Процессы и методы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.

Содержание

Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

текст дипломной.doc

— 728.50 Кб (Скачать)

Недостаточность демократизации управления образовательным учреждением «СЮТуриН» (основе проведенного исследования) проявляется в том, что:

- недостаточное педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в учреждении;

- недостаточная компетентность всех участников в вопросах управления; 

- недостаточное обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);

- недостаточное перераспределение ответственности в коллективе.

В управлении образовательным  учреждением единоначалие и коллегиальность выступают иногда как противоположности единого процесса. Не всегда наиболее важные вопросы жизни и деятельности образовательного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне. Исходя из этого, управленческая деятельность не всегда обеспечивает достаточный уровень мотивации достижений в профессиональной деятельности, развития инициатив и инноваций в воспитательно-образовательном процессе. Кроме того, не достаточно формируется корпоративная культура учреждения.

  Таким образом, необходима деятельность в направлении демократизации управления, вовлечение коллектива в процесс управление учреждением через коллегиальное принятие решений, совместное планирование, делегирование полномочий, разработка системы контроля и оценки профессиональной деятельности с привлечением  всех педагогических работников, более широкое использование социально-психологических методов управления, организация мероприятий, направленных на формирование корпоративной культуры учреждения.

 

Исследуя вопрос о процессах и методах управления в системе образования, выявляя  специфику управленческой деятельности в данной сфере, мы пришли к следующим выводам.

Управление  образовательным учреждением - это научно обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей.

В последние  годы предприняты серьезные попытки  реформирования системы образования. Важное место в решении данного вопроса занимает глубокая демократизация управления образовательным учреждением через развитие педагогического сотрудничества на всех уровнях управления в учреждении;  повышении компетентность всех участников в вопросах управления;  обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);  перераспределение ответственности в коллективе.

Современная ситуация в стране, связанная с  формированием с рынком образовательных  услуг, требует того, чтобы  основу всей системы планирования в образовательном  учреждении составляли стратегические и среднесрочные планы, так как они  обеспечивают процесс реагирования образования на изменения внешнего окружения.

Условием успешной реализации функции организации  является делегирование полномочий, процесс, при котором часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений  передаются на более низкий уровень организационной структуры. Сегодня управленец в сфере образования физически не в состоянии контролировать выполнение всех обязанностей, возложенных на учреждение, и поэтому решающая роль отводится его подчиненным, которые должны овладевать навыками самостоятельных действий.

Функция  контроля  в современном ОУ осуществляется не только с целью поддержания  процесса функционирования, но и, прежде всего, с целью усовершенствования воспитательно-образовательного процесса в соответствие с современными   требованиями общества. Таким образом, функцию контроля возможно рассматривать как средство влияния на уровень мотивации работников ОУ. При организации такого  контроля большая роль отводится самоконтролю педагогов. Для организации контроля, направленного на повышение трудовой мотивации, необходимо четко определиться с целями контроля, разработать  систему контроля в целом, критерии оценки. 

    Административные методы управления  в ОУ не являются  на сегодня мощным рычагом достижения поставленных целей в образовательном учреждении, так как задачи, которые решают работники ОУ могут быть выполнены успешно при условии высокого уровня мотивации и ответственности. Хотя оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы, она далеко не всегда может обеспечить качество работы педагогического работника.

Социально-психологические  методы являются наиболее актуальные для управления в сфере образования.

Результаты  анализа документов и диагностического исследования выявили  то, что, хотя структура управления  в МОУ ДОД «СЮТуриН» предполагает демократический уклад управленческой деятельности, на практике  не всегда реализуется. Это продиктовано сложившейся ситуацией, связанной с социально-экономическими изменениями, преобразованиями в сфере образования, изменениями отношений работников к трудовой деятельности и т. д. Таким образом объективные причины требуют изменения особенностей управления в образовательных учреждений через демократизацию процессов в ОУ и в частности в управлении.

Управленческая  деятельность не всегда обеспечивает достаточный уровень мотивации  достижений в профессиональной деятельности, развития инициатив и инноваций  в воспитательно-образовательном процессе. Кроме того, не достаточно формируется корпоративная культура учреждения.

  Исходя из этого актуальной задачей является разработка  рекомендаций  по совершенствование организационно – управленческой структуры  МОУ ДОД «СЮТуриН» по следующим направлениям:

- демократизации  управления, вовлечение коллектива  в процесс управление учреждением; 

- совершенствование  функции планирования;

- совершенствование  функции контроля, направленного  на повышение трудовой мотивации  педагогов;

- использование социально-психологических методов в управленческой деятельности.

 

 

 

3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»

3.1. Рекомендации по демократизации процесса  управления МОУ ДОД

«Станции Юных Туристов и Натуралистов»

Демократизация управления МОУ ДОД «СЮТуриН» предполагает:

- создание атмосферы сотрудничества администрации, работников, учащихся и их родителей в учреждении через реализацию совместных проектов,  организацию мероприятий;

- создание условий для повышения управленческой компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах управления через организацию семинаров, курсов, вовлечение в практику управленческой деятельности в учреждении;

- организацию педагогического сотрудничества с родителями и общественностью;

- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);

- перераспределение ответственности в коллективе через делегирование полномочий.

