Процессы и методы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

текст дипломной.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

Основная задача формирования корпоративной культуры – создание благоприятных, доверительных, взаимовыгодных отношений  руководства с персоналом на всех уровнях управления. Это достигается проведением открытой политики в отношении работников, предоставлением им возможности большего участия в принятии решения, заботы о содержании их работы, системой поощрения.

Администрация должна не только участвовать в оценке соцально-психологического климата в педагогическом коллективе, выявлять проблемные зоны, но и воздействовать на них различными средствами. Создание эффективной системы мотивации, планирование деловой карьеры, увеличение роли работника в управлении организацией способны значительно изменить корпоративный климат в лучшую сторону.

Формирование корпоративной  культуры в МОУ ДОД «СЮТуриН» может осуществляться при организации и поддержке клубных, проектных, исследовательских и других форм работы с педагогами и управленцами. Это ведет к изменению сознания среди педагогов. Деятельность администрация должна быть направлена на создание таких мест. Это позволяет педагогическим работникам почувствовать сопричастность к единому процессу, что создает благоприятные условия для формирования корпоративной культуры.

За счет этого будет  возможно решать задачи профессиональной содержательной коммуникации, которая  является одним из обязательных условий  при формировании профессионального сообщества.

Создание пространства содержательной коммуникации среди  работников МОУ ДОД «СЮТуриН» позволит на практике увеличить педагогические и управленческие ресурсы на решение различных проблем, создать условия для благоприятной атмосферы в коллективе, обеспечить высокую эффективность деятельности специалистов.

Данная деятельность предполагает использование различных  форм работы: проведение круглых столов с привлечением работников образования  различных категорий, позволяет  создать условия для взаимовыгодных отношений и благоприятной, доверительной  атмосферы между работниками МОУ ДОД «СЮТуриН».

Организация педагогических мастерских, взаимопосещений занятий,  является также средством формирования корпоративной культуры, так как их проведение способствует укреплению профессиональных связей между педагогами, развития сотрудничества и налаживание не только профессиональных, но и личностных связей.

Чествование наиболее отличившихся, заслуженных педагогов позволяет  формировать чувство гордости за педагогическое сообщество учреждения, повышение социального статуса учителя.

Важно отметить значение проведения совместных праздников как  традиционных (Новый год, 8 марта  и других), так и профессиональных (День учителя, 1 сентября). Праздничная  атмосфера наиболее благоприятна для  формирования и развития чувства  сопричастности к единому профессиональному сообществу города.

Существует достаточно много форм работы организации содержательного общения педагогов,  однако  часто за рамками таких форм остается без внимания важная составляющая профессиональной деятельности - его уникальная личность. Клуб - одна из форм общественной жизни, человеческого общения. В этой очень тонкой, весьма сложной форме соединялись серьёзные глубокие интересы с развлечениями, публичная деятельность с интимным бытом, личное с общественным. В основу создания клуба педагогов МОУ ДОД «СЮТуриН»  заложена идея об организации пространства:

- для профессионального и личностного развития педагога;

- для неформального общения, где можно получить заряд внутренней физической и душевной силы и уверенности;

- для отдыха в кругу единомышленников и интересных людей.

Клуб создаётся и  работает на основе положения, которое  разрабатывается самими членами  клуба (Приложение №3).

 

 

Заключение

В последние годы предприняты  серьезные попытки реформирования системы образования, определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, педагогов, родителей.

Стало очевидным, что  проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации труда на основе принципов управления и высокого профессионализма руководителей образовательных учреждений.

Демократизация и гуманизация  жизни образовательного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителей.

Образовательное учреждение – та же организация со своими горизонталями и вертикалями власти, теми же проблемами. В современном быстроменяющемся мире меняется и образовательные учреждения. Изменения захватывают не только традиционные для нее сферы – методики и технологии преподавания, но теперь уже и сама система управления ею.

Настало время, когда  основу управления образовательным  учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления: социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.

В ходе поведенного исследования мы выявили  то, что, хотя структура управления  в МОУ ДОД «СЮТуриН»  предполагает демократический уклад управленческой деятельности, на практике он не всегда реализуеся: недостаточно педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в учреждении; недостаточная компетентность всех участников в вопросах управления;  недостаточное обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);   недостаточное перераспределение ответственности в коллективе.

Не всегда наиболее важные вопросы жизни и деятельности образовательного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне. Исходя из этого, управленческая деятельность не обеспечивает достаточный уровень мотивации достижений в профессиональной деятельности, развития инициатив и инноваций в воспитательно-образовательном процессе. Кроме того, не формируется корпоративная культура учреждения, не уделяется должного внимание формированию положительного имиджа   МОУ ДОД «СЮТуриН» как внутри учреждения, так и за его пределами.

Нами была выдвинута  гипотеза о необходимости в МОУ ДОД «СЮТуриН» реализации демократических принципы управленческой деятельности, использовании методов формирования мотивации к достижениям работников  через систему самоконтроля и самооценки профессиональной деятельности,  организации системы  мероприятий, направленных на  формирование корпоративной культуры.

В результате мы пришли к  выводам.

Управление образовательным  учреждением - это научно обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей.

