Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Современный период развития белорусской экономики характеризуется становлением системы рыночных отношений. Формирование этой системы происходит в условиях ужесточения конкурентной борьбы за достижение стабильного рыночного преимущества и сопряжено с целым рядом негативных факторов. Среди них особо выделяются кризис неплатежей, нехватка денежных средств, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками, а также несовершенство действующего законодательства, его частые изменения, затрудняющие планирование деятельности предприятий и прогнозирование последствий его применения.
Введение 2
1. Описание объекта управления 4
1.1.Организационно-правовая форма и характер собственности, законодательная основа функционирования предприятия 4
1.2. Вид деятельности предприятия 5
1.3. История создания и развития объекта 7
1.4. Масштабы деятельности предприятия 9
1.5. Оценка состояния системы управления предприятием 13
1.6. Сильные и слабые факторы внешнего окружения. Состояние факторов внутренней среды предприятия 17
2. Предложения по совершенствованию системы управления объектом 38
2.1. Миссия, ключевые цели и подцели объекта управления 38
2.2. Выбор и обоснование стратегии развития предприятия 40
2.3. Формирование общей структуры управления 44
2.4. Разработка состава подразделений и основных связей между ними 49
3. Эффективность концепции системы управления 51
Заключение 53
Литература 54
За последние 2-3 года было немало сделано и планируется сделать еще больше в направлении модернизации производства. Объем инвестиций в соответствующие мероприятия составляет 10 – 12 миллионов долларов США ежегодно.
Стратегия в области НИОКР
Мероприятия по реализации данной стратегии были описаны выше при обосновании выбора базовой стратегии деятельности предприятия.
Стратегия маркетинга
Комплекс мероприятий по формированию сбыта был рассмотрен при анализе внутренней среды организации и анализе полученных результатов SWOT-анализа.
Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.
В практической деятельности организационная структура рассматривается как совокупность звеньев (органов, подразделений, исполнителей), находящихся во взаимосвязи и соподчиненности, наделенных определенными правами, ответственностью и выполняющих определенные функции управления.
На предприятии действует линейно-функциональный тип оргструктуры. Также ее можно охарактеризовать как национальную, государственную, промышленную, рыночную, базирующейся на стратегии диверсификации.
Это тип организационной структуры системы управления, представляющий собой объединение линейного и функционального управления, направленное на оптимизацию линейного руководства с точки зрения повышения уровня компетентности принимаемых решений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют, помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Линейное управление используется при решении повторяющихся относительно стабильных задач, требующих от руководителя компетенции и умения концентрировать в своих руках все функции управления.
Функциональное управление основано на разделении управленческого труда в рамках аппарата управления при сохранении распорядительных функций руководителя. Линейно-функциональное управление предполагает реализацию решения функционального руководителя только через вышестоящее линейное руководство.
Достоинства данной структуры управления:
Недостатки линейно-функциональной структуры управления:
Основой производственной структуры является 2-х ступенчатая система управления: начальник цеха - мастер.
Структурная схема управления предприятием представлена в Приложении 2, где указаны основные подразделения и главные взаимосвязи между ними.
Структура управления предприятием была описана в п.1.5, но хотелось бы описать и привести основные функции и задачи основных подразделений и заместителей директора поподробнее.
Главный инженер завода является первым заместителем директора, определяющим техническую политику и перспективы развития завода, организующим работу технических служб завода. Главный инженер руководит работами по составлению предварительных предложений по контрольным цифрам к плану производства продукции; организует работы по техническому перевооружению и реконструкции завода; обеспечивает соблюдение конструкторской, проектной и технологической дисциплины, правил и норм охраны труда и техники безопасности; руководит работой по технической подготовке производства, обеспечению бесперебойного функционирования оборудования завода; организует проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ; выполняет другие функции.
Главному инженеру непосредственно подчиняются отдел главного конструктора, отдел главного технолога, центральная заводская лаборатория; через заместителя по оборудованию и охране труда - отдел главного механика, отдел главного энергетика, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел капитального строительства; через заместителя по технической подготовке производства — инструментальный отдел, отдел механизации и автоматизации производственных процессов, отдел научно-технической информации и документации, отдел метрологии и измерительной техники, отдел стандартизации, бюро планирования и контроля за внедрением новой техники.
Отдел главного конструктора (ОГК) является структурным подразделением, осуществляющим техническую подготовку производства области разработки новой и совершенствования выпускаемых КТПСП для электростанций, ТНП и других изделий.
Задачами ОГК являются:
-
определение направлений в
- разработка новых конструкций и модернизация находящихся в производстве изделий на основе новейших достижений науки и техники;
- системное повышение качества, надежности и долговечности выпускаемых изделий, сокращение цикла проектирования и производства, экономия труда и материалов при изготовлении изделий;
-
проведение НИОКР и
-
обеспечение соблюдения
Отдел главного технолога (ОГТ) осуществляет методическое руководство всеми технологическими подразделениями предприятия, обеспечивает технологическую подготовку производства, организует своевременную разработку и внедрение в производство прогрессивных технологических процессов.
Задачами ОГТ являются:
-
проведение технической
-
разработка и внедрение в
-
разработка типовых
-
обеспечение выбора
-
проведение НИР, осуществление
связи с научно-
Материальной базой подготовки производства являются экспериментальный участок и инструментальное хозяйство. Работа по руководству подготовкой производства возлагается на заместителя главного инженера по технической подготовке производства.
Начальник производственно-диспетчерского отдела (ПДО) осуществляет руководство оперативно-производственным планированием, учетом и регулированием производства в цехах основного производства — заготовительно-сборочном, механическом, металлоконструкций и панелей, трансформаторном, комплектных трансформаторных подстанций и низковольтного оборудования, аппаратном. Начальник ПДО руководит разработкой производственных программ и календарных планов и графиков выпуска продукции для цехов основного производства, контролирует их увязку с планами поставки и реализации продукции; организует своевременное доведение планов и графиков выпуска продукции до цехов, контролирует своевременность доведения планов и графиков выпуска продукции до участков и бригад цехов; осуществляет оперативный контроль и регулирование хода производства; обеспечивает увязку работы цехов, отделов, служб для бесперебойного и ритмичного выпуска продукции; контролирует согласованность календарных планов выпуска продукции с планами и графиками обеспечения материалами и комплектующими изделиями; решает другие вопросы в соответствии со своей компетенцией.
Заместитель директора завода по коммерческим вопросам, которому подчинены отдел внешней комплектации, отдел материально-технического снабжения и отдел маркетинга и торговли, выполняет следующие функции:
Отдел маркетинга и торговли подразделяется на бюро сбыта, бюро планирования, анализа и контроля маркетинговой деятельности, бюро заказов.
Бюро сбыта занимается поиском и налаживанием хозяйственных связей, формированием портфеля заказов, определением конкурентоспособности продукции, изучением требований к ней. Бюро планирования, анализа и контроля — разработкой прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, исследованием факторов структуры и динамики спроса, составлением прогнозов потребности в выпускаемой продукции, разработкой рекомендаций по формированию номенклатуры производимой продукции, производственной программы и производственной мощности, выработкой общей стратегии маркетинга.
Заместителю директора по транспорту, сбыту аппаратной продукции и ТНП подчиняются контрольно-ревизионное бюро, бюро товаров народного потребления, а также железнодорожно-транспортный цех упаковки и отгрузки готовой продукции.
Заместитель директора завода по кадрам, быту и идеологической работе организует работу по укомплектованию завода кадрами, повышению их квалификации, обеспечению надлежащих бытовых условий работников завода. Он курирует деятельность отдела кадров, административно-хозяйственного отдела, бюро социального развития, жилищно-коммунальных, детских и социально-культурных учреждений, подсобного хозяйства, предприятий общественного питания и здравоохранения. Отдел кадров осуществляет подбор, расстановку, организацию учебы, учет кадров рабочих, инженерно-технических работников, служащих; организацию и методическое руководство подготовкой и переподготовкой рабочих, повышением квалификации рабочих, ИТР и служащих. Административно-хозяйственный отдел занимается хозяйственным обслуживанием руководства, отделов, служб, цехов завода, ведением делопроизводства.
Для успешной реализации целей стратегических мероприятий необходимо проводить определенные изменения, разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т.е. управлять им.
Одним из конечных продуктов управления является структура предприятия (организации) и изменения, позволяющие ей воспринимать перемены в окружающей среде.
В зависимости от выбранной базовой стратегии и разработанных функциональных стратегий необходимо модернизировать организационную структуру предприятия: количество, состав структурных подразделений, взаимосвязи управления между ними, распределить обязанности и исполнителей стратегических решений и плана мероприятий.