Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа
Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Кто мы такие?
Чего мы хотим?
Как мы можем этого достичь?
Кому это надо?
Кто наш клиент?
Как измерить наши достижения?
Отвечая на первый вопрос, необходимо сделать оценку или самооценку педагогического коллектива МОУ ДОД «СЮТуриН» и каждого педагога отдельно, т.к. именно им предстоит выполнять план действий.
Итак, первый этап планирования – самооценка и самодиагностика очень важна при решении любых вопросов и ситуаций. Очень важно сделать первый шаг. Можно начать с теста "Методика оценки профессиональной направленности личности учителя"(Приложение №4) и "Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе" (Приложение№5).
Планируя деятельность коллектива, нужно четко выделить и определить цели. При планировании цели должны логично подчиняться друг другу во имя достижения главной цели. Любое планирование – это ориентация на будущее, ориентация на то, "чего мы хотим?". Поэтому подход к будущему характеризуется часто как "поживем-увидим", "предскажем – пригодится", "сделаем сами". В соответствии с этим осуществляется планирование.
Но эффективны план и программа будут лишь при выполнении принципов: профессионализм, анализ ситуаций, постановка целей; участие в планировании как можно большего числа сотрудников, детей и их родителей; непрерывность, т.е. преемственность планов; комплексность, координация и интеграция; гласность, открытость, обратная связь; точное выполнение обязательств; экономичность, т.е. достижение целей наиболее рациональным способом с учетом всех расходов; контроль и оценка.
Для конкретного планирования следует выделять приоритетные направления. Можно использовать опросник, содержащий перечень общих проблем, или предложить составить список интересующих проблем. А еще лучше провести анкетирование, к участию в котором привлечь педагогов, воспитанников и их родителей. Попробовать задействовать взгляд со стороны, который может оказаться очень полезным.
Необходимо при составлении долгосрочного плана определить инициативную группу, которая составляет проект, доводит его до коллектива, и план принимается с некоторой корректировкой.
Правильно продуманный перспективный план - это целенаправленный процесс развития коллектива.
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
Цели контроля в МОУ ДОД «СЮТуриН» мы обозначили следующие:
- установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в МОУ ДОД «СЮТуриН» требованиям к дополнительному образованию с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию МОУ ДОД «СЮТуриН»;
- отслеживать динамику туристко-спортивных знаний, умений и навыков воспитанников, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого воспитанника;
- повышать и изменять трудовую мотивацию педагогов.
Большое влияние на повышение мотивации педагогов оказывает видимый ими результат деятельности.
Применение идеи управления по результатам в образовании предполагает определение ключевых результатов. Их выделяют, основываясь на общечеловеческих и национальных ценностях. Относительно воспитательно-образовательного процесса в МОУ ДОД «СЮТуриН» мы выделяем: здоровье и здоровый образ жизни, воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей, бережное отношение к природе, образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, готовность к продолжению образования и труда в рыночных условиях, готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
Определив результаты, переходим
к определению средств, с помощью
которых будут достигнуты ключевые
результаты и результативные цели.
Блок конечных результатов включает в
себя следующее: уровень обученности,
уровень здоровья, уровень воспитанности,
уровень развития психических процессов,
социализированность.
Для определения конечных результатов может быть проведено следующее: контрольные работы, пробы, определяющие уровень знаний, умений и навыков, которые определяются для воспитанников разных отделов СЮТуриНа: туристко-спортивного, туристко-краеведческого, эколого-биологического; анализ уровня заболеваемости, определение уровня развития детей, определение степени социализированности воспитанников учащихся.
Исходя из проанализированной информации, нами были выделены следующие критерии качества образования: занятие должно включать в себя 4 компонента: деятельностный, компетентностный, развивающий, воспитывающий.
Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. При изучении воспитательной работы необходимо использовать следующие критерии:
№ |
Критерии и качественная характеристика |
Количественная оценка |
1. Наличие воспитательной системы. | ||
1. |
Скоординированность всех воспитательных мероприятий. |
|
2. |
Их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность. |
|
3. |
Согласованность планов и действий всех лиц и коллективов, организаций и объединений, работающих в МОУ ДОД «СЮТуриН». |
|
2. Эффективность воспитательной системы МОУ ДОД «СЮТуриН». | ||
1. |
Сформированность |
|
2. |
Сформированность |
|
3. |
Сформированность коммуникативного потенциала личности. |
|
4. |
Сформированность |
|
5. |
Удовлетворенность воспитанников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в МОУ ДОД «СЮТуриН». |
|
6. |
Сформированность коллектива воспитанников и педагогов. |
Показатели эффективности воспитательной работы в сочетании с критериями следующие:
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Самоактуализированность личности воспитанника |
– Умение и стремление
к познанию проявлению и реализации
своих способностей. |
2. |
Удовлетворенность воспитанников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в МОУ ДОД «СЮТуриН» |
– Комфортность, защищенность личности воспитанника,
его отношение к основным сторонам жизнедеятельности
в МОУ ДОД «СЮТуриН». |
3. |
Конкурентоспособность МОУ ДОД «СЮТуриН» |
– Усвоение воспитанниками программ МОУ ДОД
«СЮТуриН» –– - Участие воспитанников
и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях. |
До сведения коллектива обязательно нужно доносить мысль о том, что проверяется объект деятельности МОУ ДОД «СЮТуриН», педагог же является равноправным участником проверки. До тех пор, пока педагог будет воспринимать контроль как некую угрозу его положению, основная цель контроля – повышение эффективности деятельности коллектива – не будет достигнута. Такое положение будет сохраняться в коллективе до тех пор, пока все члены коллектива не примут и не осознают важность поставленных перед МОУ ДОД «СЮТуриН» целей, а это возможно только в том случае, если эти цели выдвинуты самим коллективом.
