Процессы и методы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

текст дипломной.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

Особенно актуальным для  современного образования является стратегическое планирование, так как в условиях делегирования образовательным учреждениям многих функций (выбор специфики образовательного учреждения; выбор образовательных программ, технологий, методик; критериев оценки деятельности педагогов  и т. д.)  необходимо       определение главных целей деятельности на 10—15 лет вперед, основываясь предполагаемых результатах и необходимых ресурсах.

Современное стратегическое планирование в сфере образования рассматривается как проектная деятельность, которая задается основными приоритетами в сфере российского образования. Стоит отметить, что разрабатывается он не только на уровне высшего звена управления образовательного (директора и его заместителей), но и с привлечением всего коллектива  учреждения.

Результатами  стратегического планирования в  образовательном учреждении могут  выступать такие документы как  концепция и долгосрочная программа развития.

Концепция и  программа развития образовательного учреждения являются фундаментом для остальных видов планирования. Концепция  определяет философские основания деятельности учреждения; основные понятия, положенные в основу образовательного процесса (воспитание, обучение, педагогическая деятельность, детство и т. д.); ведущие перспективные линии развития. Долгосрочная программа развития образовательного учреждения определяет этапы развития учреждения, цели и задачи на каждом этапе, основные способы и средства их достижения; описывает необходимые ресурсы,  возможности их приобретения и эффективного использования; фиксирует количественные и качественные показатели реализации программы.

Стратегическое планирование начинается с определения глобальных целей и миссии образовательного учреждения. На этом этапе важен грамотный и многосторонний  анализ ситуации. Для этого собирается полная информация об особенностях процессов в самом учреждении, ситуации в стране, городе, районе, относительно потребностей в образовательных услугах и обо всем остальном, что может влиять на работу учреждения. После проведения анализа готовятся данные о сильных и слабых сторонах учреждения его возможностях и проблемах. Затем руководство совместно с коллективом решает, какие основные цели задачи  необходимо решить в будущем, какими конкретно видами деятельности следует заниматься, какие направления считать приоритетными и  какие способы достижения целей считать наиболее эффективными.

 Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок, в их пределах формируются основные задачи на установленный период, например, образовательная программа организации, финансовая политика, обновление материально-технической базы учреждения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий образовательного учреждения, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

    Тактическое планирование определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, условия внедрение новой технологии.

Текущее (тактическое) планирование в образовательном учреждении предусматривает детальную разработку годовых планов для всего учреждения в целом и ее отдельных подразделений (методических объединений, отдельных служб и направлений).

Оперативное планирование в образовательном учреждении выступает в виде календарно-тематического планирования педагогов, поурочного планирования, планов на месяц и неделю, циклограммы работы управленческого персонала, т.е. связано с повседневным выполнением задач.

Современная ситуация в стране, связанная с  формированием с рынком образовательных  услуг, требует того, чтобы  основу всей системы планирования в образовательном учреждении составляли стратегические среднесрочные планы, так как они  обеспечивают процесс реагирования образования на изменения внешнего окружения: потребностей в образовании, социально-психологические изменения контингента учащихся и родителей, требований общества к уровню воспитанности и т. д.

 

2.1.3. Особенности функции организации  в образовательном учреждении.

Функция организации в образовательном учреждении предусматривает упорядочение  деятельности администрации (директора и заместителей) и исполнителей (педагогов и других работников). В современных условиях преобразования образования - это деятельность по обновлению структуры ОУ, определение очередности выполнения задач, группировка задач в определенные виды деятельности и построение на их основе преобразованной структуры трудовой активности образовательного учреждения. Эта функция также обеспечивает активность руководства  по поиску нужных работников и заполнению  ими четко определяемых  должностных ниш ОУ.

Решение задач, стоящих перед современным  образованием требует поиска оптимальной  организационной структуры. Сегодня линейная структура не может обеспечить качественный воспитательно-образовательный процесс. Так как в процессе инновационных преобразований  для каждого из членов  коллектива не может быть четко   определены и формально зафиксированы полномочия.

 

Рис. 9. Управленческая схема в образовательном учреждении.

Данная модель позволяет  планомерно, организованно, научно-обоснованно  систематически воздействовать на инновационные, экспериментальные процессы, привлекая  к управлению наибольшее количество учителей. Нововведения и положительный опыт работы учителей внедряются через «мини – команды», которые формируются для решения определенных задач в определенное время.

Директор только опираясь на помощь своих заместителей, руководствуясь принципом делегирования ответственности, четко определяя сферы влияния всех руководящих органов, их полномочия, можно добиться действенного общения членов коллектива по вертикали и горизонтали.

Важное место в реализации функции организации принадлежит управленческому решению.

Решение в современных условиях часто принимается при наличии проблемной ситуации, характеризующейся различием между необходимым и существующим положением дела. Всякое управленческое решение должно содержать ответ на вопрос о том, как должна быть решена проблема.

В выработке управленческого  решения можно выделить четыре этапа:

Первый этап – выявление  проблем и определение цели.

На втором этапе осуществляется четкое формулирование цели и задач решения, необходимых условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге должно появиться письменное изложение основных позиций решения, схемы, диаграммы, графики, логически и наглядно выражающие замысел решения и пути его реализации.

Третий этап – обнародование  подготовленных вариантов решения, мотивировка необходимости его  принятия и исполнения, убеждение  в этом коллектива. На этом этапе  проводится сбор мнений, оценок по предложенному  проекту решения, творческое обсуждение его основных положений, анализ сделанных замечаний, предложений и возражений.

Четвертый этап – окончательная  устная и письменная корректировка  решения, придание ему официального значения.

