Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:22, дипломная работа
Актуальность данной выпускной квалификационной работы на тему «Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия» обусловлена ростом значения психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Соответственно, необходимо постоянно повышать эффективность обучения персонала предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала 7
1.1. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала 7
1.2. Организация работы по обучению персонала 13
1.3. Преимущества, недостатки и эффективность различных форм обучения персонала 20
Глава 2. Анализ процесса обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 28
2.1. Общая характеристика компании и ее персонала 28
2.2. Анализ методов повышения эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 34
2.3. Проблемы управления эффективностью обучения в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 48
Существуют основные мифы в области управления эффективностью обучения: 49
Глава 3. Пути повышения эффективности обучения персонала 56
3.1. Проект мероприятий для повышения эффективности обучения 56
3.2. Оценка эффективности программы обучения 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
С целью реализации принципа каскадности обучения на практике был определен такой порядок его применения. После прохождения обучения обучаемый обязан:
- подготовить краткий семинар для работников по темам, которые были изучены;
- согласовать со службой управления персоналом список работников, которым тематика обучения необходима в работе и позволила бы повысить квалификацию;
- согласовать дату и время проведения семинара.
Департамент управления персоналом содействует работнику в подготовке и проведении семинара. Семинар проводится в рамках центра внутренней сертификации41 и развития персонала.
Обучение в центре ОАО «НТВ-ПЛЮС» проводится по двум независимым направлениям:
Служба управления персоналом осуществляет планирование, организацию, координирование и контроль работы Центра, а план и бюджет обучения в Центре входит в общий план и бюджет службы управления персоналом. Продолжительность и содержание обучения для одной группы определяется программой обучения по конкретной тематике. По окончании каждого вида обучения выдается документ - сертификат о прохождении внутреннего обучения в рамках Центра внутренней сертификации и развития персонала с подписью руководителя службы управления персоналом. Выдача данного сертификата повышает престижность внутреннего обучения и его привлекательность для сотрудников. Особенно это актуально при уменьшении финансовых возможностей предприятия для внешнего обучения сотрудников. На рис. 3 изображена схема планирования обучения персонала. Рассмотренная методика построения системы обучения персонала позволяет построить обучение как бизнес-процесс организации, преодолеть сопротивление сотрудников изменениям, сформировать позитивный имидж обучения, повысить экономическую целесообразность вложения денежных средств в обучение средства. А главное – она успешно работает в рамках ОАО «НТВ-ПЛЮС».
Рис. 3. Схема планирования обучения персонала42
Цифровое выражение ожидаемого эффекта помогает презентовать и обосновывать предлагаемые программы обучения. Но формула эффективности составляется не только для того, чтобы получить «цифру». Она дает возможность видеть, каким образом данные вложения приведут к желаемому результату.
В то же время, расчет эффективности не всегда возможен или имеет смысл: это становится ясным, если различать типы вложений в персонал:
Расчет экономической эффективности «атрибутивных» и «экзистенциальных» вложений очень затруднен, и часто не имеет смысла.
Следует различать оценку, производимую экспертом и менеджером. Экспертную оценку осуществляет тот, кто вовсе не обязан будет потом этой эффективности достигать (независимый эксперт, например). А менеджерскую оценку делает тот, на ком лежит ответственность за достижение запланированной эффективности. Весьма вероятно, что при экспертной и менеджерской оценке и выбор метода расчета, и пути реализации эффективности могут весьма разниться.
Также при оценке эффективности возможны методологические ошибки, когда обучение проводится по одним мотивам, а эффект считают – по другим. Например: в ряде случаев обучение – это не столько обеспечение рабочего процесса, т.е направленность на получение необходимых для работы знаний, навыков и умений, сколько элемент корпоративной мотивации. Но тогда и эффективность обучения нужно измерять по изменениям в климате и организационном настроении, а не в измеримых показателях бизнеса.
Система Quality Management позволила ввести в компании полноценный контроль над работой операторов контакт-центра, оценивать профессиональный уровень сотрудников и эффективно проводить дополнительное обучение персонала. Система помогает обеспечивать постоянную работу контакт-центра на требуемом уровне. Поскольку качество обслуживания напрямую влияет на удовлетворенность клиентов, компания получила инструмент, который помогает сохранять клиентов и увеличивать приток новых. Удовлетворенность клиентов имеет огромное значение для будущих доходов компании. В 2009 году было проведено обучение персонала, как уровня администраторов системы (Linux, AIX, DB2), так и уровня пользователей (ПО Ardome компании Ardendo)44.
