Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:22, дипломная работа
Актуальность данной выпускной квалификационной работы на тему «Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия» обусловлена ростом значения психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Соответственно, необходимо постоянно повышать эффективность обучения персонала предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала 7
1.1. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала 7
1.2. Организация работы по обучению персонала 13
1.3. Преимущества, недостатки и эффективность различных форм обучения персонала 20
Глава 2. Анализ процесса обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 28
2.1. Общая характеристика компании и ее персонала 28
2.2. Анализ методов повышения эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 34
2.3. Проблемы управления эффективностью обучения в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 48
Существуют основные мифы в области управления эффективностью обучения: 49
Глава 3. Пути повышения эффективности обучения персонала 56
3.1. Проект мероприятий для повышения эффективности обучения 56
3.2. Оценка эффективности программы обучения 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Для того, чтобы мотивировать сотрудников на обучение разработаны контрольные карты, позволяющие выявить ресурсы эффективности на каждом уровне и на каждом этапе организации и проведения обучения (см. табл.6).
В ОАО «НТВ-ПЛЮС» система обучения выстроена, постоянно проводятся различные формы обучения для персонала. В штате есть специалист по внутреннему обучению – тренинг-менеджер. Также проводятся тренинги приглашенными специалистами извне.
Новые кадры всегда проходят обучение перед вступлением в должность, что позволяет быстрее приступить к эффективному исполнению своих обязанностей.
На обучение выделена немалая статья в бюджете организации, но не всегда траты себя оправдывают. Многие специалисты, пройдя обучение за счет компании, уходят работать в другие компании.
Таблица 6.
Контрольная карта ресурсов мотивирования50
Этап | ||
Проведение обучения |
Организация обучения |
Организация труда |
Профессиональное обучение | ||
|
|
|
Организационное научение | ||
|
|
|
Корпоративное обучение | ||
|
|
|
Многие сотрудники воспринимают плановое обучение, как нечто «не нужное», «навязываемое». Это связано с тем, что специалист обучается исключительно тогда, когда обучение связано с его персональными потребностями, а ОАО «НТВ-ПЛЮС» использует программы исходя только из интересов и требований компании, не учитывая собственные представлением каждого сотрудника о ситуации или процессе. Это представление сформировано опытом, убеждениями, установками. Поэтому, прежде чем научить зрелого специалиста работать по-новому, ему надо помочь разучиться работать по-старому.
Специалист обучается успешней, если вовлечен в решение реальных проблем. В «НТВ-ПЛЮС» обучение в основном направлено на изучение теоретических основ, будь то семинар по продажам, по работе с клиентами или по управлению персоналом. Но в компании полученные знания сотрудниками в процессе обучения утрачиваются, так как в реальной практике не используются. Система обучения теряет свой авторитет, возможно, эта проблема связана с тем, что каждый специалист в компании работает уже достаточно давно и считает свои методы работы правильными, а обучение воспринимает как ненужную информацию.
Также компания мало уделяет внимание мотивации сотрудников, так как осознания необходимости обучения недостаточно для эффективного обучения.
В итоге можно сделать
несколько выводов о
Выполнение этих требований необходимо для того, чтобы инвестированные в систему обучения средства и время, оправдывали себя.
Для организации эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников необходимо учитывать не только организационные, но и методологические проблемы.
Сложность здесь состоит в том, что на сегодня существует больше десятка различных методов обучения, каждый из которых должен быть проанализирован и оценен на пригодность для применения в конкретной организации. Как показывает анализ сложившейся практики основной массы предприятий и организаций, применяются в основном классические методы обучения - лекции, инструктаж. И «НТВ-ПЛЮС» не является исключением.
Система обучения и повышения квалификации работников организации будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работа с резервом на руководящие должности, программами развития персонала.
Существует огромное многообразие учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства.
Руководителям ОАО «НТВ-ПЛЮС» рекомендуется пройти обучение в высших учебных заведениях. Для рядового персонала оптимальным будет обучение на рабочем месте без отрыва от деятельности.
На основе проведенного исследования и анализа эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» предлагаю следующие пути совершенствования:
1) Предлагаю ввести доплату за наставничество
старших специалистов над новыми специалистами
в целях повышения профессионально-
Предполагается оформить наставниками в call-центре 5 человек. Тогда затраты на доплату составят: 1750*5*12=105000 рублей в год. Оплата сторонних тренинг-менеджеров выйдет намного дороже. Внутренний специалист со средней зарплатой 45000 руб. выходит в 5 (45000*12=540000руб) раз дороже в год.
2) Предлагается ввести нематериальное стимулирование квалифицированных руководителей и сотрудников, замену которым найти трудоемко, в виде оплаты сотовой связи и транспорта. Предполагаемые затраты составят 35 человек * 3000 рублей = 105 000 рублей.
В связи с этим планируется снижение текучести кадров на 30%.
Эффект составит 0,3 * 105 000 рублей = 31 500 рублей.
Экономическая эффективность = 31 500/105 000 = 0,3.
Эффективное обучение персонала
имеет ряд положительных
Текучесть кадров в департаменте обработки звонков (саll-центр) неблагоприятно сказывается на финансовом состоянии организации. В 2009 году предприятие потратило 250 000 рублей на поиск, прием, отбор и обучение персонала.
Развитие кадрового
потенциала персонала - профессионально-
Что же касается организаций, отношение которых к рабочей силе можно характеризовать как чисто потребительское, то им, по всей видимости, придется его пересмотреть. В противном случае они, проводя кадровую политику исходя не из долговременных, а из сиюминутных интересов, будут вынуждены уйти с рынка в силу своей неконкурентоспособности.
3) Необходимо учитывать, что точка зрения наемного работника отличается от целей обучения, которые преследует работодатель, поэтому целесообразно разработать проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала.
Во-первых, работник должен четко понимать, что обучение необходимо и ему самому лично для поддержания на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации, и он должен ответственно подходить к процессу обучения.
Во-вторых, обучения – это отличный шанс приобрести профессиональные знания вне сферы профессиональной деятельности за счет работодателя. Он может приобрести профессиональные знания о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы, что в свою очередь поможет ему в работе. Также это возможность развить способности в области планирования и организации производства. Необходимо постоянно доносить данную информацию до персонала в любом виде (устном, наглядном, звуковом).
Мотивацией непрерывного обучения, например, в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.
В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:
- использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;
- анализировать план технического обновления;
- оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;
- диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.
4) Тренинг профессиональных навыков следует проводить исключительно для: пополнения недостающих знаний; исправления недостатков в выполнении работником должностных обязанностей; доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях; закрепления навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, качество услуг).
Один из вариантов
оценки эффективности может быть
основан на теории человеческого
капитала, в соответствии с которой
знания и квалификация наемных работников
рассматриваются как
Наиболее эффективный подход к обучению можно сформулировать в виде следующей последовательности действий:
В конечном итоге эффективность от обучения зависит от двух основных моментов:
- от работы компании по проведению обучения
- от адекватного выбора компетентного провайдера, который может провести обучение с пониманием кого он и чему он учит, а также имеет необходимые методики.
Организация тренинга - это совместная работа компании-заказчика и тренинговой организации. Так как каждый вложенный рубль в обучение сотрудников должен приносить максимальную отдачу. Если процесс обучения организован именно таким образом, тогда можно действительно ожидать, что эффективность работы персонала будет повышаться.
Как сделать, чтобы обучение было эффективным и выражалось в конкретных результатах. Можно воспользоваться простой моделью. Это модель оценки эффективности обучения Киркпарика. Дон Киркпатрик выделял четыре уровня оценки эффективности обучения:
Информация о работе Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала