Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа
Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства, и развития предприятия за счёт собственной прибыли.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Руководитель предприятия может регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.
Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.
Важное значение имеют стоимость рабочей силы и уровень жизни. Стоимость рабочей силы является денежным мерилом оплаты труда и в рыночных условиях определяется путём спроса и предложения. Однако стоимость рабочей силы не может быть ниже прожиточного минимума, умноженного на число членов семьи работника; в противном случае происходит деградация трудящихся. Поэтому руководитель предприятия должен заботиться о неуклонном росте уровня жизни своих работников – главном факторе роста материальных и духовных потребностей.
Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.
Доход характеризует вновь созданную стоимость, т.е. денежный эквивалент живого труда, и включает заработную плату, налоги на заработную плату, большую часть накладных расходов и прибыль. Прибыль – главный итог эффективной деятельности предприятия, источник дальнейшего самофинансирования и роста жизненного уровня работников. Именно прибыль должна быть предметом постоянного внимания руководителя.
Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, не денежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги – неотъемлемая часть развитого фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.
-Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя из результатов деятельности организации за год.
-Облигация – эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи – получение денежной компенсации.
-Кредитные карты являются денежным знаком и дают право их владельцу на покупку товаров и оплату услуг с помощью безналичных расчетов в пределах суммы средств на личном счете сотрудника.
Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.
Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Поэтому необходима система слежения со стороны контрольных органов, как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдаче в аренду государственного имущества коммерческим структурам.
Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Товар – Деньги - Товар, произведенный товар в сфере материального производства обменивается на деньги, на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара.
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
Руководители через вознаграждение, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.
1.3.4. Социально – психологические методы управления
Социально-психологические методы – это способы воздействия руководителя на коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их достижения поставленных перед коллективом общих целей.
Психологический климат выражает преобладающее в коллективе настроение, характер взаимоотношений между людьми, их удовлетворенность работой.
Социальные процессы идут на четырёх уровнях:
Всего общества (государства), коллектива, рабочей группы, индивида (личности).
Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми.
Они базируются
преимущественно на
личности, коллектива в
процессе управления.
Социально-психологические методы управления
включают:
1. формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических
характеристик людей;
2. установление и развитие социальных
норм поведения;
3. введение системы социального
регулирования;
4. социальное стимулирование;
5. удовлетворение культурных и социально-бытовых
потребностей;
6. создание и поддержание благоприятного
социально-психологического климата.
Для выявления социально-психологических
факторов, влияющих на эффективность производства
и качество труда, используют такие методы, как анкетирование,
применение специальных тестов, хронометраж,
опросы, а также результаты специальных
социологических исследований, объективные
рекомендации социологов и психологов.
По масштабу
и способам воздействия социально-
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
1.3.4.1 Социологические методы управления
Социологические методы управления играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.
В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых, им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.
Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.
Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.
Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.
Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.
Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку, заканчивающиеся положительным или отрицательным решением проблемы.
Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.
1.3.4.2 Психологические методы управления
Психологические методы управления играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Информация о работе Процессы и методы управления предприятием