В ходе проведенного исследования были определены некоторые специфические особенности управления персоналом ОАО «НТВ-ПЛЮС». Ниже перечислены наиболее значимые факторы:
1. Постоянный (непрерывный) найм сотрудников call-центра (из-за текучки кадров). Найм в условиях снижения привлекательности вакансий для кандидатов и постоянного роста затрат на привлечение кандидатов.
2. Требование "быстрого коммерческого эффекта". Новый сотрудник должен начать приносить прибыль через 1-2 месяца с момента начала работы. Поэтому возрастают требования к системе адаптации персонала: первичное обучение, наставничество, допуск к самостоятельной работе.
3. Учет всех затрат на персонал. Работая в условиях высокой конкуренции, компании должны учитывать и рассчитывать все расходы на персонал: прямое вознаграждение, обучения и т.д.
4. Единый стандарт
услуг. Большинство компаний, имея
сеть отделений, должны
5. Четкое разделение персонала по категориям. Процедуры управления персоналом (найм, обучение, адаптация) резко отличаются в зависимости, от того к какой категории персонала процесс применяется. Т.е., найм операторов и найм специалистов идет, или должен идти, совершенно по-особенному.
6. Юридические риски.
Компании подвергаются
7. Быстрая адаптация
к изменениям. Компании должны
иметь возможность быстрой
Одной из ключевых проблем развития систем корпоративного обучения является оценка социально-экономической эффективности их функционирования. Финансирование программ развития персонала на многих предприятиях осуществляется по остаточному принципу, что во многом связано с отсутствием у кадровых менеджеров и внешних поставщиков обучения инструментов оценки экономического эффекта обучения. Наиболее распространенные модель Киркпатрика и формула ROI (Возврат на вложенный капитал) не позволяют осуществить оценку программ обучения производственного и административного персонала и других категорий персонала, не имеющих прямого отношения к продажам. К тому же, для руководителей предприятий не всегда очевиден экономический смысл постановки систем дистанционного обучения, проведения мероприятий по управлению знаниями и создания корпоративных университетов и учебных центров.
1. Посчитать экономический эффект от обучения персонала невозможно.
Доводы о том, что обучение дает системный и зачастую отложенный во времени эффект не всегда производят эффект на генерального и финансового директоров. Другой серьезный аргумент в пользу невозможности посчитать экономический эффект обучения проводят директора торговых компаний: «А как мы поймем, что увеличение продаж после тренинга связано именно с тренингом, а не с сезонным ажиотажем, рекламной акцией и т.п.?».
2. Посчитать экономический эффект от обучения можно с помощью формулы ROI46.
Использование формулы
«Возврат на вложенный капитал», которая
многими коллегами
3. Компетентность персонала можно повысить только с помощью обучения.
До 70% всех знаний о своей работе сотрудники получают не из книг, компьютеров и лекций, а из общения с коллегами47. Поэтому обучение может заключаться не столько в организации семинаров, сколько в организации работы, внедрении командных форм управления, программ «обучения действием», бенчмаркинга и т.п.
4. Учить можно только персонал.
Корпоративное обучение
часто связывают только с обучением
сотрудников собственной
Можно сделать следующие выводы:
Эффективность обучения можно представить в виде паутинчатой диаграммы, на которой реальный профиль сопоставляется с идеальным, нормальным и минимальным (см. рис.4).
Рис.4. Паунтинчатая диаграмма48
В табл. 5 отображена шкала ориентированности на эффективность программ профессионального обучения.
Таблица 5.
Шкала ориентированности на эффективность программ профессионального обучения.
Шкала оценки |
Описание |
0 |
После проведения программы, ее эффективность не оценивается. |
+1 |
После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям удовлетворенности участников (понравилось, интересно, полезно и др.) – в ходе анализа устной и письменной обратной связи. |
+2 |
После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям усвоения соответствующих знаний (проводятся тесты, зачеты). |
+3 |
После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения в ходе непосредственного наблюдения руководителей, включенного наблюдения, «акций таинственный покупатель» и пр. |
+4 |
После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения усвоения соответствующих ЗУН и/или по критериям изменения рабочих показателей и поведения. |
+5 |
После проведения программы, ее эффективность оценивается по вкладу в достижение соответствующих целей развития организации. |
+6 |
После оценки эффективности корректируются цели соответствующей программы профессионального обучения. |
Коэффициент ориентированности
на эффективность системы
Например, в течение года было проведено 10 программ. Средняя оценка по шкале составила 5,2. При том, что, максимально возможное значение составляет 6 баллов, Kbsys=2,7/6*100=45%.
Если в организации принят стандарт оценки эффективности на уровне +4, т.е. норма = 67%, то резерв повышения эффективности = 22%, за счет большего количества программ, после которых была проведена оценка эффективности и внесены соответствующие коррективы.
Информация о работе Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала