Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной выпускной квалификационной работы на тему «Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия» обусловлена ростом значения психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Соответственно, необходимо постоянно повышать эффективность обучения персонала предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала 7
1.1. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала 7
1.2. Организация работы по обучению персонала 13
1.3. Преимущества, недостатки и эффективность различных форм обучения персонала 20
Глава 2. Анализ процесса обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 28
2.1. Общая характеристика компании и ее персонала 28
2.2. Анализ методов повышения эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 34
2.3. Проблемы управления эффективностью обучения в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 48
Существуют основные мифы в области управления эффективностью обучения: 49
Глава 3. Пути повышения эффективности обучения персонала 56
3.1. Проект мероприятий для повышения эффективности обучения 56
3.2. Оценка эффективности программы обучения 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Работа содержит 1 файл

Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персо2.doc

— 997.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

В наш быстроменяющийся век профессиональное обучение персонала имеет особое значение и является неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и  выживаемость.

Актуальность данной выпускной квалификационной работы на тему «Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия» обусловлена ростом значения психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Соответственно, необходимо постоянно повышать эффективность обучения персонала предприятия.

Современные организации  преследуют единственную цель – получение прибыли. Это можно достичь в первую очередь за счет инноваций. Главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний является человеческий капитал, т.е. знания, умение и мастерство, которыми обладает работник, и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту.

Для современного этапа  мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение  роли и значения человеческого фактора  в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%1.

Опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал дают быструю и высокую отдачу. Сегодня один доллар, вложенный в развитие человеческих ресурсов, приносит от трех до восьми долларов дохода2.

В последнее время  на предприятиях особое внимание уделяется  организации мероприятий по повышению эффективности обучения персонала. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом.

Но далеко не везде  эти изменения повышают эффективность обучения персонала и соответствуют действительным потребностям организации. Это происходит в силу того, что система управления персоналом предприятия часто изменяется без предварительного анализа ее работы, без научного обоснования и понимания необходимости каких-либо изменений.

Объектом исследования данной дипломной работы является процесс повышения эффективности обучения персонала.

Предметом исследования является система обучения персонала в компании ОАО «НТВ-ПЛЮС».

Цель выпускной квалификационной  работы состоит в изучении теоретических основ обучения персонала и разработке проекта мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия на примере ОАО «НТВ-ПЛЮС».

Задачи данной выпускной квалификационной  работы:

- изучить теоретические аспекты обучения персонала;

- проанализировать повышение  эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС»;

- рассмотреть проблемы  и дать рекомендации по повышению  эффективности обучения персонала

- разработать проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия на примере ОАО «НТВ-ПЛЮС».

Методы исследования:

- эмпирические;

-  обработка и анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по менеджменту организации, уставных документов организации, ресурсов глобальной сети Internet.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды ведущих специалистов в области менеджмента организации, таких как, Русинов Ф.М., Поршнев А.Г., Хальцбаур У., Меняев М.Ф., Тибекин А.В., Арутюнов Ю.А., Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. и др., раскрывающие специфику обучения персонала на предприятии, учебники для ВУЗов по предмету менеджмент организации, а также специализированные журналы.

Результаты  данного исследования могут быть использованы hr-специалистами при подготовке к тренингам внутри компании и для стимулирования персонала к обучению.

Структура работы: введение, три главы, разбитые на параграфы, заключение, список литературы и приложение.

Во введении отражены актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет работы, методы исследования, теоретико-методологическая база.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты обучения персонала, преимущества и недостатки различных форм обучения персонала.

Во второй главе работы проведен анализ процесса обучения персонала  на примере ОАО «НТВ-ПЛЮС»: приведена  общая характеристика компании, проанализированы методы повышения эффективности обучения персонала и рассмотрены проблемы управления эффективностью обучения в ОАО «НТВ-ПЛЮС».

В третьей главе приведены  пути повышения эффективности обучения персонала, разработан проект мероприятий  для повышения эффективности обучения на основе существующих проблем обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС».

В заключение работы приведены  общие выводы по работе, подведены  итоги проведенного исследования.

Список литературы включает в себя 56 источников литературы.

Приложение содержит памятку при обучении персонала и таблицу распределения функций внутри управления персоналом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  обучения персонала

1.1. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала

Обучение персонала - это один из важнейших компонентов всей HR-работы компании. Обучение в компании может быть как организованным (формальным), так и инициированным самими работниками. Персонал – это стратегический фактор, определяющий будущее организации, ведь именно люди делают работу, подают идеи и позволяют фирме жить. Даже наиболее капиталоемкие, хорошо сконструированные организации требуют определенного персонала, приводящего их в движение. Люди ограничивают или увеличивают силу и слабость фирмы.

