Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной выпускной квалификационной работы на тему «Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала предприятия» обусловлена ростом значения психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Соответственно, необходимо постоянно повышать эффективность обучения персонала предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала 7
1.1. Обучение персонала как фактор повышения трудового потенциала 7
1.2. Организация работы по обучению персонала 13
1.3. Преимущества, недостатки и эффективность различных форм обучения персонала 20
Глава 2. Анализ процесса обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 28
2.1. Общая характеристика компании и ее персонала 28
2.2. Анализ методов повышения эффективности обучения персонала в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 34
2.3. Проблемы управления эффективностью обучения в ОАО «НТВ-ПЛЮС» 48
Существуют основные мифы в области управления эффективностью обучения: 49
Глава 3. Пути повышения эффективности обучения персонала 56
3.1. Проект мероприятий для повышения эффективности обучения 56
3.2. Оценка эффективности программы обучения 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 77

Работа содержит 1 файл

Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персо2.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

Серьезной проблемой для многих организаций является удержание работников, прошедших обучение. Инвестируя деньги в обучение персонала, организация тем самым увеличивает стоимость самого важного своего капитала – людей. Но при этом некоторые организации сталкиваются с тем, что, потратив большие деньги на обучение, они через какое-то время могут не досчитаться значительной части обученных работников – их перекупают другие более «сметливые» организации. Экономя на обучение персонала, эти компании готовы платить более высокую зарплату, предоставлять более широкий набор льгот, лучшее условия работы или большие возможности для профессионального роста и продвижения работников. Получается, что мы готовим кадры для других, говорят руководители, столкнувшиеся с этой проблемой, и выбрасываем деньги на ветер. Мы вкладываем деньги в обучение, а наших сотрудников перекупают другие организации. Однако чаще всего винить следует не конкурентов, переманивших обученный персонал, а самих себя за то, что результаты обучения не были востребованы, за то, что обученный персонал не поощрялся за достижение более высокого уровня квалификации.

Обучение персонала  организации оказывает влияние  на результаты деятельности всей организации.

Логика развития бизнеса  неумолимо требует более тесной увязки процессов обучения персонала и процессов организационного развития. И действительно, последние 2 – 3 года мы наблюдаем изменение отношения высшего руководства многих компаний к обучению работников. Все чаще обучение начинает рассматриваться как инструмент поддержки корпоративной стратегии9.

Эффективная работа компании в условиях постоянно возрастающей конкуренции невозможна без повышения  эффективности работы на всех уровнях  организации. Главными препятствиями, мешающими достижению более высоких  рабочих результатов, являются не только недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, но также и старые подходы к работе на разных уровнях организации.

Эти препятствия можно  преодолеть лишь при условии разработки и практической реализации новой  политики в сфере внутрифирменного обучения, включающей разнообразные формы обучения и учебные программы для всех категорий работников.

 

1.2. Организация работы по обучению персонала

 

Та работа, которую  ведется во многих организациях для повышения эффективности обучения персонала, невозможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий, приемов работы и методов управления. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содержание труда самых различных категорий работников – от высшего руководства до рядового персонала. Это требует дополнительных знаний, развития новых навыков, пересмотра старых подходов к работе. В таких условиях обучение персонала становится совершенно необходимым.

Многие руководители уже начинают понимать значение обучения для реализации стратегических целей  предприятия. Обучение персонала, кроме  всего прочего, играет важную роль в  донесении до работников основного  смысла и необходимости проводимых изменений, в разъяснении их сути, чтобы добиться поддержки нововведений не только со стороны линейного руководства и руководителей среднего звена, но и снизу, со стороны рядовых членов организации.

Обучение и повышение  квалификации персонала не должно быть делом только кадровой службы. Все члены организации, особенно руководители высшего и среднего уровня, должны понимать цели и задачи подготовки персонала и иметь представление о его значении для развития организации.

Система обучения и повышения  квалификации работников организации будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.), работа с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др10.

