Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
Изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Задачи данной курсовой работы:
теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность;
детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации;
анализ зарубежного опыта;
анализ российского опыта
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы адаптации персонала……….…………………..…...4
1.1. Критерии адаптации персонала………. …………………………………......4
Испытательный срок……………………………… …………………...5
Адаптация молодых специалистов…….. ……………………………..9
Наставничество и консультирование…………………….…………..12
Развитие человеческих ресурсов……………………………………..15
1.2. Виды адаптации……………………... ……………………………………...17
1.3. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»...………………………19
1.4. Организация эффективного управления адаптацией…..………………….21
1.4.1. Цели и задачи системы управления адаптацией……………………21
1.4.2. Функции и направления деятельности подразделений…………….22
1.4.3. Программы адаптаций………………………………………………..25
1.4.4. Оценка состояния работы по адаптации…………………………….28
1.5. Опыт профориентации и адаптации…………………………..……………32
1.5.1. Зарубежный опыт…………………………..…………………………32
1.5.2. Российский опыт……………………………..……………………….33
2. Анализ системы управления адаптацией персонала в ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»…………………………………………………….………….……35
2.1.Краткая характеристика ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»……….……………..35
Заключение …………………………………………………………………………38
Библиографический список...……
Социально-
В учебнике же у Кибанова представлена, по сути, идеализированная схема распределения функций по адаптации персонала между подразделениями. Но ее необходимо изучать и пытаться к ней максимально приблизиться. Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Подразделение
по управлению профориентацией и
адаптацией должно
выполнять следующие функции:
- изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;
-
наем и отбор персонала с использованием
профессиограмм и описаний работ, тестирования
и интервьюирования работников с целью
их лучшей
профориентации;
- расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрипроизводственными перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива;
- отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
- организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности профконсультанта входят:
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4.
Организация (совместно с
5. Налаживание связей с ПТУ.
6. Организация оборудования кабинета профориентации на предприятии.
7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
8.
Организация разработки
9.
Организация тематических
10. Проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия.
11.
Организация в школах выставок
литературы о выборе профессии.
12.
Проведение группового
13. Организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации.
14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3.
Организация экскурсии по
4.
Разъяснение условий работы, ознакомление
с функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6.
Введение в коллектив, представление сотрудников
(совместно с руководителем).(1,9)
1.4.3. Программы адаптации
Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала. (5)
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.
Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную (специализированную). Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в учебнике Базарова и Еремина. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:
- цели, приоритеты, проблемы;
- традиции, нормы, стандарты;
- продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
-
разнообразие видов
- организация, структура, связи компании;
- информация о руководителях.
- принципы кадровой политики;
- принципы подбора персонала;
-
направления профессиональной
-
содействие работникам в
- правила пользования телефоном внутри
предприятия;
-
правила использования
-
правила охраны коммерческой
тайны и технической
- нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
- оплата выходных, сверхурочных.
-
страхование, учет стажа
-
пособия по временной
- поддержка в случае увольнения или ухода
на пенсию;
-
возможности обучения на
- наличие столовой, буфетов;
- другие услуги организации для своих сотрудников.
-
места оказания первой
- меры предосторожности;
-
предупреждение о возможных
-
правила противопожарной
-
правила поведения при
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
-
права и обязанности работника;
-
права непосредственного
- организации рабочих;
-
постановления профсоюзов и
-
руководство и оценка
-
дисциплина и взыскания,
-
коммуникация: каналы коммуникации,
почтовые материалы,
- организация питания;
- наличие служебных входов;
- условия для парковки личных автомобилей;
- стоимость рабочей силы;
- стоимость оборудования;
- ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После
осуществления общей программы
следует перейти к специальной
(специализированной). Она охватывает
вопросы, связанные конкретно с каким-либо
подразделением или рабочим местом и осуществляется
как в формах специальных бесед с сотрудниками
того подразделения, в которое пришел
новичок, так и собеседований с руководителем
(непосредственным и вышестоящим). В нее
должны быть включены следующие вопросы:
1. Функции подразделения:
- цели и приоритеты, организация и структура;
- направления деятельности;
-
взаимоотношения с другими
-
взаимоотношения внутри
2. Рабочие обязанности и
-
детальное описание текущей
- разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
-
нормативы качества выполнения
работы и основы оценки
- длительность рабочего дня и расписание;
- дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3. Требуемая отчетность:
-
виды помощи, которая может быть
оказана, когда и как просить
о ней;
- отношения с местными и общегосударственными
инспекциями.
4.
Процедуры, правила,
-
правила, характерные только
- поведение в случае аварий, правила техники
безопасности;
Информация о работе Проектирование системы адаптации персонала в ООО "УАЗ-Автотранс"