Эффективность реализации функции организации образовательным учреждением во многом зависит не только от качества принимаемых решений, но и от их количества. Издание приказов по любому поводу снижает их важность. Администрации ОУ очень важно установить взаимосвязь с теми, кто должен отвечать за выполнение приказа, определить задачу каждого из них.

В современных условиях условием успешной реализации функции  организации является делегирование полномочий, процесс, при котором часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений  передаются на более низкий уровень организационной структуры. Делегирование полномочий - эффективный способ повышения потенциала сотрудников путем реализации их способностей не только в основной деятельности. Данный процесс  необходим для эффективного функционирования организационной структуры в современной динамичной среде.

Сегодня управленец в  сфере образования физически не в состоянии контролировать выполнение всех обязанностей, возложенных на учреждение, и поэтому решающая роль отводится его подчиненным, которые должны овладевать навыками самостоятельных действий. Управленец образовательного учреждения   в такой ситуации выступает как координатор процессов, происходящих в учреждении.

 

 

2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой  системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.

Одна из самых распространенных и актуальных форм управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений – контроль за состоянием и результатами образовательного процесса. Стоит отметить, что функция контроля  в современном ОУ осуществляется не только с целью поддержания процесса функционирования  воспитательно-образовательного процесса, но и, прежде всего, с целью усовершенствования в соответствие с современными   требованиями общества. Таким образом, функцию контроля возможно рассматривать как средство влияния на уровень мотивации работников ОУ.

Однако, несмотря на многогранность контрольных действий, существует мнение американских специалистов о том, что  успешно поставленный контроль влияет на успех дела только на 5 %, а японские управленцы отводят контролю в этом еще меньше – 2%. Это происходит в связи с тем, что контроль, даже организованный по всем правилам, вовсе не повышает мотивацию к труду, а скорее фиксирует внимание на формах, способах, средствах предъявления результатов труда, его внешней демонстрации.

На основании данного  противоречия, возникает проблема: каковы возможности контроля в образовательном учреждении в повышении трудовой мотивации педагогических работников и влиянии на результат деятельности образовательного учреждения.

Повышение качества образования будет обеспечено, если разработать систему эффективного контроля, оказывающего влияние на трудовую мотивацию педагогических работников.

Мотивы трудового поведения  у разных людей различны, но нет сомнений, что каждый человек обладает некой системой индивидуальных потребностей, интересов, ценностей, удовлетворение которых осуществляется или должно осуществляться в труде.

Согласно Ф.У. Тейлору  труд не предусмотрен биологической природой человека, поэтому каждый работает только по необходимости, т.е. старается работать поменьше, получать больше. Принудительная сила администратора – главный мотор производства и главная мотивация к труду.

По мнению Херцберга, “основная трудовая мотивация возникает из осознания личных достижений и ощущения роста личной ответственности. Бюрократическая ситуация обычно не способствует ни тому, ни другому”. Росту жесткости и сложности бюрократий сопутствует “снижение уровня мотивации”. Херцберг и его коллеги отрицательно относились к попыткам мотивировать работников материальными стимулами, такими как сдельная оплата и выплата премий, которые обычно ассоциируются с научным менеджментом. Одни только экономические стимулы не мотивируют работников, а лишь позволяют им примириться с утомительной работой. Даже там, где материальные стимулы и системы надбавок к зарплате, казалось бы, видимым образом влияют на мотивацию работников, улучшения зачастую связаны, скорее, с улучшением содержания труда и повышением ответственности, чем с ростом оплаты.

Так же, как и деньги, доброжелательное руководство не может  полностью компенсировать отсутствие интереса к самой работе. Просвещенное управление и привлекательные дополнительные выплаты способны удовлетворить  разве что гигиенические нужды работников, но не более того.

По мнению Херцберга  и его коллег, “индивид должен до некоторой степени контролировать то, каким образом он выполняет  свою работу, что позволяет ему  реализовывать некие достижения и расти профессионально.” Работа должна быть организована так, чтобы вне зависимости от того интересна она или нет, индивид, занятый ею, мог прийти к выводу, что ее выполнение ведет к усилению мотивации.

Для того чтобы подключить человека к решению той или  иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.

Большое значение в организации  контроля в практике образовательного учреждения  играют  нравственные аспекты контроля: установление взаимопонимания между педагогами и администрацией, подход к учителю не как к объекту контроля, а как к равноправному субъекту образовательной деятельности, и целевым аспектам: каждый педагог должен не только знать стратегические цели организации, свои задачи, помогающие достигнуть цели организации, но и систематически наблюдать за качественными изменениями, происходящими на пути достижения целей. Только в том случае, когда педагог осознает необходимость контроля для него самого и для организации в целом, можно будет говорить о результативности контроля. Основной результат контроля – это повышение качества образования, что возможно только при изменении трудовой мотивации педагогов.

Для организации контроля, направленного на повышение трудовой мотивации, необходимо четко определиться с целями контроля, так как “постановка специфической цели ведет к повышению продуктивности, поскольку проясняет, что должен делать рабочий. Это, в свою очередь, может вызвать у рабочего чувство достижения, признания и ценности, поскольку он может сравнить, насколько хорошо он работает сейчас, с тем, как он работал в прошлом, и, в некоторых случаях, насколько хорошо он работает по сравнению с другими” [15, с.181].

Для того чтобы достичь  цели контроля, необходимо представить систему контроля в целом, в комплексе. Логика системы контроля следующая: конечные результаты (уровень обученности, воспитанности, развития, социализации воспитанников) определяется качеством учебно-воспитательного процесса, что зависит от кадровых и учебно-материальных ресурсов. А они, в свою очередь, определяются эффективностью управления школой.

Информация о работе Процессы и методы управления предприятием