В работе по обучению персонала  могут быть выделены следующие семь основных направлений:

  1. Постановка целей обучения.
  2. Определение потребностей в обучении.
  3. Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов.
  4. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов.
  5. Проведение комплекса подготовительных мероприятий, в том числе подготовка положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения или повышения квалификации разных категорий персонала, и назначение ответственных, формирование учебных групп.
  6. Проведение обучения. Текущий контроль за посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым.
  7. Оценка эффективности обучения11.

Для того чтобы определить содержание и наиболее эффективные  методы обучения, которые будут наилучшим  образом способствовать достижению целей организации и целей  обучения, необходимо установить качественную и количественную потребность в  обучении основных категорий работников. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количественная (какое число работников разных категорий нуждается в обучении).

При определении методов  обучения следует в первую очередь  исходить из потребности персонала организации в новых знаниях и навыках, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Выбор между собственными учебными программами, подготовленными  и разработанными в самой организации, и внешними программами не всегда прост. Ясно, что компания гораздо лучше контролирует содержание и формат собственных программ, в случае необходимости они легче могут вносить изменения, добавления в программы, разработанные своими силами. Такие программы позволяют более тесно увязать процесс и результаты обучения с интересами организации, ее целями и стратегией. Сегодня многие крупные фирмы проводят обучение и тренинги своими силами.

С другой стороны, если работники  посещают курсы или семинары, организуемые вне организации, то это открывает  перед ними новые возможности взглянуть на свою работу и свою компанию в более широкой перспективе. Часто обучение вне компании дает обучающимся  возможность установить достаточно тесные контакты с представителями родственных организаций, поделиться собственным опытом и перенять удачные находки и успешный опыт своих коллег.

Обучение вне организации  дает максимальный эффект лишь тогда, когда его содержание тесно увязано  с целями и стратегией организации-заказчика, когда его результаты востребованы. Из-за относительно высокой стоимости внешнего обучения российские компании широко используют обучение вне организации в основном для обучения руководителей среднего и высшего звена12.

Многие крупные  организации  привлекают к работе в качестве преподавателей собственных работников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Основное преимущество, которое организация получает от этого, состоит в том, что в таком случае обучение может в значительно большей степени учитывать ту профессиональную специфику, с которой после завершения обучения придется столкнуться слушателям. Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Этот подход позволяет минимизировать штат работников отдела обучения и рационально использовать деньги, отпущенные на обучение.

Условия, в которых  проводится обучение, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной  программы, но и минимизировать отвлекающие  моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.

Помещение, в котором  проходит обучение, должно способствовать решению основных задач обучения и хорошему усвоению учебного материала. Аудитории, предназначенные исключительно для лекций и семинаров, как правило, отличаются от аудиторий, предназначенных для тренингов.

В учебных помещениях желательно иметь возможности для  установки компьютеров. Многие современные  учебные программы предполагают использование компьютерной техники для презентаций, тестирования слушателей, проведение деловых игр. Если во время занятий предполагается использовать проекционную аппаратуру и/или демонстрировать видеофильмы, проводить съемки на видеокамеру, то желательно иметь возможность не только для размещения в учебном помещении соответствующего оборудования, но и для контроля уровня освещенности.

Не меньшее значение имеет и поддержание в учебных  помещениях оптимального температурного режима и хорошей вентиляции.

При организации обучения следует обеспечить: хорошее освещение; хорошую вентиляцию; комфортную температуру; отсутствие отвлечений и постороннего шума; возможность трансформации учебного помещения сообразно используемым методам обучения; возможность контроля освещенности13.

Существует огромное многообразие учебных программ, предназначенных для самых разных категорий работников – от рядового персонала до высшего руководства. Все методы обучения можно разбить на две большие группы: 1) обучение вне рабочего места; 2) методы обучения на рабочем месте.

К методам обучения на рабочем месте относятся: чтение лекций, программированные курсы  обучения, конференции, семинары.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано  с дополнительными финансовыми  затратами и отвлечением работника  от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы14.