Более того, в отличие  от машин, станков, оборудования, которые со временем изнашиваются и становятся хуже, люди с возрастом приобретают опыт и становятся только лучше. И это дополнительное преимущество труда. Сотрудники – основной фактор, определяющий успех компании. Глава американской корпорации Chrysler Ли Якокко говорил: «Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль»3. На первом месте стоят люди. Ли Якокко подчеркивал также, что при отсутствии надежной команды из остальных факторов мало, что удается сделать.

Процесс обучения - это  всегда процесс проб и ошибок. Человек  всегда пытается что-то осуществить. Промахивается. Сознательно оценивает степень  отклонения. Делает соответствующие  поправки для следующей попытки. И так до тех пор, пока, наконец, не попадет "в яблочко". Навыки, модели реагирования, ведущие к успеху, запоминаются. При необходимости они "копируются" в будущем.

Трудовой потенциал  работника – это его возможная  трудовая дееспособность, его ресурсные  возможности в области труда. В ходе практической деятельности потенциальные возможности не всегда используются в полной мере.

Трудовой коллектив  предприятия составляют занятые  на нем работники. Следовательно, под  трудовым потенциалом предприятия  подразумевается совокупная трудовая дееспособность его коллектива, ресурсные возможности в области труда, списочность состава предприятия исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся  знаний и профессионально-квалифицированных навыков.

Сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутреннее условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях.

Меняются также и  принципы, на основе которых реализуется  управление персоналом. Новые организационные стратегии требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом.

Многие организации  столкнулись с необходимостью искать наиболее действенные пути повышения эффективности обучения персонала. Теперь работодатели значительно больше заинтересованы в том, чтобы иметь высококвалифицированный и компетентный персонал, способный создавать товары и услуги, которые могли бы успешно конкурировать с товарами и услугами, хлынувшими в нашу страну с Запада и с Востока4.

Обучение призвано подготовить  персонал к правильному решению  более широкого круга задач и  обеспечить высокий уровень эффективности  в работе, повысить трудовой потенциал  работников. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям и поддерживает рыночную организационную стратегию.

Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость  повышения конкурентоспособности  и проведение организационных изменений  требует более высокого уровня проффесиональной подготовки персонала и хорошо спланированной, четко организованной работы по обучению персонала. При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей работниками тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В идеале обучение призвано передавать работникам также информацию о текущем состоянии дел в компании и способствовать развитию у них понимания перспектив развития организации и основных направлений ее стратегии, повышать уровень трудового потенциала, приверженности работников своей организации и включенности мотивации в ее дела5.

Знания, полученные работниками в высших учебных заведениях, стремительно устаревают, нарастает необходимость их существенного обновления. В США существует даже понятие «период полураспада компетентности»6. Это промежуток времени, за который половина приобретенных знаний устаревает. Поэтому все большее распространение в западных и российских компаниях получает идея создания системы непрерывного образования сотрудников (концепция «обучающейся организации»).

Сегодня для успешной работы нужно достаточно хорошо разбираться  как в специальных, так и в общих вопросах, касающихся сферы общего менеджмента, управления финансами, логистики, маркетинга и др. Недостаток у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач, не только приводит к неэффективной работе, но и снижает его удовлетворенность работой. Чем хуже работник профессионально подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.

Определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала и руководителей разных уровней, понимая, что только обученный, высококвалифицированный и высокомотивированный персонал будет решающим фактором развития предприятия и победы над конкурентами7.

Обучение руководящего состава имеет особое значение для  любой организации. Работа руководителя оказывает решающее влияние на результаты труда его подчиненных, число  которых может быть очень значительным.

Возрастание роли обучения в процессах повышения конкурентоспособности предприятия, организационного развития и трудового потенциала работников обусловлено тремя факторами:

  1. Обучение персонала является важнейшим средством достижения стратегических целей организации.
  2. Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации.
  3. Без своевременного обучения персонала проведение организационных изменений сильно затрудняется или становится невозможным.

Некоторые организации  не уделяют должного внимания обучению своего персонала, так как не рассматривают эту статью расходов как необходимую, считая, что без обучения можно с легкостью обойтись, если, скажем, принимать на работу специалистов, уже обладающих необходимой квалификацией. Однако рано или поздно руководству любой организации неизбежно приходится сталкиваться с тем, что если не инвестировать деньги в повышение уровня знаний и в развитие профессиональных навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов организации с каждым годом становится все меньше.

Обучение персонала  является важнейшим инструментом с  помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал  человеческих ресурсов и оказывать  влияние на формирование организационной  культуры8.

Информация о работе Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала