Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Современный период развития белорусской экономики характеризуется становлением системы рыночных отношений. Формирование этой системы происходит в условиях ужесточения конкурентной борьбы за достижение стабильного рыночного преимущества и сопряжено с целым рядом негативных факторов. Среди них особо выделяются кризис неплатежей, нехватка денежных средств, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками, а также несовершенство действующего законодательства, его частые изменения, затрудняющие планирование деятельности предприятий и прогнозирование последствий его применения.
Введение 2
1. Описание объекта управления 4
1.1.Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основа функционирования предприятия 4
1.2. Вид деятельности предприятия 5
1.3. История создания и развития объекта 7
1.4. Масштабы деятельности предприятия 9
1.5. Оценка состояния системы управления предприятием 13
1.6. Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние факторов внутренней среды предприятия 17
2. Предложения по совершенствованию системы управления объектом 38
2.1. Миссия, ключевые цели и подцели объекта управления 38
2.2. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 40
2.3. Формирование общей структуры управления 44
2.4. Разработка состава подразделений и основных связей между ними 49
3. Эффективность концепции системы управления 51
Заключение 53
Литература 54
Управленческий потенциал в ЭО достаточно высок, хотя работники все еще с опаской относятся к изменениям, в т.ч. организационным, а работники не принимают активного участия в стратегической деятельности.
1.6.1. Анализ внешней среды
Под внешней окружающей средой понимается совокупность социально-экономических, политических, технологических, международных и др. факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При проведении анализа внешней среды изучаемого предприятия необходимо выделять потенциальные угрозы и возможности, которые могут появиться у предприятия в каждой группе факторов.
Экономические
Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь первостепенное значение в стратегическом планировании деятельности организации. Необходимо постоянно контролировать и оценивать следующие общие факторы:
Важно предвидеть, как будет развиваться экономика в будущем, будет подъем или спад производства и т.д..
Политические
При анализе политических факторов следует следить за:
Рыночные:
Потребительский спрос на продукцию МЭТЗ имеет устойчивый характер, подразделяется на две основные составляющие: новое строительство и реконструкция и замена оборудования. Новое строительство в странах СНГ и особенно в России имеет большой потенциал в связи со структурными изменениями в экономике, появлением новых производств и технологий.
Рынок сбыта продукции предприятия включает два основных, сегмента: внутренний (РБ) и внешний (экспорт), который, в свою очередь, охватывает такие регионы, как страны дальнего зарубежья (Литва, Латвия, Эстония, Куба, Ливан), РФ, страны СНГ (Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Армения).
Основным рынком сбыта продукции МЭТЗ являются страны СНГ, и в первую очередь, Россия. В 2007 году 88% продаж продукции МЭТЗ приходилось на Россию, 0,2% — на Украину, 0,4% — на другие страны СНГ.
Около 10 % продукции МЭТЗ реализуется на внутреннем рынке.
До 2% продукции МЭТЗ реализуется в дальнем зарубежье. Основными конкурентами Минского электротехнического завода на мировом рынке являются фирмы “ELIN” (Австрия), “AEG” (Польша), “MATELEC” (Франция), “Trafo BB” (ФРГ), “PAUWELS International” (Бельгия) и др. Продукция МЭТЗ реализуется на рынках Ливана, Кубы, Китая, Нигерии, Кипра, Ирана, Монголии и других стран и является достаточно конкурентоспособной по техническим характеристикам.
В
таблице 9 представлены данные объемов
продаж продукции по основной номенклатуре
в денежном и натуральном выражениях за
2008 год.
Таблица 9 - Характеристика
основных рынков сбыта МЭТЗ в 2008 году
Наименование
выпускаемой продукции (основные виды) |
Ед.
