Процессы и методы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

текст дипломной.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

При организации контроля, направленного на повышение мотивации  труда, большая роль отводится самоконтролю педагогов. Но произвольно отдавать на откуп самоконтролю педагогическую деятельность нельзя. Необходимо, во-первых, выявить отношение педагогов к самоконтролю, а во-вторых, обучить их ведению самоконтроля.

Большое влияние на повышение  мотивации педагогов оказывает  видимый ими результат деятельности.

Применение идеи управления по результатам в образовании  предполагает определение ключевых результатов. Их выделяют, основываясь  на общечеловеческих и национальных ценностях.

Определив результаты, необходимо определить средства, с помощью которых будут достигнуты ключевые результаты и результативные цели. 
Блок конечных результатов включает в себя следующее: уровень обученности, уровень здоровья, уровень воспитанности, уровень развития психических процессов, социализированность.

Исходя из проанализированной информации, выделяются следующие критерии качества образования: занятие или урок должно включать в себя 4 компонента: деятельностный, компетентностный, развивающий, воспитывающий.

Определение эффективности  воспитательно-образовательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. При его изучении необходимо использовать следующие критерии: скоординированность всех мероприятий ОУ; их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность планов и действий всех лиц и коллективов, организаций и объединений; сформированность познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциала личности; удовлетворенность воспитанников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в ОУ; сформированность коллектива воспитанников и педагогов.

Во время организации  контроля, ориентированного на повышение  трудовой мотивации большая роль отводится не только самому процессу контроля, а подготовке к нему и  подведению его итогов.

Следовательно, прежде чем претворять в жизнь систему контроля необходимо провести большую подготовительную работу в коллективе: обозначить цели деятельности всего коллектива, определить предполагаемый результат и пути его достижения.

 

2.1.5. Методы  управления в образовательном учреждении.

В системе  методов управления в образовательным учреждением различают: административные, экономические, социально-психологические методы управления. Хотя в современной теории и практике управленческой деятельности в сфере образования выделяют четвертую группу  методов – вовлечение всех работников в управление.

Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на  действии утвержденных внешних и внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность ОУ. К ним внутренним относятся: устав ОУ, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Но практическая реализация такого воздействия во многом определяется уровнем культуры работников, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.

К известным способам распорядительного воздействия  следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения, где:

    Административные  методы управления не являются на сегодня мощным рычагом достижения поставленных целей в образовательном учреждении, так как задачи, которые решают работники ОУ могут быть выполнены успешно при условии высокого уровня мотивации и ответственности. Воспитательно-образовательный процесс не будет соответствовать современным требованиям, если педагоги будут осуществлять свою профессиональную деятельность на основании только приказов и распоряжений.

Суть экономических методов управления составляет использование экономические стимулов с целью активизации деятельности каждого работника образовательного учреждения в нужном направлении. Стоит отметить, что данный метод в ОУ  не может способствовать наращиванию экономического потенциала предприятия в целом, так как сфера образования не является производственной.

Хотя оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы, она далеко не всегда может обеспечить качество работы педагогического работника. Руководитель ОУ может регулировать материальную заинтересованность работников напрямую  в определенных рамках через премиальные выплаты, которые достаточно ограничены. Основная зарплата педагогических работников складывается относительно квалификационной категории. Важно отметить, что управленческая система  ОУ может создать благоприятные условия  для повышение категории через развитие мотивации в достижениях,  методическую помощь, создания творческой атмосферы в коллективе и т. д.

Социально-психологические  методы – это способы воздействия руководителя на коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их достижения поставленных перед коллективом общих целей. Данные методы являются наиболее актуальные для управления в сфере образования.

Эти методы реализуются  в форме  совета,  просьбы, пожелания, поощрения и т. д. С их помощью  устанавливается благоприятный  психологический климат в коллективе, повышается  творческая активность и инициативность  работников, воспитывается чувство ответственности, формируются положительные, социально значимые  мотивы трудовой деятельности. Эти методы опираются на различные формы коллективного и индивидуального поощрения, учитывают индивидуальные  психологические  особенности членов коллектива.

Очень важно создание бодрой жизнерадостной атмосферы, привязывающей  педагога к своему ОУ и  максимально  способствующей  педагогическому  творчеству. Поэтому данная задача должна являться  предметом  повседневных  забот администрации. Настроение  педагога во многом зависит от успешности его работы, теплоты общения и взаимопомощи в коллективе, от правильной организации  его труда. Администрация ОУ вносит главный вклад в поддержание  оптимистического настроения в педагогическом коллективе, помогая творческому росту педагога.

