Роль художественного воображения в творчестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении роли воображения в художественном творчестве.
Достижение поставленной в работе цели будет осуществляться с помощью выполнения следующих задач:
1) анализ литературы по проблеме воображения и творчества;
2) определение понятия и сущности воображения;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению воображения
1.1 Понятие и сущность воображения
1.2 Виды и основные функции воображения
Выводы по первой главе
Глава 2. Взаимосвязь художественного воображения и творчества
2.1 Роль воображения в творчестве
2.2 Особенности художественного воображения
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Челябинский филиал

 

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Общая психология

 

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

 

 

 

 

                                       Исполнитель:

                                                                                       студент II курса группы П-210

                                                                  очной  формы обучения

                                                                         Малов Евгений Викторович

                                                                              

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                                старший преподаватель кафедры

                                             психологии

                                                                                       Сергеева Наталья Александровна

 

 

Дата защиты________________

Оценка_____________________

 

Зав. кафедрой ______________

/Горшенина Е.И./

 

 

 

 

 

 

Челябинск – 2012

Содержание

 

Введение

 

3

Глава 1.

Теоретические подходы к изучению воображения

6

 

1.1 Понятие и сущность воображения

6

 

1.2 Виды и основные функции  воображения 

10

 

Выводы по первой главе

20

Глава 2.

Взаимосвязь художественного воображения  и творчества

21

 

2.1 Роль воображения в творчестве

21

 

2.2 Особенности художественного  воображения 

23

 

Выводы по второй главе 

27

Заключение

 

29

Список использованной литературы

 

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Воображение это…великий  дар, так много содействовавший  развитию человечества».

(К. Маркс, Ф. Энгельс)

На протяжении всего своего существования человек пытается понять, как же он устроен, что на него влияет, как он влияет на окружающий мир, чем он отличается от других животных. Одним из самых любопытных феноменов  психики человека является то, что  полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений  реального мира не только сохраняются  в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование  данного феномена обусловило возможность  человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Для того чтобы преобразовывать  действительность на практике, нужно  уметь преобразовывать её мысленно. Этой потребности удовлетворяет  воображение [8] .

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между  восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что  воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым  «психическим» из всех психических  процессов и состояний [10]. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях, т.е. в воображении. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире [14].

Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая  заключается в создании новых  образов и идей путем переработки  имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Данное определение указывает на теснуювзаимосвязь творчества и художественного воображения [13].

Вместе с уменьшением  способности фантазировать у  человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке. Если лишить человека фантазии, воображения - остановится прогресс, следовательно воображение являются необходимейшей способностью человека [8].

Повседневная деятельность ставит перед человеком массу  задач. Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение  восполняет этот пробел: оно комбинирует, создаёт новое сочетание имеющихся  сведений. Воображение значительно  расширяет и углубляет процесс  познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Таким  образом, актуальность темы заключается  в том, что изучение художественного воображения и его роли в жизни человека, позволяет познать механизмы возникновения новых образов [7].

Принимая во внимание всю  актуальность данной проблемы, какую роль художественное воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его творческие способности, определим цель, задачи, объкт и предмет данной работы.

Цель данной работы заключается в изучении роли воображения в художественном творчестве.

Достижение поставленной в работе цели будет осуществляться с помощью выполнения следующих  задач:

1) анализ литературы по проблеме воображения и творчества;

2) определение понятия и сущности воображения;

3) рассмотрение видов и основных функций воображения;

4) установление взаимосвязи художественного воображения и творчества;

5) рассмотрение особенностей художественного воображения.

Объектом исследования данной работы является воображение как  психический процесс.

Предметом исследования является взаимосвязь художественного воображения и творчества.

Основную теоретическую  базу данной работы составили труды  следующих авторов: Л.С. Выготского; А.Я. Дудецкого; Л.С. Коршуновой; А.Г. Маклакова; Ю.А. Полуянова; С.Л. Рубинштейна и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретические  подходы к изучению воображения

 

1.1 Понятие и  сущность воображения 

 

Воображение неразрывно связано  с нашей способностью изменять мир  и творить что-то новое. В отличие  от животного, человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения [9].

Определение воображения  и выявление специфики его  развития - одна из наиболее сложных  проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и  отличии от других психических процессов  до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо  отмечает трудности в определении  воображения, нечеткость границ этого  понятия. Он полагает, что: «Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке» [1, с. 64].

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: «Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое» [17, с. 90].

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [17, с. 91].

Л.С. Выготский считает, что  «Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2, с. 47].

Воображение - особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым  «психическим» из всех психических процессов и состояний [10].

В учебнике «Общая психология» А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: «Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений» [10, с. 284].

По мнению Р.С. Немова: «Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им»[11, с. 260].

Согласно Е.И. Игнатьеву, «Основной признак процесса воображения  заключается в преобразовании и  переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [8, с. 112].

«Философский словарь» определяет воображение как: «Способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Продуктом воображения могут  быть:

образ конечного результата реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения  в условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей  актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых  не представляется возможным в ближайшем  будущем [14] .

Воображение включается в  познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет  свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что: «Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» [11, с. 84].

Выделение в предмете его  определенных, нужных для решения  задачи свойств определяет такую  характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. «Очень важно при этом подчеркнуть, что такая «пристрастность» сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность» [11, с.37].

Совмещение в воображении  предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение  познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос  их на другие объекты, которые и фиксируют  работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение [11] .

По мнению Э.В. Ильенкова: «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ» [12, с. 78]. «Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий» [12, с. 89].

Воображение - это необходимый  элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Информация о работе Роль художественного воображения в творчестве