Обучение вне организации, как правило, касается руководителей  или высококвалифицированных специалистов. Такое обучение может совершаться  по многим направлениям и многими способами: это обучение в специализированных центрах и институтах по повышению квалификации или через прослушивание специализированных систематических курсов. Во многих случаях очень эффективным является направление специалистов на конференции, конгрессы или симпозиумы, где обсуждаются проблемы, затрагивающие деятельность фирмы. К методам обучения персонала на рабочем месте относятся: направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, смена рабочего места, подготовка в проектных группах, использование работников в качестве ассистентов, стажеров.

Для многих организаций, относящихся к разным сферам деятельности

(торговля, сфера обслуживания, производство и др.), обучение  на рабочем месте является  основной формой обучения новых работников. Это метод используется для овладения необходимыми навыками и ознакомления новых работников с тем, как пользоваться имеющимся оборудованием и инструментами непосредственно в процессе выполнения профессиональной деятельности. Обучение на рабочем месте призвано не только передать работнику необходимые для работы знания, но и сформировать у него более точные представления о содержании его профессиональной роли, то есть о тех требованиях, которые организация предъявляет к его работе.

Иногда обучение на рабочем месте проходит на специальных учебных участках или в учебных цехах. Эффективность такого обучения снижается, если производственная база, на которой проходит обучение, не соответствует оборудованию и инструментам, используемым в реальных рабочих условиях. Кроме того, такое обучение обычно не воспроизводит некоторые рабочие условия (шум, отвлечение со стороны других работников, и ритм работы).

Обучение на рабочих  местах как особый метод обучения следует шире использовать в тех  случаях, когда:

  1. работники проходят обучение преимущественно в аудитории, хотя лучших результатов можно было бы достичь посредством обучения на рабочем месте;
  2. фактически обучение на рабочем месте уже осуществляется стихийно, требуется лишь наведение порядка и документальное и процедурное оформление этого процесса в соответствии с установленными требованиями к профессиональному обучению;
  3. профессиональная адаптация новых работников может проходить эффективнее при более широком использовании обучения на рабочем месте;
  4. в организации уже имеются люди, которые при соответствующей организации обучения могут стать хорошими преподавателями (инструкторами, наставниками) для обучения на рабочем месте. В табл. 1 отображены факторы, влияющие на выбор учебных программ15.

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на выбор учебных программ

 

Основные факторы

Содержание факторов

1

2

Соответствие программы  обучения стратегическим целям организации  и ее кадровой политике.

- Востребованность результатов обучения

- Связь обучения с другими направлениями работы с персоналом (поиск и отбор, адаптация, оценка, стимулирование и др.)

- Соответствие обучения исповедуемой в организации       философии управления и организационной культуре

Потребность в обучении.

-Несоответствие квалификации и профессиональной подготовки отдельных категорий персонала новым направлениям деятельности организации

-Наличие в организации категорий работников, регулярно нуждающихся в обучении (руководители).

- Качественная потребность в обучении

- Численность работников, нуждающихся в обучении в данный момент или в будущем

Содержание обучения

- Предоставление обучающимся необходимой информацией

- Обучение моторным навыкам и навыкам работы с информацией

- Обучение навыкам межличностного общения и изменение установок

- Обучение навыкам анализа проблем и подготовки решений

Использование ключевых принципов обучения

- Обеспечение слушателей необходимой обратной связью

- Обеспечение возможностей для практического закрепления полученных знаний и навыков

- Обеспечение необходимого уровня мотивации слушателей к обучению и к применению новых знаний и умений в работе

Характеристики обучающихся

- Личностные особенности слушателей

- Индивидуальные различия слушателей в опыте, знаниях и способностях

- Мотивация к обучению

Стоимость программы

- Размер бюджета на обучение

- Оплата преподавателей

- Оплата за аренду помещений

- Косвенные издержки, связанные с отсутствием обучающихся на рабочем месте

Информация о работе Проект мероприятий по повышению эффективности обучения персонала