Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа
Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Учреждение сотрудничает с образовательными учреждениями, природоохранными, лесотехническими организациями и ведомствами, учреждениями культуры, туризма и спорта, общественными и другими организациями; создает на своей базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, учебной и учебно-исследовательской работы; способствует организации научных объединений учащихся.
Порядок приема обучающихся в учреждении производится на основе свободного выбора ими объединений, имеющихся в Учреждении (исследовательские, туристского многоборья, экологические, краеведческие, прикладного творчества, спортивного туризма, спелеотуризма и водного туризма).
Предприятие самостоятельно формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, решает множество различных вопросов, в том числе и структурные.
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
Управление Учреждением МОУ ДОД «СЮТуриН» осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и Уставом. на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов правления коллектива и единоначалия. Формами самоуправления являются Общее собрание, Совет Учреждения, Педагогический и Попечительский советы.
Управление МОУ ДОД «СЮТуриН» осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия. Формами самоуправления являются Общее собрание, Совет Учреждения, Педагогический и Попечительский советы.
Трудовой коллектив данного учреждения составляют педагогические и технические работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта).
Полномочия трудового коллектива осуществляется Общим собранием.
Общее руководство МОУ ДОД «СЮТуриН» осуществляет выборный представительный орган - Совет Учреждения, который состоит из педагогических работников, воспитанников, общественности, родителей (лиц, их заменяющих), представителя учредителя.
Определены следующие полномочия Совета Учреждения: .
- организует выполнение
решений Общего собрания учрежд
- принимает перспективный
план развития МОУ ДОД «
- устанавливает распорядок работы образовательного учреждения, продолжительность учебной недели и учебных занятий в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;
- поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей и молодежи; творческие поиски педагогических работников в организации опытно-экспериментальной работы; определяет пути взаимодействия образовательного учреждения с научно-исследовательскими, производственными, общеобразовательными и иными организациями, ассоциациями, творческими союзами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития обучающихся (воспитанников) и профессионального роста педагогов;
- в рамках действующего
законодательства принимает
- утверждает локальные
акты и Положения в
Заседание Совета Учреждения созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Решения Совета Учреждения,
принятые в пределах его полномочий
являются обязательными для
Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор МОУ ДОД «СЮТуриН», который:
- представляет МОУ ДОД «СЮТуриН» в государственных, муниципальных, общественных и других учреждениях и организациях, выступает от ее имени;
- планирует, организует и контролирует образовательный процесс и отвечает за качество и эффективность ее работы;
- осуществляет прием
на работу и расстановку кадров
- разрабатывает, согласовывает, yтверждает структуру и штатное расписание работников; ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним, условия и порядок премирования работников;
- распоряжается имуществом и финансовыми средствами и обеспечивает их рациональное использование;
- применяет к работникам меры поощрения и взыскания;
- издает приказы в распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками МОУ ДОД «СЮТуриН».
В целях рассмотрения
сложных педагогических и методических
вопросов, вопросов организации учебно-
Педагогический Совет определяет
- порядок проведения промежуточных аттестаций (точек контроля);
- порядок проведения
итогового контроля по
- выбор образовательных программ;
- организацию дополнительных
услуг, связанных с
- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Выполнение решения Педагогического Совета обязательно для всех
педагогических работников учреждения.
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
С целью выявления
особенностей процесса управления в
МОУ ДОД «СЮТуриН» нами было
проведено диагностическое
В исследовании были использована диагностическая методика - «Индекс социокультуры (СК) предприятия».
Методика «Индекс социокультуры (СК) предприятия» (Приложение №1) позволяет выявить следующие характеристики предприятия:
- отношения работников к своей трудовой деятельности и к рабочему месту (шкала «Работа»);
- внутрифирменная социальная коммуникация (шкала «Коммуникация»);
- управленческая культура предприятия (шкала «Управление»);
- господствующие на предприятии мотивация и мораль (шкала «Мотивация и мораль»).
Показатели в баллах по шкалам свидетельствуют о следующих состояниях в коллективе: «великолепное» (10-8 баллов); «мажорное» (7-6 баллов); «унылое» (5-4 балла); «упадочное» (3-1 баллов).
В результате исследования были получены следующие результаты.
