную оценку значения риска и рыночной неопределенности и выбрать наиболее эффективное (оптимальное) решение. Математические методы и модели позволяют имитировать различные хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.

В качестве математических средств принятия решений в условиях неопределенности и риска будем пользоваться методами теории математических игр, теории вероятностей, математической статистики, теории статистических решений, математического программирования.

Метод экспертного оценивания — это синтез традиционной экспертизы, математических процедур обработки и анализа ее результатов, а также логико-эвристических критериев формирования на основе этих результатов решения для управления целенаправленной деятельностью. Идея экспертного оценивания состоит в том, что для получения необходимой новой информации из имеющейся исходной привлекаются компетентные эксперты. Эксперты проводят интуитивно-логический анализ какого-либо вопроса с целью вынесения суждения по нему.

В  итоге в результате проведения анализа риска получается картина возможных рисковых событий, вероятность их наступления и  последствий. После сравнения полученных значений рисков с предельно допустимыми вырабатывается стратегия управления риском, и на этой основе — меры предотвращения и уменьшения риска. [30, с. 16]

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать методы воздействия на риск.

1.2. Методы управления риском

Методы управления рисками  весьма разнообразны. Гончаров Д. С. выделил следующие методы:

-    принятие риска;

-    ограничение риска;

-    диверсификация

-    обеспечение риска;

-    хеджирование риска;

-    страхование и самострахование риска;

-    продажа риска;

-    уклонение от риска.

Принятие риска всегда подразумевает наличие здравого компромисса между ожидаемыми выгодами (уровнем доходности) от осуществления определенной операции и уровнем связанного с ней риска (размером потенциальных убытков). Управленческие меры в данном случае сводятся к тому, чтобы сравнить все плюсы и минусы сделки и обеспечить наличие необходимого объема собственного капитала, который должен уберечь организацию от банкротства в случае получения убытков под влиянием рисков и который собственники готовы потерять ради сохранения своего бизнеса. [10, с. 32]

Ограничение рисков, как  правило, сопутствует принятию рисков и подразумевает проведение ряда комплексных и достаточно жестких  административных мер, направленных на разграничение полномочий (сфер компетенции) как между отдельными должностными лицами, так и между структурными подразделениями организации и органами ее управления. Идея заключается в официальном закреплении права за отдельными лицами или группой лиц рисковать только в пределах установленной суммы в установленные сроки и только в заранее определенных целях. Ограничение рисков или лимитирование подразумевает установление границ свободы принятия решений по рискам в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Нельзя также забывать о том, что риски не являются постоянными величинами и их уровень может существенно изменяться с течением времени. Поэтому необходимо периодически осуществлять их переоценку и в случае необходимости пересматривать объемы установленных лимитов таким образом, чтобы денежная оценка риска в случае полного использования лимита не выходила за пределы существенности убытков для организации.

Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, то есть это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация –  способ снижения финансовых рисков, основанный на понимании и реализации системы  принципа взаимной связи и взаимной обусловленности явлений в сложной системе. Применительно к финансовой системе это означает, что выигрыш (проигрыш) по одному из направлений финансовой деятельности приведет к проигрышу (выигрышу) в каком-то или каких-то других направлениях. Поэтому за счет сознательного распределения активных средств между различными направлениями или способами финансовой деятельности можно в среднем обеспечить снижение риска в целой системе такой деятельности. [12, с. 44]

Обеспечение принято  применять для управления кредитными или аналогичными рисками. Идея заключается в получении лицом, осуществляющим управление риском, приоритетного и безоговорочного права возместить свои потенциальные убытки за счет заранее определенного источника - обеспечения. Все виды обеспечения можно разделить на четыре основных категории:

-    гарантии (поручительства) третьих лиц;

-    заклад ценностей;

-    залог материального имущества;

-    залог прав требования.

Суть гарантий (поручительств) заключается в том, чтобы в  случае фактической неспособности  или уклонения одной из сторон от надлежащего исполнения обязанностей по договору, вторая сторона имела возможность возместить свои убытки за счет гаранта (поручителя). В некотором смысле такое обеспечение сильно напоминает страхование, где гарантом на случай наступления определенных неблагоприятных событий (рисков) выступает страховая компания.

Такой вид обеспечения, как гарантии третьих лиц, несет  в себе кредитный риск (риск неплатежа  со стороны гаранта), который при  этом должен быть ниже, чем базовый  риск. Таким образом, ключевыми моментами  здесь являются финансовая устойчивость и доброе имя гаранта.

Заклад подразумевает  временное отчуждение ценностей  и передачу их на хранение держателю заклада либо третьему независимому лицу, с одновременным предоставлением ему права в случае необходимости обратить взыскание на предмет заклада, что существенно снижает, хотя и не исключает полностью, правовые и криминальные риски, возникающие при залоге. Наиболее часто в качестве заклада используются ликвидные ценные бумаги, собственные долговые расписки держателя заклада или ювелирные изделия.

Залог материального имущества предполагает права залогодержателя попытаться в принудительном порядке продать заложенное имущество, которое при этом остается в руках у залогодателя. Залогодержатель всегда находится в серьезной зависимости от залогодателя, который может не только заложить одно и то же имущество разным кредиторам, вызывая тем самым конфликт интересов и судебные тяжбы между ними, но и попросту препятствовать изъятию и продаже предмета залога.

Еще одним видом обеспечения  является залог прав требования, который отличается от гарантий (поручительств) наличием в последних самостоятельного волеизъявления со стороны гаранта. В случае с залогом прав требования собственные пожелания должника, чья дебиторская задолженность, как правило, образовавшаяся по хозяйственным договорам, выступает в качестве предмета залога, обычно не интересуют залогодателя. Нужно заметить, что в связи с этим могут возникнуть дополнительные нефинансовые риски и определенные юридические трудности для залогодержателя при попытке реализовать залоговые права.

Хеджирование — создание встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств.

Необходимость хеджирования рыночных рисков возникает в тех случаях, когда существует некоторая неопределенность относительно долгосрочного тренда рыночных цен, т. е. нельзя с уверенностью утверждать, что через определенное время цены обязательно окажутся выше или ниже сегодняшних.

Сущность основных методов  хеджирования сводится к тому, чтобы осуществить операции до того, как произойдет неблагоприятное изменение ситуации, либо компенсировать убытки от произошедшего изменения за счет параллельной сделки, цена которой изменяется в противоположном направлении. Другими словами, при хеджировании, по сути, происходит компенсация одного риска другим соответствующим. Хеджирование может осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: фьючерсных и опционных.

Страхование, пожалуй, наиболее известный способ управления рисками. Страхование — это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (например, хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Сущность  страхования выражается в том, что  инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Между хеджированием  и страхованием существует большое различие. В случае хеджирования вы устраняете риск понести убытки, отказываясь от возможности получить доход. В случае страхования вы платите страховой взнос, устраняя тем самым риск понести убытки, но сохраняете возможность получить доход. [28, с. 40]

Отметим минусы страхования. Во-первых, страхование — самый дорогой из всех методов управления рисками (это коммерческая услуга), что значительно снижает его привлекательность и сужает круг возможного применения для защиты от тех рисков, которые характеризуются существенными и даже катастрофическими убытками для предприятия, но относительно низкой вероятностью их возникновения (иначе это либо очень дорого, либо не интересно страховщикам).

Информация о работе Разработка рекомендаций по снижению рисковых факторов на примере ОАО "ИнвестКапиталБанк»