Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА


Творчество: сущность понятия и содержание ………………...

7

1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............



12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ


2.1. Характеристика природы художественного творчества………

20

2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….


27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

Менеджмент самодеятельного творчества.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Художественное творчество — результат творчества всего народа, а не одной только его части. Художественное творчество можно представить как процесс творчества разных социальных групп и повременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отгорожения, видоизменения его разнообразных форм, жанров, цементов и как результат длительного исторического развития, изложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В художественное творчество можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей    (творчество),    результаты    этого    процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение, функционирование произведений культуры в обществе.

Отсюда задачи изучения художественного  творчества не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства  или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают  как составные части художественного творчества, но одновременно через них выявляются ее основополагающие системообразующие элементы, которые образуют архитектонику этого типа культуры.

Художественное творчество не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определённая ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, читальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к художественного творчеству уже выводит за пределы традиционных методов его изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольклористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопросы как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, изобразительные средства или жанрово-видовая система художественного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура художественного творчества, статус его творцов и потребителей, его социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного подхода сегодня  есть определенные историко-теоретические  основания. В XX в. при изучении искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности художественного творчества.

Современный этап изучения художественного творчества требует его соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные этапы развития народной культуры, и ее функционирование на поздних этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ художественного творчества выявление его места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие художественного творчества станет очевидным лишь в случае, если его соотнести с другими творческими проявлениями, существующими в тот или иной период истории.

В условиях социальной дифференциации художественное творчество сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому художественное творчество — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ

 

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 Исследованием художественного  творчества занимаются различные  науки: искусствоведение, социология, психология, физиология, кибернетика и другие. Опираясь на них, эстетика создает общую теорию художественного творчества, в которую входит учение о художнике как творце искусства, о субъективных и объективных предпосылках художественного творчества, о мировоззрении и мироощущении художника, о методе художественного творчества, о месте художника в обществе и т.д.

Важнейшей частью теории художественного творчества является описание процесса создания произведения искусства. Процесс художественного  творчества осуществляет художник (живописец, скульптор, писатель, музыкант, актер и т.п.), т.е. человек, профессионально занимающийся созданием произведений искусства и обладающий необходимыми для этого субъективными качествами. К ним относятся: способность к творческому воображению, к мысленному преобразованию накопленного жизненного материала – восприятий и представлений о действительности – в новые образы, в художественные представления; острая наблюдательность и память, сохраняющая в сознании художника результаты его наблюдений; глубокое понимание внутренней жизни человека и знание особенностей ее внешнего проявления. Способность к творчеству предполагает также всестороннее обдумывание и отбор художником жизненного материала, осознание того, что он хочет изобразить и выразить в произведении искусства.

Важнейшей чертой художника  является также способность к  эстетической оценке произведений искусства, или художественный вкус, который  дисциплинирует творческое воображение  и является необходимым субъективным условием создания высокохудожественного произведения.

Художественное творчество предполагает наличие таланта, т. е. совокупность особых, профессионально  направленных способностей художника  к практическому воплощению продуктов  его творческого воображения  – художественных представлений — в соответствующем материале, например в красках, словах, звуках и т. п.

Художественный талант основан на специфических задатках, или природном даровании, к определенному  виду творчества (например, талант живописца, скульптора, писателя и т. п.), но для своей реализации он требует знания жизни, научного мировоззрения, высокого мастерства, художественных навыков и умений, которые совершенствуются в процессе профессионального обучения и художественной практики.

И наконец, условием продуктивной деятельности творческого воображения и практического воплощения его результатов является способность художника к вдохновению, т. е. к особому напряжению всех его духовных и физических сил, к полной поглощенности творчеством, к творческому подъему.

Но художник, обладающий гением, талантом, мастерством, не изолирован от общества, в котором он живет. Он включен в определенную социальную среду, является членом той или иной социальной группы. А общество, его  страты с их социальными интересами оказывают всестороннее влияние на художника, на его духовный мир, чувства и мысли, мировоззрение и мироощущение.

Мировоззрение художника  представляет собой совокупность философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и художественных взглядов, представлений и идеалов, которые определяют цели творческой деятельности. Особую роль в творчестве художника играют его эстетические взгляды, принципы и идеалы, в целом эстетическое сознание. Так, принцип подражания природе, принцип типизации, идеализации и другие служат раскрытию отношения художника к действительности как к объекту художественного изображения, пониманию путей, способов создания выразительного изображения.

Существенное влияние  на весь процесс творчества оказывает  и мироощущение художника, обусловленное как индивидуальными обстоятельствами его жизни, особенностями характера, так и общественной психологией и идеологией социальных групп, выразителем интересов которых он является. Это мироощущение может быть жизнерадостным, бодрым, оптимистичным, но оно может быть подавленным, пессимистичным.