изм. |
Поставлено продукции в 2008 году | |||||
ДЗ | СНГ | РФ | Экспорт | РБ | Всего | ||
ТМГ | тыс.$
шт. |
1566,1
723 |
1767,2
444 |
86166,8
20335 |
89500,1
21502 |
7180,2
2551 |
96680,3
24053 |
КТП | тыс.$
шт. |
43,5
11 |
330,3
174 |
10578,1
4886 |
10951,9
5071 |
2625,9
1225 |
13577,8
6296 |
ТММ и ПРА | тыс.$
шт. |
12,9
279 |
41,6
1501 |
1875,2
82727 |
1929,7
84507 |
1431,2
87566 |
3360,9
172073 |
УКЗВ | тыс.$
шт. |
475
108 |
475
108 |
475
108 | |||
ШГС | тыс.$
шт. |
117,6
50 |
117,6
50 |
117,6
50 | |||
Панели | тыс.$ | 1612,1 | 1612,1 | 1613,1 | 3225,2 | ||
ТНП | тыс.$ | 20,5 | 25,1 | 45,6 | 709,1 | 754,7 | |
Прочая | тыс.$ | 0,8 | 53,2 | 409,2 | 463,2 | 961,6 | 1424,8 |
Итого | тыс.$ | 1643,8 | 2192,3 | 101259,1 | 105095,2 | 14521,1 | 119616,3 |
В 2008 г. на рынок стран Дальнего зарубежья планировалось отгрузить продукции на сумму 1080 тыс.долл., т.е. ожидалось падение объемов отгрузки. Это связано с наличием на данном сегменте рынка как потребителей, выдвигающих особые требования к электротехническому оборудованию, так и мощных конкурентов, финансовые возможности которых позволяют им вести политику внедрения своей продукции в страны Латинской Америки, Африки и Азии, открывая в этих регионах свои дочерние предприятия и филиалы, а также строить заводы, привязывая их к своим технологиям и конструктивным решениям.
Фактический объем экспорта в 2008 г. составил 159163,9 тыс.долл. и увеличился по отношению к уровню 2007 г. на 42,1%.
Положительная тенденция развития рынков сбыта обусловлена:
-
повышением деловой активности
организаций топливно-
-
повышением инвестиционной
-
повышением инвестиционной
-
повышением деловой активности
компаний нефтегазодобывающего
комплекса и других отраслей
промышленности России.
Технологические
Анализ технологической
Технологический уровень выпускаемой продукции достаточно высок. Уровень технологии производства на МЭТЗ получил высшую категорию по Акту аттестации технического уровня 26.6.1990 г. № 04-129 Министерства электротехнической промышленности СССР. В 1999 г. завод сертифицирован Белстандартом и фирмой ''Кема'' на соответствие требованиям международного стандарта качества ISO 9001. Настоящий сертификат удостоверяет, что стандарты качества проектирования и производства трансформаторов силовых трехфазных мощностью до 1000 кВА и подстанций трансформаторных комплектных мощностью до 200 кВА соответствуют требованиям СТБ ИСО 9001-96.
Учитывая аспект технического перевооружения и модернизации трансформаторного производства зарубежных конкурентов и понимая важность задачи расширения экспорта, завод ставит своей задачей в первую очередь техническое перевооружение и модернизацию производства, что позволило бы увеличить объёмы выпускаемой продукции, не уступающей по качеству зарубежным конкурентам. В этой связи закуплено новое современное оборудование для покраски, линия раскроя лент трансформаторной стали, линия по изготовлению гофрированных стенок баков трансформаторов. В 2008 г. завод решил поставленную перед собой задачу модернизации технологического процесса изготовления катушек высокого и низкого напряжения для силовых трансформаторов и приобретение ещё одной линии раскроя лент трансформаторной стали, а также дополнительного оборудования для введённой в эксплуатацию линии по изготовлению гофростенок трансформаторных баков.
Некоторые сравнительные
Таблица
10 - Сравнительная оценка технических
характеристик трансформаторов
Показатели | МЭТЗ | АББ (Герма
ния) |
Укр. электро- |
Московскийэлектротехн. завод |
Потери холостого хода, Вт | 730 | 930 | 920 | 900 |
Потери короткого замыкания, Вт | 5400 | 6000 | 5500 | 4800 |
Вес, кг | 1350 | 1550 | 1800 | 1800 |