Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:16, дипломная работа
Цель: рассмотреть процесс и методы управления современным предприятием.
Задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы управления современным предприятием.
2. Рассмотреть особенности процесса и методов управления современным предприятием.
3. Проанализировать организационную структуру управления МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
4. Разработать рекомендации для совершенствования организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «Станции Юных Туристов и Натуралистов» г. Междуреченска.
Введение
1. Теоретико – методологические основы управления предприятием
1.1 Сущность и содержание функций менеджмента
1.2. Процесс управления организацией
1.2.1. Процесс управления как совокупность управленческих функций
1.2.1 Функция планирования
1.2.2 Функция организации
1.2.3 Функция мотивации (стимулирования)
1.2.4 Функция контроля
1.3 Методы управления организацией…
1.3.1. Понятие метода управления
1.3.2. Административные (организационные) методы управления
1.3.3. Экономические методы управления
1.3.4. Социально-психологические методы управления
1.3.4.1 Социологические методы управления
3.4.2 Психологические методы управления
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы управления образовательного учреждения.
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в
образовательном учреждении.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном
учреждении.
2.1.3. Особенности функции организации в образовательном учреждении.
2.1.4. Функция контроля и мотивации в управленческой системе образовательного учреждения: возможности их взаимодействия.
2.1.5. Методы управления в образовательном учреждении.
2. 2. Анализ процесса и методов управления МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.1. Краткая характеристика исследуемого предприятия
2.2.2. Краткая характеристика организационно-управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
2.2.3. Результаты исследования особенностей процесса управления в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3. Совершенствование организационно – управленческой структуры МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.1. Рекомендации по демократизации процесса управления МОУ ДОД
«Станции Юных Туристов и Натуралистов»
3.2. Совершенствование функции планирования в МОУ ДОД «СЮТуриН»
3.2. Совершенствование функции контроля, направленного на повышение трудовой мотивации педагогов
3.4. Рекомендации по использованию социально-психологических методов в управленческой практике МОУ ДОД «СЮТуриН»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
К наиболее важным результатам психологического планирования мы относим:
- формирование подразделений ("команд") на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной
карьеры на основе
- рост интеллектуальных
способностей членов
- формирование корпоративной
культуры на основе норм
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Внушение представляет целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является
способом воздействия на
Вовлечение является
психологическим приемом, при
помощи которого работники
Побуждение — позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.
Принуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу.
Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны.
Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака).
Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия - принуждения и убеждения.
Порицание обладает
убеждающей силой только в
условиях, когда собеседник
Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов перечисленных выше. Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение нужд персонала и стимулирование для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.
Проведя теоретическое исследование с целью выявления теоретико-методологических основ управления предприятием, мы пришли к следующим выводам.
Управление - это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услугу на «выходе» системы.
Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия «процесс управления».
Функции
управления - это конкретный вид
управленческой деятельности, а также
соответствующая организация
Планирование предусматривает определение целей организации и разработку усилий (средств, методов) по достижению этих целей. Данная функция нацеливает руководителей на подготовку и принятие управленческих решений. Организация предусматривает упорядочение деятельности руководителя и исполнителей, это регламентация деятельности персонала относительно структуры организации, перевод запланированных задач в конкретные виды трудовой активности работников, а также поиск нужных работников и заполнение ими четко определяемых должностных ниш. Контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов деятельности с плановыми. При несовпадении результатов данная функция предусматривает осуществление мероприятий по коррекции деятельности предприятия или отдельных работников. Мотивация – намеренное воздействие на поведение работника с целью решения задач и достижения целей организации.
Успешность управленческой деятельности обеспечивается, прежде всего, правильным выбором и правильным применением методов управления. Метод управления - это способ воздействия на объект управления (трудовой коллектив) для достижения поставленных перед ними целей. Основными методами управления являются: административные, экономические, социально-психологические.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Суть экономических методов состоит в том, чтобы, используя экономические стимулы, активизировать деятельность каждого работника в нужном направлении и в то же время способствовать наращиванию экономического потенциала предприятия (фирмы, коллектива и т.п.) в целом.Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата.
Социально-психологические методы – это способы воздействия руководителя на коллектив, основанные на изучении «психологического» климата в нем, индивидуальных особенностей каждого работника и использовании их достижения поставленных перед коллективом общих целей. Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе, наиболее эффективно использовать индивидуально-психологические особенности каждого работника.
2. Процессы и методы управления в системе образования
2.1. Специфика системы
управления образовательного
2.1.1. Современные требования к управленческой деятельности в образовательном учреждении.
В последние годы предприняты
серьезные попытки
Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации труда на основе принципов управления и высокого профессионализма руководителей образовательных учреждений.
Демократизация и гуманизация жизни образовательного процесса, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителей.
Настало время, когда основу управления образовательным учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления: социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.
Управлять научно - значит
познавать и выявлять закономерности,
прогрессивные тенденции в
Управление образовательным учреждением - это научно обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей.
Цель управления образовательным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем, в достижении высокой эффективности воспитательно-образовательной деятельности с детьми при наименьших затратах времени и сил.
Управление современным образовательным учреждением - сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательно-образовательного процесса, системы рационального планирования: выявления и распространения передового опыта и использования достижений педагогической науки; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения.
Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления образовательным учреждением.
Демократизация управления
образовательным учреждением
- педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в учреждении;
- компетентность всех участников в вопросах управления;
- новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитание и обучение ребенка);
- педагогическое сотрудничество с родителями;
- создание коллектива единомышленников (родителей, учителей, воспитанников);
- заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;
- обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы);
- перераспределение ответственности в коллективе.
Наиболее важные вопросы жизни и деятельности образовательного учреждения рассматриваются на коллегиальном уровне.
В управлении образовательным учреждением соотношение единоначалия и коллегиальности проявляется в решении вопросов на Совете педагогов, при коллективном просмотре работы, на производственном совещании, собрании трудового коллектива. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решений, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласованности работы коллектива.
Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работником образовательного учреждения целей.
2.1.2. Особенности функции планирования в образовательном учреждении.
Планирование в образовательном учреждении — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов основных направлений деятельности учреждения, установление целей и задач, разработку стратегий, образовательных программ достижения целей, определение необходимых ресурсов (материальных, интеллектуальных, кадровых и др.), доведение планов до всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, обслуживающего персонала), кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано образовательным учреждением с целью организации эффективного воспитательно-образовательного процесса, они определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения данной цели.
Информация о работе Процессы и методы управления предприятием