Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
Изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Задачи данной курсовой работы:
теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация, введение в должность;
детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации;
анализ зарубежного опыта;
анализ российского опыта
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы адаптации персонала……….…………………..…...4
1.1. Критерии адаптации персонала………. …………………………………......4
Испытательный срок……………………………… …………………...5
Адаптация молодых специалистов…….. ……………………………..9
Наставничество и консультирование…………………….…………..12
Развитие человеческих ресурсов……………………………………..15
1.2. Виды адаптации……………………... ……………………………………...17
1.3. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»...………………………19
1.4. Организация эффективного управления адаптацией…..………………….21
1.4.1. Цели и задачи системы управления адаптацией……………………21
1.4.2. Функции и направления деятельности подразделений…………….22
1.4.3. Программы адаптаций………………………………………………..25
1.4.4. Оценка состояния работы по адаптации…………………………….28
1.5. Опыт профориентации и адаптации…………………………..……………32
1.5.1. Зарубежный опыт…………………………..…………………………32
1.5.2. Российский опыт……………………………..……………………….33
2. Анализ системы управления адаптацией персонала в ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»…………………………………………………….………….……35
2.1.Краткая характеристика ООО «УАЗ-АВТОТРАНС»……….……………..35
Заключение …………………………………………………………………………38
Библиографический список...……
-
первичная — когда человек
впервые включается в
- вторичная — при последующей смене работы.
4. По направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой под классификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у Кибанова. Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности .(1,10)
Психофизиологическая
адаптация — адаптация к
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-
теоретических знаний и инструкций.(1,6)
1.3.
Связь понятий «адаптация»
и «профориентация».
Имеется множество определений понятия «адаптация», равно как и понятий «профориентация» и «введение в должность». Зачастую эти определения пересекаются и разные авторы называют различными терминами схожие процессы.
Например,
автор учебного пособия «Практический
менеджмент персонала» В.Р. Веснин главу
об адаптации персонала начинает
с определения понятия «
Введение
в должность Веснин разделяет
на индивидуальное (когда непосредственный
руководитель персонально знакомит
работника с коллективом и
его будущей должностью) и групповое,
причем последнее называет «профессиональной
ориентацией». Профориентацию он рассматривает
как вынужденную меру, которая необходима
в случае одновременного прихода в организацию
большого числа новых
сотрудников, и ответственность за которую
лежит на кадровом отделе. Ориентация,
по Веснину, бывает общей (информирование
об организации в целом) или специальной
(об отдельном подразделении).
Наконец,
собственно адаптацию Веснин рассматривает
как следующую за
введением в должность ступень задействования
новых кадров, определяя этот процесс
как «приспособление к содержанию и условиям
труда, социальной среде». В ее рамках
происходит детальное ознакомление с
коллективом и новыми обязанностями; усвоение
стереотипов поведения; ассимиляция —
полное приспособление к среде и, наконец,
идентификация — отожествление личных
интересов и целей с общими.(1)
Другой автор, Кибанов, также разделяет профориентацию и адаптацию. При этом адаптацию он считает элементом профориентации, определяя последнюю как «систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям». То есть, согласно Кибанову, профориентация — процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу.(14)
Адаптация же, как взаимное приспособление работника и организации, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, рассматривается Кибановым в качестве процесса уже непосредственно внутри организации.
В то же самое время многие другие авторы, и с их мнением, по-видимому, стоит согласиться, считают профориентацию одним из этапов адаптации. Рассматривая адаптацию как процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды, эти авторы включают понятия «введение в должность» и «профориентация» во всеобъемлющий процесс «первого уровня» — адаптацию.
Но
прежде чем перейти к более
детальному рассмотрению адаптации, попытаемся
отыскать причины различного толкования
близких понятий. Нельзя утверждать,
что такой «классический» автор учебников
по кадровому менеджменту, как А.Я. Кибанов,
ошибается относительно базовых понятий.
Скорее всего, он просто истолковывает
другие значения слов. Например, его «профориентация»
— это то, что предоставлено будущему
работнику (или абитуриенту) в виде многочисленных
профориентационных тестов и программ
по подготовке персонала к выбранной сфере
деятельности, но не то, что является «практическим
знакомством нового работника со своими
обязанностями и требованиями, которые
к нему предъявляются со
стороны организации», как это истолковывается
в одном из учебников по управлению персоналом.(11)
Таким
образом, оба определения отражают
сущность профориентации, но в разных
значениях этого слова. В ходе
же рассмотрения адаптации будем руководствоваться
вторым определением — определением ориентации
как этапа адаптации.
