Разработка мероприятий по повышению эффективности транспортных перевозок на ЗАО «Автотранс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:18, дипломная работа

Описание работы

Необходимость устойчивого экономического развития выдвинула в число приоритетов повышение эффективности использования автомобильного транспорта.
В первую очередь это связано с тем, что бизнес не может существовать без транспорта: чтобы товар был реализован, он должен быть доставлен покупателю. Роль автомобиля здесь уникальна: только он обеспечивает доставку "от двери до двери", причем с самой высокой скоростью из всех видов наземного транспорта. Даже самолетом не всегда можно выполнить доставку быстрее, чем автомобилем.

Содержание

Введение 5
1 Глава. Теоретические и методические основы грузоперевозок 7
1.1. Состояние и прогноз развития автотранспорта в Российской Федерации. 7
1.2. Технологии стимулирования грузовых перевозок 11
1.3. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок 17
1.4. Управление обслуживанием и ремонтом автомобилей 20
1.5. Выполнение плана перевозок 23
2 Глава. Анализ деятельности предприятия ЗАО «Автотранс». 27
2.1. Общее положение 27
2.2. Технико-экономические показатели ЗАО «Автотранс». 31
2.2.1. Эксплуатационные показатели работы 31
2.2.2. Основные производственные фонды и нематериальные активы 34
2.2.3. Оборотные фонды 36
2.2.4. Трудовые ресурсы 37
2.2.5. Себестоимость перевозок 38
2.2.6. Финансовые результаты работы 47
3 Глава. Организационно-технические мероприятия, направленные на повышение эффективности работы ЗАО «Автотранс» 52
3.1. Мероприятия по повышению эффективности использования подвижного состава ЗАО «Автотранс» 52
3.1.1. Разработка технологии стимулирования грузовых перевозок 53
3.1.2. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок 57
3.2. Организация мероприятий по совершенствованию технического обслуживания транспорта 58
3.3. Мероприятия оп повышению выполняемости плана 64
4 Глава. Экономические показатели работы ЗАО «Автотранс» после внедрения мероприятий 68
4.1. Стоимостная оценка затрат 68
4.2. Стоимостная оценка результатов 72
Заключение 74
Список используемых источников 77
Приложение 1 82

Работа содержит 1 файл

ДП.doc

— 1.33 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 

Дипломный проект 

    Тема: Разработка мероприятий по повышению эффективности транспортных перевозок на ЗАО «Автотранс» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти, 2009 г. 

 

  Оглавление

 

Введение

 

    Необходимость устойчивого экономического развития выдвинула в число приоритетов повышение эффективности использования автомобильного транспорта.

    В первую очередь это связано с  тем, что бизнес не может существовать без транспорта: чтобы товар был реализован, он должен быть доставлен покупателю. Роль автомобиля здесь уникальна: только он обеспечивает доставку "от двери до двери", причем с самой высокой скоростью из всех видов наземного транспорта. Даже самолетом не всегда можно выполнить доставку быстрее, чем автомобилем.

    Во  вторую очередь надо отметить, что  сам по себе транспортный бизнес относится к числу наиболее успешных и динамично развивающихся. Это означает заинтересованность владельцев автотранспорта в максимально эффективном его использовании.

    Вместе  с тем прежний дефицит транспортных услуг уступил место конкуренции, подчас очень жесткой, на этом рынке. А одним из весомых конкурентных преимуществ для предприятий различных организационно-правовых форм является именно более высокая эффективность работы.

    Потребитель транспортных услуг (владелец товара, грузоотправитель или грузополучатель) является участником процесса доставки. Когда на складе производится упаковка товара и его маркировка перед погрузкой в автомобиль, то это все элементы процесса доставки, требующие учета расходов на свое выполнение с целью достижения минимума совокупных затрат.

         На современном этапе практики  во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности автомобильный транспорт является одним из основных перевозчиков грузов.

         За последнее десятилетие кардинально  изменились геополитическое положение  России и экономическая ситуация  в стране. Директивные методы управления уступают рыночным отношениям. Грузовой автомобильный транспорт стал работать в условиях развивающейся конкуренции и отсутствии указаний и помощи “сверху”. Стремительно увеличивается число автотранспортных связей, повышаются требования к срокам доставки грузов. Система управления грузовыми автомобильными перевозками из многоуровневой превратилась практически в одноуровневую.

         В этой ситуации практически  каждое предприятие (АТП) должно  стремиться минимизировать затраты  на транспортные перевозки, получая при этом максимум прибыли.

    Учитывая  данное обстоятельство, а также большую практическую значимость этой проблемы, была выбрана данная тема дипломного проекта, целью которой является изучение организации грузовых перевозок транспортного предприятия, и разработке путей ее совершенствования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить  теоретические аспекты и проблемы грузовых перевозок;
  2. Провести анализ организации транспортного процесса и использования транспортных средств;
  3. Разработать  мероприятия по снижению транспортных издержек;
  4. Организовать рациональный режим работы водителей;
  5. Усовершенствовать техническое обслуживание подвижного состава;
  6. Обосновать экономическую эффективность.

    Объектом  исследования является ЗАО «Автотранс» - предприятие осуществляющее транспортные перевозки.

    Предметом исследования является технология осуществления  грузовых перевозок.

    Материалами для исследования являются документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности предприятия, справочно-нормативные записи по использованию автомобильного транспорта.  
 

 

1 Глава.  Теоретические и  методические основы грузоперевозок

1.1. Состояние и прогноз развития автотранспорта в Российской Федерации.

 

    Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Однако данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60% из занятых на транспорте; автотранспорт потребляет более двух третьих объема нефтяных топлив и т.д.

    Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков и соответственно возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.

    Преобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политических, экономических и социальных реформ. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфляции, резкие изменения объемов производства различных видов продукции, внутрироссийских и международных экономических связей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильными.

    Одним из главных внешних факторов является изменение характера спроса на транспортные услуги, который определяется развитием рыночных начал в экономике, формированием новой социальной структуры общества. Так, на фоне общего снижения объема перевозок грузов значительно возросла доля импортно-экспортных грузопотоков, а также перевозок дорогостоящих и срочных грузов.

    Динамика  объемов перевозок различными видами транспорта за 1970 – 2004 гг. приведена в таблице 1, при этом по автомобильному транспорту учтены перевозки, осуществленные предприятиями (физическими лицами) на коммерческой основе, но отсутствуют данные о перевозках ведомственным автотранспортом.

    Таблица 1

    Динамика  перевозки грузов и грузооборота по видам транспорта общего пользования

  1970 1980 1990 1994 1998 2002 2004
Перевозки грузов, млн т
Транспорт – всего

в том  числе:

железнодорожный 
автомобильный 
трубопроводный 
морской 
внутренний водный 
воздушный

4336,4 

1648

2004

303

69

311

1,4

6396,4 

2048

3178

576

111

481

2,4

6858,5 

2140

2941

1101

112

562

2,5

4849,4 

1640

1862

947

91

308

1,4

3851,7 

1058

1767

801

70

155

0,7

2850,8 

911

1002

783

54

100

0,8

2348,6 

835

593

790

36

94

0,6

Грузооборот, млрд тонно-километров
Транспорт – всего

в том  числе:

железнодорожный 
автомобильный 
трубопроводный 
морской 
внутренний водный 
воздушный

2523 

1672

32

243

412

164

-

4234,2 

2316

67

1087

534

228

2,2

5890,6 

2523

68 2

575

508

214

2,6

4697,8 

1967

42

2146

405

136

1,8

3566,5 

1195

36

1936

311

87

1,5

3370,1 

1131

26

1913

227

71

2,1

3147 

1020

21

1888

150

66

2,0

    Несмотря  на снижение объемов перевозок грузов, следует отметить, что освобождение тарифов позволило обеспечить практически полное покрытие эксплуатационных расходов транспортных предприятий. Рентабельность по автомобильному и речному транспорту составила 10%, воздушному и морскому - 5% [47].

    Современное реформирование экономической и  социальной сферы, начавшаяся интеграция России в мировую экономическую систему невозможны без создания соответствующей надежно работающей и экономически эффективной транспортной системы, которая при этом должна отвечать и современным мировым требованиям.

    Преобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются непосредственно под воздействием политических, экономических и социальных реформ, проводимых в России.

    Происходит  общее снижение объемов перевозок  грузов при этом значительно возрастает доля импортно-экспортных грузопотоков.

    Структурная перестройка транспортной системы нашла выражение в разгосударствлении значительного количества различного рода малых предприятий.

    Структура парка автотранспортных средств  существенно отличается от аналогичных парков экономически развитых автомобилизированных государств, обеспечивающих эффективное функционирование малых и средних предприятий всей системы сервиса в условиях рыночной экономики.

    Низкие  резервы провозных возможностей автомобильного парка, высокий уровень налогов и эксплуатационных затрат снижают конкурентоспособность российского автотранспорта.

    Большая величина транспортной работы, приходящейся на единицу валового национального продукта, требует существенной перестройки всей транспортной системы и её управления.

    Долгосрочные  прогнозы свидетельствуют о возможном росте объемов перевозок грузов, при этом будет возрастать роль международных автомобильных перевозок.

    Для стабилизации роста объемов перевозок  автомобильным транспортом необходима коренная перестройка управления транспортными предприятиями в условиях рыночной экономики.

    Малые автотранспортные предприятия, используя  преимущества малого производства, выступают в качестве конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных АТП. Так, говоря о рыночных позициях предприятий малого бизнеса, можно отметить, что малые АТП обслуживают определенный сектор рынка транспортных услуг: такие перевозчики выполняют главным образом перевозки мелкопартионных грузов, разовые перевозки (согласно проведенному среди руководителей малых АТП опросу 57,34% предпринимателей осуществляют перевозки такого рода). Клиентурой «малых» перевозчиков в подавляющем большинстве случаев являются малые предприятия и предприниматели, осуществляющие торгово-закупочную деятельность. Около 65,79% опрошенных имеют постоянную клиентуру, для привлечения которой используют такие методы, как гибкая тарифная политика, готовность поддерживать любой удобный для клиента график работы, обеспечение доставки груза в точно установленные клиентом сроки.

    Специфика таких предприятий не всегда позволяет безоговорочно применять положения теории управления автотранспортными предприятиями, разработанные главным образов для крупных АТП, поэтому дальнейшее исследование посвящено вопросам организации управления малым автотранспортным предприятием в условиях децентрализации.

    Анализируя  проблемы малого бизнеса в Российской Федерации в экономике в целом и на автомобильном транспорте в частности, можно сделать вывод, что малые предприятия в настоящий момент своего функционирования сталкиваются с проблемами, характерными для начального этапа развития. Так, результаты опроса предпринимателей, занятых автотранспортной деятельностью, показали, что наиболее серьезной проблемой является проблема поиска клиентов -26,83%.

    Если  учесть, что большая часть руководителей малых автотранспортных фирм планирует продолжить свою деятельность (38,37%), логично предположить, что согласно концепции цикла жизни малого предприятия оно сталкивается с такой проблемой, как проблема управления предприятием, на 2-3 годах существования фирмы. Этот этап с точки зрения управления малой фирмой характеризуется кризисом единоначального управления предприятием, разрешение которого сводится к построению рациональной организационной структуры управления. Так как ЗАО «Автотранс» на рынке существует уже более 13 лет, то применять мероприятия по рациональной организации структуры управления может быть не эффективно.

    С ростом фирмы возрастает влияние  факторов внешней среды, руководитель малого предприятия работает в условиях постоянной неполноты информации, которая требуется для принятия решений. Как правило, возникающие ситуации носят уникальный характер, т.е. не поддаются привидению и стандартизации; решения обычно сложны, так как должны удовлетворять множеству целей и условий, меняющихся во времени; последствия решений недостаточно ясны, в связи с тем, что их прогноз ненадежен вследствие неполноты информации. Чем выше неопределенность информации и сложнее решения, тем больше времени требуется управляющему для его подготовки, т.е. уменьшается число задач, которые он может решить в отрезок времени, заданный циклом управления. В то же время управляющий вынужден тратить много времени на доведение задач и инструктаж работников, а также координацию, контроль и своевременную коррекции их работы. Быстрая смена оперативных задач и условий их решения требуют от руководителя больших затрат времени на согласование и координацию работ с другими организациями, например, заказчиками на транспортные услуги, поставщиками материалов и запасных частей. Все перечисленные факторы ведут к уменьшению группировок забот, приводят к увеличению числа управленческих подразделении уровней иерархии управления фирмой.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению эффективности транспортных перевозок на ЗАО «Автотранс»