По шкале «Работа» большинство работников – 29 человек, что составляет 81%, констатируют «мажорное» состояние. «Унылое» состояние было выявлено у 6 работников (17%), великолепное у 1 работника (2%). Стоит отметить, что никто из работников по результатам диагностики не набрал менее 4 баллов, что соответствует состоянию «упадочное».
Диаграмма №1. Результаты диагностического исследования по методике «Индекс социокультуры (СК) предприятия» по шкале «Работа».
Результаты диагностического исследования показывают, что большинство работников относятся к своей работе серьезно, считают ее важной частью своей жизни. Таким образом можно констатировать, что большая часть коллектива МОУ ДОД «СЮТуриН» положительно и ответственно относятся к своей трудовой деятельности и к своему рабочему месту.
По шкале «Коммуникации» только 2 работника (6%) определили состояние коллектива в данном направлении как «великолепное», 21 человек (58%) как «мажорное», 12 человек (33%) как «унылое» и 1 человека (3%) как «упадочное».
Диаграмма №2. Результаты диагностического исследования по методике «Индекс социокультуры (СК) предприятия» по шкале «Коммуникация».
Таким образом, результаты диагностического исследования выявили, что более половины работников (64%) оценивают уровень социальной коммуникации в учреждении позитивно (великолепное и мажорное). Это свидетельствует о том, что в МОУ ДОД «СЮТуриН» достаточно налажена система коммуникаций, используются разнообразных форм и методов коммуникации, но многие респонденты отмечают, что не всегда все работники информированы о необходимых для работы данных, недостаточно эффективно общение между администрацией и работниками.
Результаты исследования относительно шкалы «Управление» констатируют то, что никто из работников не оценил управленческую культуры данного образовательного учреждения как «великолепное» состояние, 14 человек (39 %) как «мажорное». Стоит отметить, что наибольшее количество работников – 16 человек (44%) констатируют состояние управления в МОУ ДОД «СЮТуриН» как «унылое», а 6 человек (17%) как «упадочное».
Диаграмма №3. Результаты диагностического исследования по методике «Индекс социокультуры (СК) предприятия» по шкале «Управление».
Данные по шкале «Управление» показывают о недостатках в процессе управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»: не всегда деятельность работников четко и детально организована, могут возникать проблемы со своевременностью и эффективностью управленческих решений. Большинство участников отмечают, что работники почти не участвуют в принятии решений, в МОУ ДОД «СЮТуриН» недостаточно организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников, мало практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления. Было выявлено, что администрация не уделяет должного внимания формированию корпоративной культуры учреждения и формирование положительного его имиджа в городе.
Результаты исследования относительно шкалы «Мотивация» были получены следующие результаты: только 4 человека (11%) определяет состояние по данной шкале как «великолепное», 17 человек (47%) как «мажорное», 11 человек (31%) как «унылое» и 4 человека (11%) как «упадочное».
Диаграмма №4. Результаты диагностического исследования по методике «Индекс социокультуры (СК) предприятия» по шкале «Мотивация».
Результаты исследования относительно шкалы «Мотивация» показывают, что в процессе управления недостаточно внимания уделяется формированию мотивации к профессиональной деятельности, поддержке инициатив со стороны работников. Ведущими рычагами мотивации являются материальное стимулирование (которого недостаточно) и дисциплинарные меры. Работники недостаточно вовлечены в процесс оценки своей деятельности и своих коллег, что не способствует результативность профессиональной деятельности рассматривать как фактор формирования и развития потребности профессионального роста. Кроме того, недостаточная работа в направлении корпоративной культуры, что также способствует снижению уровня мотивации к достижениям. Работники не чувствуют себя сотрудниками престижного учреждения, не все испытывают гордость за него.
Таким образом, результаты диагностического исследования выявили то, что, хотя структура управления в МОУ ДОД «СЮТуриН» предполагает демократический уклад управленческой деятельности, на практике он не всегда реализуется. Это продиктовано сложившейся ситуацией, связанной с социально-экономическими изменениями, преобразованиями в сфере образования, изменениями отношений работников к трудовой деятельности и т. д. Таким образом объективные причины требуют изменения особенностей управления в образовательных учреждений через демократизацию процессов в ОУ и в частности в управлении.
Информация о работе Процессы и методы управления предприятием