Кроме того, администрации  необходимо держать в поле  зрения взаимоотношения в коллективе, выявлять круг наиболее авторитетных и влиятельных  лиц, наличие группировок, разногласий и конфликтов между педагогами, с тем   чтобы ликвидировать нежелательные явления.

Использование социально-психологических  методов способствует формированию позитивного корпоративного в образовательном учреждении через:

  - выработку педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии ОУ, ее срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;

- анализ сложившейся в ОУ культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, ее организационным фольклором (легендами, историями, которые постоянно циркулируют в организации), с ее языком (устойчивыми словосочетаниями – "штампами"), с утвердившимися ритуалами, церемониями;

- выявление ожиданий основных работников ОУ, учащихся  и их родителей;

- разработку общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия);

- работу над внедрением и укреплением традиций среди сотрудников (гибкая система моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников школы (день основания и т. д.) — все это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2.Анализ процесса и методов  управления МОУ ДОД «СЮТуриН»

2. 2. 1. Краткая характеристика исследуемого предприятия

Муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования  детей Станция Юных Туристов и  Натуралистов – МОУ ДОД «СЮТуриН» -  муниципальное учреждение дополнительного образования. Учреждение в своей деятельности руководствуется действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, другими законодательными и нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, договором с Учредителем и настоящим Уставом.

Учреждение является юридическим лицом,  имеет в  оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, может приобретать от своего имени, и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Юридический адрес и  место нахождения МОУ ДОД «СЮТуриН»: РФ 652870, Кемеровская область, г. Междуреченск, пр. Строителей – 30 тел. 2-84-20, 2-38-36.

Трудовой коллектив  Учреждения составляют педагогические и технические работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта).

Численность МОУ ДОД  «СЮТуриНа» составляет 57 человек. МОУ  ДОД «СЮТуриН», как юридическое  лицо имеет самостоятельный баланс смету, лицевой счет, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

Учредителем МОУ ДОД  «СЮТуриН» является Администрация  города Междуреченска.

Компетенция Учредителя:

- управляет Учреждением  через муниципальное Учреждение  управления образованием «Комитет  образования» в части образовательной и финансово – хозяйственной деятельности, а в части имущества – Комитет по управлению имуществом, в соответствии с договорами заключенными между ними;

- принимает решения  о реорганизации, ликвидации Учреждения;

- определяет порядок  в условия назначения директора Учреждения;

- осуществляет контроль  за сохранностью закрепленным  за Учреждением на праве оперативного  управления имуществом.

Деятельность образовательного Учреждения финансируется в соответствии с законодательством.

Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения, и изъятию не подлежит, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Не используемые в текущем году (квартале, месяце) средства не могут быть изъяты у Учредителя или зачислены Учредителем в объем финансирования следующего года (квартала, месяца).

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвованиях и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Деятельность Учреждения регламентируется следующими видами локальных  актов:

- уставом Учреждения;

- ежегодным планом  работы Учреждения, разрабатываемый  сотрудниками и утверждаемым  директором на календарный год;

- приказами и распоряжениями директора;

- правилами внутреннего  трудового распорядка;

- Положением о Совете  Учреждения;

- Положением о Попечительском  Совете;

- Положением о Педагогическом  Совете;

- договором в части  образовательной и финансово  – хозяйственной деятельности  с Муниципальным Учреждением Управления Образованием Комитета образования;

- договором с Комитетом  по управлению имуществом в  части имущества;

- Положением об отделах;

- Положением о платных  услугах.

МОУ ДОД «СЮТуриН» - учреждение дополнительного  образования, основная цель которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.


Для реализации цели на Станции  Юных Туристов и Натуралистов осуществляется деятельность по следующим направлениям: организация и провидение городских, областных, очных и заочных, массовых мероприятий для детей и педагогов. А именно: слетов, конкурсов, смотров, конференций, олимпиад, семинаров, курсов, выставок и других мероприятий по поддержке и развитию туристско-краеведческого юннатского движения, обучению, обобщению и распространению новых образовательных технологий, обеспечивающих координацию, диагностику и развитие эколого-биологического, туристско-краеведческого образования в городе, с привлечением средств массовой информации и др.

Основные задачи учреждения:

- обеспечение необходимых  условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального  самоуправления и творческого  труда детей в возрасте преимущественно  от 6 до 18 лет;

- адаптация их к  жизни в обществе;

- формирования общей  культуры;

- организация содержательного  досуга.

Информация о работе Процессы и методы управления предприятием