1.4.
Организация эффективного
управления адаптацией
Управление процессом адаптации — это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.».
Необходимость
управления адаптацией предопределяется
большим ущербом как для
Разработка мер, положительно влияющих
на адаптацию, предполагает знание
как субъективных характеристик рабочего
(пол, возраст, его психофизиологические
характеристики, а также образование,
стаж и др), так и факторов производственной
среды, характера их влияния (прямое или
косвенное) на показатели и результаты
адаптации. Поэтому при оптимизации процесса
адаптации следует исходить из имеющихся
возможностей предприятия (в части условий
труда, гибкого рабочего времени, организации
труда и т.д.) и ограничений в изменении
рабочего (в развитии тех или иных способностей,
в освобождении от отрицательных привычек
и т.п), необходимо также учитывать различия
на новом и на прежнем месте работы, особенности
новой и прежней профессий, ибо они могут
быть существенными, что послужит серьезным
барьером для профессиональной мобильности
и проведения кадровой политики предприятия.(6)
1.4.1.
Цели и задачи системы
управления адаптацией.
Адаптация
работника на производстве, эффективное
управление этим процессом требуют
большой организационной работы. Поэтому
на многих предприятиях страны создаются
специализированные службы адаптации
кадров. Однако организационно это делается
по-разному: в зависимости от численности
персонала предприятия, структуры управления
предприятием, наличия и организации системы
управления персоналом, нацеленности
администрации предприятия на решение
социальных задач в сфере управления производством
и других моментов. Службы адаптации работника
могут выступать как самостоятельные
структурные подразделения (отдел, лаборатория)
или же входить в состав других функциональных
подразделений (как бюро, группа и отдельные
работники) — в отдел
кадров, социологическую лабораторию,
отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда
должность специалиста по адаптации вводится
в штатное расписание цеховых управленческих
структур. Важно, чтобы служба адаптации
была составным звеном общей систем, управления
кадрами на предприятии.
Цели системы управления адаптацией хорошо
сформулированы у Кибанова и
могут быть представлены в виде схемы:
Задачами
подразделения или специалиста
по управлению адаптацией в области
организации технологии процесса адаптации,
по Кибанову, являются:
- организация семинаров, курсов по различным
вопросам адаптации;
-
проведение индивидуальных бесед руководителя,
наставника с новым сотрудником;
- интенсивные краткосрочные курсы для
руководителей, вновь вступающих
в должность;
- специальные курсы подготовки наставников;
-
использование метода постепенного усложнения
выполняемых новичком
заданий;
- выполнение разовых общественных поручений
для установления контактов
нового работника с коллективом;
-
подготовка замены при ротации кадров;
проведение в коллективе специальных
ролевых игр по сплочению сотрудников.
(15)
1.4.2.
Функции и направления
деятельности подразделений.
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Так, например, видят Базаров и Еремин распределение обязанностей в ходе подготовки и реализации программы ориентации:
Значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит на непосредственном руководителе. Это подчеркивается в ряде учебных пособий. Веснин в этом смысле является автором, широко раскрывающим его функции на всех этапах — от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.(11)
По
его мнению, при индивидуальном введении
в должность (которое, опять же, предпочтительнее
группового, так как более эффективно
и требует меньших затрат), непосредственный
руководитель «поздравляет нового сотрудника
с началом работы, представляет его коллективу
(рассказывает биографию, особо отмечая
достоинства), знакомит с подразделением
и обстановкой в нем, подробно излагает
требования, в том числе и неписаные, сообщает
о трудностях, которые могут встретиться,
и наиболее распространенных ошибках
в работе, о будущих коллегах, особенно
тех, у кого трудный характер, и тех, на
которых всегда можно поло-
житься, просить совета… Руководитель
осуществляет инструктаж, контроль за
первыми шагами новичка, выявляет сильные
и слабые стороны его подготовки, определяет
реальную потребность в дополнительном
обучении, оказывает всестороннюю помощь
в адаптации».
Непосредственно
процесс адаптации также
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Со
всеми этими выводами сложно не согласиться,
так как в современных
Информация о работе Проектирование системы адаптации персонала в ООО "УАЗ-Автотранс"