Цель управления образовательным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем, в достижении высокой эффективности воспитательно-образовательной деятельности с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Управление современным  образовательным учреждением - сложный  процесс, складывающийся из правильного  выбора целей и задач, изучения и  глубокого анализа достигнутого уровня воспитательно-образовательного процесса, системы рационального планирования: выявления и распространения передового опыта и использования достижений педагогической науки; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения.

Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления образовательным учреждением.

Демократизация управления образовательным учреждением предполагает:

- педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в учреждении;

- компетентность всех участников в вопросах управления;

- новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитание и обучение ребенка);

- создание коллектива единомышленников (родителей, учителей, воспитанников);

- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);

- перераспределение ответственности в коллективе.

функцию контроля возможно рассматривать как средство влияния на уровень мотивации работников ОУ. Для организации контроля, направленного на повышение трудовой мотивации, необходимо четко определиться с целями контроля, разработать систему контроля в целом, критерии оценки. При организации такого  контроля большая роль отводится самоконтролю педагогов. 

    Административные  методы управления в ОУ не  являются  на сегодня мощным  рычагом достижения поставленных  целей в образовательном учреждении, так как задачи, которые решают  работники ОУ могут быть выполнены успешно при условии высокого уровня мотивации и ответственности. Социально-психологические методы являются наиболее актуальные для управления в сфере образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник.-СПб.:Издательство «Союз».-2002.-463с.-(Серия «Высшая школа»)
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М. «Перспектива», 1989.
  3. Антонов В.,Серебрякова Г. Общий менеджмент: Учеб. пособие, спец. выпуск: № 31.-2006.-112с.
  4. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора.-2-е изд., стер.-М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2001.-80с.
  5. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия. Учебник для вузов.- М.: Проект,2004.-304с.
  6. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: Учебное пособие по изучению дисциплины, руководство, практикум, тесты и учебная программа.- М.: МЭСИ, 2005. - 184 с. (раздел 7.2.)
  7. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Мн.: ИП «Экономика»,1999.-239с.
  8. Ван Хувейк Р. Присущий Вам стиль руководства. Тест на гибкость и эффективность//Директор школы, 1999. N6.
  9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Т.Д. “Элит-2000”, 2001-440 с.
  10. Виханский  О.С. Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2003 (глава 2, раздел 4)
  11. Вопросы внутришкольного управлении // Под ред. Н.с. Сунцова. - М., 2002.
  12. Вудкок М.. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.. 1991.
  13. Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М.. 1992.
  14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити. 2003.-501с.
  15. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж., Донелли Д.Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы. М., 2000.
  16. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие.- Мн.: Мисанта, 2003.-624с.
  17. Данченок Л.А., Ласковец  С.В.Маркетинг: Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ, 2003.-304с. (раздел 3.2.)
  18. Де Калуве Л.. Маркс Э.. Петри М. Развитие школы: модели и изменения. – Калуга, 1993.
  19. Дерзкова Н.. Ушаков К. Эффективность предполагает адекватность. О стилях профессионального поведения руководителя/ /Директор школы. 1995. N2.
  20. Дж. К. Лафта. Управленческие решения: Издательство ЗАО «ЦЭМ», 2002.-304с.
  21. Дж. Обер–Крие. Управление предприятием. Классика менеджмента.- Сирин, 1998.-256с.
  22. Драккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.-220с.
  23. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998.-176с.
  24. Иванов А.П. Менеджмент: Учебник.- СПб.: Издательство Михайлова В.А.2002.-440с.
  25. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие – М.: МЭСИ. 2003.- 112 с. (раздел 4.)
  26. Карстанье П. Миссия школы: концепция, функции,разработка//Директор школы. 1995. N2.
  27. Книга директора школы. // Сост. Р.Н. Грекова, Ю.С. Нижегородцев и др. - Белгород, 1999.
  28. Книга директора школы. - Смоленск, 2004.
  29. Колесник М. Менеджмент. М.: “ Издательство ПРИОР”, 1998.-192 с.
  30. Конаржевскuй Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 2003.
  31. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. - М.. 1992.
  32. Конаржевский Ю.А. Татьянченко В.Е. Методические рекомендации по  инспектированию внутришкольного управления. - Челябинск, 2002.
  33. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.- М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.-384с.
  34. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Академический проект; Трикста, 2004.-1136с.
  35. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.- 3-изд., доп. и перераб. - М.: Дело,1998.-400с.
  36. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М., 1997.
  37. Лукичева Л.И. Управление организацией. – М. «Омега –Л», 2004.-355с.
  38. Макарова И.К.Управление персоналом.- М.: Юриспруденция, 2002.- 293 с. (раздел 2.1.)
  39. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.-400с.
  40. Масленникова Н.П. Управление развитием организации.- М.: Центр экономики и маркетинга. 2002.-304с.
  41. Мельников В.П., Маренков Н.Л., Схиртладзе А.Г. Управление организацией (под редакцией академика Мельникова В.Н. и профессора Маренкова Н.Л.).- М. КНОРУС. 2004.-239с.
  42. Менеджмент в управлении школой /Науч. ред. Т-Ц. Шамова. - М.. 1992.
  43. Мескон М. Х.. Альберт М.. Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.. 1992.
  44. Мильнер Б.З. Теор<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style

Информация о работе Процессы и методы управления предприятием