Делегирование полномочий на практике это означает, что администрация МОУ ДОД «СЮТуриН» передает ответственность за решение какой-либо проблемы и властные полномочия для ее решения какому-либо сотруднику (или группе сотрудников).

Во-первых, это станет  мощным стимулом для повышения мотивации сотрудников: они, с одной стороны, почувствуют, что ОУ доверяет их компетентности, а с другой, удовлетворяют потребности за счет расширения объема своих полномочий при сохранении прежнего должностного статуса.

Во-вторых, это эффективный способ повышения потенциала сотрудников путем реализации их способностей не только в основной деятельности.

В-третьих, делегирование  полномочий необходимо для эффективного функционирования организационной  структуры в современной динамичной среде.

Делегирование полномочий сделает ненужным контролировать администрацией выполнение всех обязанностей, возложенных на учреждение, в такой ситуации она будет выступает координатором процессов, происходящих в учреждении.

Тем не менее, на пути эффективного применения делегирования полномочий встают разного рода барьеры. К ним относятся традиции организации, недоверие администрации к качествам исполнителей, низкая управленческая культура самого управленца и отсутствие четкого плана действий с его менеджеров. В то же время изменчивость ситуации на рынке образовательных услуг делает необходимым преодоление этих барьеров.

В процессе управления МОУ ДОД «СЮТуриН» руководителю приходится решать задачи различной сложности, как правило, в условиях дефицита времени, находясь в огромном потоке информации, часто в ситуациях, ранее не встречавшихся. Выбор вариантов решения происходит в ситуации высокой степени неопределенности, (тем не менее) при недостаточной информированности о текущих событиях, и неуверенности правильного прогноза последствий принятого в таких условиях управленческого решения. На содержание решения оказывает и личность, его принимающая, ее компетентность, заинтересованность в том или ином результате. Если же решение принимаются привлеченной группой лиц, то это повысит уровень эффективности принятых управленческих решений.

Первым шагом для создания атмосферы сопричастности и ответственности за все происходящее является приглашение педагогов к управлению МОУ ДОД «СЮТуриН», т.к. в современных условиях управление должно меньше использоваться как система власти в виде иерархической пирамиды и больше как ресурс развития горизонтальной организационной системы. Поэтому МОУ ДОД «СЮТуриН» необходимо рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, ориентированных на достижение конкретных целей в условиях меняющейся среды.

Но передача части  управленческих функций коллективу и выборным органам – сложный  процесс и требует научно-методического  обеспечения. Кроме рационального делегирования полномочий с целью вовлечения коллектива в управленческую деятельность, необходимо их вооружить инструментом исследования и изучения системы педагогической деятельности своих коллег и, свою собственную, ознакомление с современными методами управления, сбору и педагогическому анализу информации.

Чтобы управление было демократичным  и эффектиным, а сотрудники интеллектуально  росли, необходимо делегирование полномочий.

Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.

 

3.2. Совершенствование  функции планирования  в МОУ ДОД «СЮТуриН»

Актуальность стратегического  планирования в системе образования  делает необходимым разработку конкретной программы развития МОУ ДОД «СЮТуриН».

Программа развития включает в себя процесс, содержащий многообразие форм деятельности, которые взаимосвязаны  между собой и нацелены на достижение качественных результатов.

Основные функции управления программой: организация коллектива и его стратегия; управление и контроль; мотивация деятельности участников образовательного процесса.

Четкое построение и  распределение основных функций  в реализации программ развития коллектива имеют серьезные преимущества в  достижении целей: изучение ситуации по той или иной проблеме; установка или изменение в деятельности коллектива ценностей с учетом общественной нравственности; оценка затрат на учебно-материальную базу в реализации программ; мониторинг деятельности (отслеживание, анализ, прогноз).

Любой четко скорректированный совместными усилиями перспективный план (программу развития) имеет много преимуществ. Он включает в себя взаимосвязанные, обдуманные решения, максимально использует возможности и способности субъектов и объектов организации; дисциплинирует и дифференцирует по времени выполнение дела; связывает между собой идеи участников творческого процесса; заставляет нести личную ответственность за достижение цели.

Деятельностный, а не формальный перспективный план поможет решить ряд задач в МОУ ДОД «СЮТуриН»: изучить ситуацию, сложившуюся в организации по тому или иному вопросу; оценить затраты на образовательные услуги; соизмерить затраты с возможностями и определить результат задуманного педагогического действия; обнаружить "узкие места", сменить или утвердить жизненные установки детей и взрослых; определить основные показатели, по которым можно будет оценивать состояние дел.

Для решения этих задач  необходимо иметь несколько положений  в письменном виде.

 Во-первых, описание  целей и задач, принятых решений.

Во-вторых, расчеты ожидаемых  результатов и требуемых затрат.

В-третьих, программу  действия по реализации плана.

Необходимо отметить, что большая часть управленческих и образовательных проблем в МОУ ДОД «СЮТуриН» существует из-за недостатка именно перспективного планирования,  ведь в основном педагогические воздействия начинаются с действия. Чаще всего цели и задачи в планировании педагогического процесса идут без четкого определения объема средств, необходимых для получения результата. Поэтому, анализируя экономические возможности МОУ ДОД «СЮТуриН», планирование следует строить на основе ответов на следующие вопросы:

Информация о работе Процессы и методы управления предприятием