Следовательно, прежде чем претворять в жизнь систему контроля необходимо провести большую подготовительную работу в коллективе: обозначить цели деятельности всего коллектива, определить предполагаемый результат и пути его достижения. Однако, прежде всего, необходимо сформировать коллектив единомышленников.
Если на каждом педагогическом совете, на каждом совещании в течение нескольких месяцев задавать определенные вопросы, то мышление педагогов будет более целенаправленным, четким, осознанным. Коллектив будет осознавать цели организации, соотносить их со своими личными целями и отвечать за их осуществление. Вопросы могут бытьследующие:
– Что вы сделали за
определенный промежуток времени для
осуществления целей МОУ ДОД «СЮТуриН»?
– Какие препятствия помешали вам приблизиться
к осуществлению цели?
При наличии всех этих условий можно переходить к самому контролю, то есть сбору и обработке информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме:
Объект контроля |
Вопросы контроля |
Исполнитель (методы контроля) |
После окончания контроля оформляются основные выводы по результатам проверки, а именно:
- Раскрываются основные причины недостатков (успехов)
- Определяются рекомендации
- Принимаются управленческие решения
- Определяются сроки последующего контроля (при необходимости)
- Обсуждаются итоги проверки.
Чтобы укрепить ответственность и осознанность своих сотрудников, сам руководитель должен уметь четко формулировать и доводить до подчиненных видение и цель, к которой нужно двигаться.
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Администрация МОУ ДОД «СЮТуриН» должена иметь “обязательный минимум информации” о тех людях, которыми она управляет, об их взаимоотношениях и связях, о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы МОУ ДОД «СЮТуриН», за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.
Большую роль в деятельности коллектива играют личные особенности педагога, которые необходимо принимать в расчет. Очень важно, особенно в работе с детьми и подростками, самопознание каждым педагогом психологических качеств и составление своего личностного портрета. Необходимо определить степень выраженности у педагогов следующих психологических факторов:
- интенсивность деятельности педагога в образовательном учреждении;
- эмоционально-психологическое состояние;
- удовлетворенность образовательной деятельностью МОУ ДОД «СЮТуриН»;
- демократичность образовательной среды;
- содействие формированию познавательной мотивации (профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;
- удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.
Таблица 1
Проявление
психологических условий
Факторы |
Особенности проявления |
Эмоционально-психологический климат |
проявляется в степени психологического комфорта педагогов, в особенностях их взаимоотношений, в преобладающем настроении в коллективе и т.п. |
Удовлетворенность |
проявляется в степени удовлетворенности учебным заведением, его значимости и месте в системе ценностей педагогов |
Демократичность |
проявляется в степени демократичности администрации, возможности участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов педагогов |
Содействие формированию познавательной мотивации |
проявляется в степени
поддержки и содействия администрации
профессиональному росту и |
Удовлетворенность
качеством образовательных |
проявляется в оценке уровня воспитательно-образовательного процесса, в степени уверенности педагогов в достаточности образовательных услуг |
Для выявления уровня выраженности у педагогов данных психологических факторов применяется анкета «Проявление психологических условий образовательной среды» (Приложение №2). Полученные результаты возможно использовать в процессе планирования и формирования кадровой политики. Проведение данной диагностики может помочь в выявлении проблематики педагогов и выработке основных направлений работы с коллективом. Важно отметить что данные полученные в процессе анкетирования позволит осуществлять индивидуальный подход к управлению педагогическими кадрами МОУ ДОД «СЮТуриН».
Возможно использовать и другие методики. Так «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе» и «Методика диагностики социально-психологического климата коллектива» [56, с. 403-413] позволят оценить психологический климат в коллективе и запланировать мероприятия для улучшения его, если это необходимо.
Использование тесты
«Методика оценки уровня
Важной стороной деятельности администрации МОУ ДОД «СЮТуриН» должна стать деятельность по формированию корпоративной культуры ОУ.
Информация о работе Процессы и методы управления предприятием