Субъективные качества художника проявляются в процессе творчества, в конкретном акте создания произведения искусства, который включает в себя духовную и практическую его  деятельность. Духовная деятельность художника включает в себя, прежде всего, познание действительности. Предметом этого познания выступает все то в действительности, что вызывает у художника эстетическое отношение. В связи с определенной профессиональной принадлежностью художник «специализируется» преимущественно на познании, изучении таких явлений природы и общества, которые лучше всего могут быть отображены именно этими, а не иными материальными средствами.

Живописец, например, изучает, прежде всего, то, что может быть воссоздано посредством цвета красок. Поэтому важнейшей чертой таланта живописца является развитое чувство цвета, способность воспринимать тонкие оттенки цветовых тонов и воспроизводить их.

Предметом изучения писателя выступает, например, все то в жизни, что может быть воссоздано посредством слова.

Духовная деятельность художника в процессе творчества немыслима без художественного  воображения, «материалом» которого являются чувственные образы — восприятия и представления, накопленные художником в процессе познания жизни и сохраненные памятью. В процессе творческого воображения художник мысленно преобразует этот «материал» и создает художественное произведение.

Одновременно с духовной деятельностью процесс творчества предполагает практическую деятельность художника, направленную на воплощение результатов творческого воображения в определенном материале. Эта деятельность представляет разновидность физического труда, который, как и всякий труд, неосуществим без особых материалов и средств.

Материалом практической деятельности художника может быть вещество природы (краска, камень, металл, дерево и т. п.), имеющиеся в обществе средства коммуникации (слова языка с их значениями), а в тех случаях, когда художником является исполнитель (актер, танцор и т. п.), его материалом оказываются собственные природные данные.

Понимание основных сторон и средств художественного творчества позволяет перейти к характеристике самого процесса создания произведения искусства. Этот процесс включает в  себя ряд стадий, или этапов: формирование первоначального замысла и схемы будущего произведения искусства; формирование художественного замысла произведения; воплощение или реализация художественного замысла в материале.

Под влиянием разнообразных  объективных и субъективных факторов в сознании художника в тот или иной период его жизни господствуют, выступают на первый план какие-то определенные стороны мировоззрения и мироощущения, например философские или политические, нравственные или религиозные взгляды. Эти доминирующие стороны определяют собой интерес художника к тем или иным явлениям жизни, влияют на характер их оценки и на его чувства, переживания, эмоциональное отношение.

В конкретный момент жизни  художник сталкивается с таким явлением, которое особенно привлекает его  внимание в соответствии с господствующими в его сознании мыслями и настроениями, вызывает глубокое переживание. Источником такого переживания могут оказаться явление природы, люди, значительное событие общественной жизни, в котором проявляются судьбы людей, их интересы, страсти, стремления, коллизии; рассказ о таком событии, о судьбе человека и т. п.; заказ на создание произведения искусства, полученный художником от частного лица или общественной организации; произведение искусства или науки; внутренние проявления духовного мира самого художника, например воспоминание о прошлом, о пережитом и т. д.

Порожденные восприятием  и оценкой такого явления переживания  художника вызывают у него стремление, желание выразить их, передать другим людям посредством произведения искусства. Зачастую идейно-тематический замысел выражается в высказываниях самого художника.

Под влиянием возникшего идейно-тематического замысла в  сознании художника начинают концентрироваться  ранее накопленные и сохраненные  в памяти образы и мысли. Однако эти  образы разнородны, отрывочны, не связаны друг с другом. В этот период в сознании художника нет еще цельных образов, есть только впечатления от наиболее поразивших его лиц, характеров людей, событий, картин природы и т. д. Чтобы синтезировать эти образы, художнику необходим прообраз, который бы «подсказал» ему структуру или способ связи, соединения накопленных ранее впечатлений. Таким прообразом схемы будущего произведения искусства, который называется структурным образом, могут послужить, отмечают сами художники, различные явления. Зачастую в качестве структурных образов используются композиционные схемы или фигуры, созданные другими художниками.

Найдя соответствующий  идее структурный образ, художник мысленно заменяет его «элементы» другими  образами, которые сохранились в его памяти и «ожили» в сознании под влиянием идеи. При этом указанная процедура не сводится к механической замене «элементов» структурного образа новыми, а представляет собой их синтез, в процессе которого эти новые образы и структурный образ под влиянием идейного замысла так или иначе видоизменяют друг друга.

Создав в процессе творческого воображения представления  об отдельных элементах содержания будущего произведения, художник приступает к синтезу этих представлений  в некоторый целостный образ  — художественное представление. Исходя из идейно-тематического замысла произведения искусства, художник мысленно комбинирует свои представления об его отдельных элементах, группирует их в соответствии с разработанной ранее композиционной структурой: осуществляется мысленный синтез содержания и формы будущего про- изведения, складывается его целостная модель, художественный замысел. Этот замысел, или представление, художника о задуманном произведении достаточно сложен, и представить его можно лишь теоретически на основе анализа уже созданного произведения искусства.

Информация о работе Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности