Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
Изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Задачи данной курсовой работы:
теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность;
детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации;
анализ зарубежного опыта;
анализ российского опыта
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы адаптации персонала……….…………………..…...4
1.1. Критерии адаптации персонала………. …………………………………......4
Испытательный срок……………………………… …………………...5
Адаптация молодых специалистов…….. ……………………………..9
Наставничество и консультирование…………………….…………..12
Развитие человеческих ресурсов……………………………………..15
1.2. Виды адаптации……………………... ……………………………………...17
1.3. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»...………………………19
1.4. Организация эффективного управления адаптацией…..………………….21
1.4.1. Цели и задачи системы управления адаптацией……………………21
1.4.2. Функции и направления деятельности подразделений…………….22
1.4.3. Программы адаптаций………………………………………………..25
1.4.4. Оценка состояния работы по адаптации…………………………….28
1.5. Опыт профориентации и адаптации…………………………..……………32
1.5.1. Зарубежный опыт…………………………..…………………………32
1.5.2. Российский опыт……………………………..……………………….33
2. Анализ системы управления адаптацией персонала в ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»…………………………………………………….………….……35
2.1.Краткая характеристика ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»……….……………..35
Заключение …………………………………………………………………………38
Библиографический список...……
- информирование о несчастных случаях и опасности;
- гигиенические стандарты;
- охрана и проблемы, связанные с воровством;
- отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
- правила поведения на рабочем месте;
- вынос вещей из подразделения;
- контроль за нарушениями;
- перерывы (перекуры, обед);
- телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
- использование оборудования;
- контроль и оценка исполнения.
Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.
Особые
потребности в адаптации
Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной.
Все
это нельзя оставлять без внимания
и необходимо учитывать при составлении
программ по адаптации.
(2)
1.4.4.
Оценка состояния работы
по адаптации.
В
течение всего адаптационного периода
руководитель должен неформально обсуждать
с сотрудником его
собирает и анализирует соответствующую
информацию. Одновременно оценивается
эффективность подбора персонала. (8)
Успешность
адаптации зависит от характеристик производственной
среды и самого работника. Чем сложнее
среда, чем больше отличие ее от привычной
среды на прежнем месте работы, чем больше
связано с ней изменений, тем труднее проходит
процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризуется
определенной продолжительностью,
и следовательно, имеет свое начало и окончание.
Если в отношении начала адаптации вопросов
не возникает (это начало деятельности
работника в новых условиях), то определить
ее окончание весьма трудно. Дело в том,
что адаптация — это процесс, протекающий
постоянно в меру изменения факторов внешней
среды трудовой деятельности работника,
да и изменения самого человека. Поэтому
адаптация имеет отношение и к человеку,
который не менял рабочего места. С позиций
управления кадрами, формирования трудового
потенциала, определения сроков адаптации
большое значение имеет выяснение такого
понятия, как предел адаптации. При определении
сроков адаптации (а с ними и возможного
ущерба) в качестве ее предела, или точки
отсчета завершения ее как процесса, могут
использоваться определенные количественные
показатели, характеризующие отдельные
стороны адаптации, или система показателей.
В частности, можно выделить:
- объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;
- субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.(6)
Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова):
Другой
подход к оценке производственной адаптации
исходит из характеристики и результатов
каждой из ее сторон. Так, для характеристики
психофизиологической адаптации, особенно
на работах с большим физическим
напряжением (например, для оценки степени
тренированности, как одного из результатов
адаптации) используются показатели выработки
и энергозатрат, а также показатели состояния
сердечно-сосудистой системы, функции
кровообращения, дыхания, скорость восстановления
и т.п.
Профессиональную адаптацию, как полное
и успешное овладение профессией, характеризуют
такие показатели, как степень освоения
норм времени (их выполнение, достижение
среднего процента, сложившегося в коллективе),
выход на средний уровень брака продукции
по вине работника и др.
К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др. (6)
Получить отклик от работника по многим из этих вопросов могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены работнику после предполагаемого завершения периода адаптации. Один из таких вопросников предложен Кибановым. Его основные вопросы:
1. Укажите
срок работы в данной
2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию:
3. Кто
повлиял на Ваш выбор
4. В
какие периоды Вам наиболее
необходима помощь
5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
6. В
какой период Вашей
7. В
какой период Вы почувствовали,
8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
9. Представьте
себе, что по каким-либо причинам
Вы уволились из организации.
Вернулись ли бы Вы через
некоторое время на свое
10. Бывают
ли у Вас конфликты с
11. В какой мере выражены в Вашей работе следующие критерии:
12. Материальная помощь со стороны родителей:
13. Жилищные условия:
14. Интерес к продвижению:
15.
В какой мере выражены в
Вашей работе следующие
16. Кто
оказал Вам наиболее ощутимую
помощь в процессе адаптации:
сотрудник отдела кадров, линейный
руководитель, наставник, коллега
по
работе или кто-то еще?
17. Что
помогло Вам в процессе
литература, фильмы, слайды? (15)
1.5. Опыт профориентации и адаптации.
1.5.1.
Зарубежный опыт.
Интересен
в отношении адаптации опыт Японии.
Система подготовки кадров здесь
отличается большой спецификой. Учащиеся
японской школы до перехода на вторую
ступень среднего образования (10—12 классы)
практически не могут получить какой-либо
профессиональной подготовки, т. е. большая
часть японской молодежи, имея среднее
образование, выходит на рынок труда если
не вовсе профессионально не подготовленной,
то во всяком случае без какого-либо свидетельства
о присвоении квалификации.
Это, однако, мало смущает руководство
японских компаний. Профессиональная
подготовка в фирмах — неотъемлемая часть
японской системы управления кадрами.
Руководство компаний стремится привлечь
молодых людей непосредственно со школьной
скамьи, потому что отсутствие каких-либо
навыков в работе свидетельствует о неиспорченности,
отсутствии стороннего влияния, готовности
воспринять правила поведения, принятие
в данной корпорации. Поступившая молодежь
проходит обязательный курс начальной
подготовки — адаптации. Это происходит
в течение относительно короткого периода
— двух месяцев. (10)
Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый "корпоративный дух" фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы. (4)
Информация о работе Проектирование системы адаптации персонала в ООО "УАЗ-Автотранс"