Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА


Творчество: сущность понятия и содержание ………………...

7

1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............



12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ


2.1. Характеристика природы художественного творчества………

20

2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….


27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

Менеджмент самодеятельного творчества.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Любое произведение искусства  предстает одновременно и как  художественный образ, и как материал, посредством которого существует этот образ. Отсюда следует, что художественный замысел как идеальная модель будущего произведения искусства включает в себя представление художника о том, каким должен быть художественный образ этого произведения, и одновременно представление о материале, который будет носителем этого образа в произведении искусства.

Так, художник, будучи творцом рисующейся в его воображении картины, например сцены из исторического прошлого, представляет себе эту сцену так, как ее мог бы видеть некий наблюдатель или участник, занимающий в ней определенное пространственное положение. Точно так же писатель, задумавший некоторое повествование, мысленно «слышит» его как речь свидетеля и участника события, о котором идет речь, одновременно представляет их внешний облик, обстановку их жизни и т. п.

Художественный замысел  есть такой продукт творческого воображения художника, который предполагает мысленное перевоплощение или вживание художника в образы других людей — наблюдателя (повествователя) и участников задуманной картины, сцены, эпизода и т. п. Зачастую это внутреннее перевоплощение оказывается настолько глубоким, что оно может сопровождаться у художника теми же, например, физиологическими эффектами, переживаниями, которые предполагаются у представляемых им персонажей. Однако художественный замысел не сводится только к модели художественного образа будущего произведения. Художник представляет себе этот образ как воплощенный в определенном материале. При этом он мысленно «видит» будущее произведение как гармоничное целое, в котором материал подчинен художественному образу. Тем самым художественный замысел оказывается целостной моделью будущего произведения. У художников, принадлежащих к различным профессиям, художественный замысел проявляется по-разному. Так, у живописца и скульпторам он выступает в форме преимущественно зрительного представления, у писателя — как внутренняя речь, как представление о речи повествователя и персонажей будущего произведения. Следующая, третья стадия процесса творчества связана с воплощением художественного замысла в определенном материале. Это воплощение предстает как преобразование художником материала в соответствии с замыслом и на основе художественных принципов, как процесс придания ему новой формы или организации. В процессе этого преобразования материальные элементы (пятна цвета и т.п.) превращаются в совокупность художественных элементов — изображений предметов, людей, явлений природы и др. Так, художник-живописец, перенеся на заранее подготовленный холст композиционную схему или эскиз будущего произведения, создает (посредством мазков) изображение отдельных персонажей возникающей картины, деталей обстановки, природного пейзажа и т. п., соответствующее отдельным «элементам» художественного замысла. Изображения отдельных фигур, предметов и т. п. художник группирует на основе эскиза, осуществляет синтез содержания и формы возникающего художественного произведения искусства. При этом художник подвергает эскизные изображения некоторым изменениям, чтобы привести их в гармонию друг с другом. Исходя из принципа художественной гармонии, художник оценивает соответствие каждой части образа, которую он создает, другим частям и замыслу в целом, добивается органического соответствия целого и частей. Стадия реализации или воплощения художественного замысла представляет собой зачастую длительный процесс, в котором вдохновение чередуется с трезвой оценкой и пересмотром уже сделанного.

В результате процесса художественного  творчества возникает произведение искусства, которое оказывается  особой эстетической ценностью для  людей.

 

2.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ВЫРАЖЕНИЕ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

 

Способность к творчеству заложена в каждом человеке, это есть его призвание и предназначение. Творчество представляет собой вид деятельности, характеризующийся при этом рядом особенностей:

- творчество представляет создание нового, уникального, оригинального, посредством чего в мир привносятся изменения, что, с одной стороны, расширяет границы неизведанного, создавая при этом новые поля для дальнейших исследований, с другой – открывает совсем новые возможности, до этого казавшиеся нереальными;

- творчество есть  сознательная целесообразная деятельность. Выбор целей, как правило, сопряжён  с проблематикой ценностных ориентаций  личности;

- современные исследования  проблематики творчества, акцентируют  внимание на особенностях личности, которая раскрывается как деятельностный субъект, формирующие своё бытие согласно собственной свободной воле. Творчество представляет собой деятельность свободную;

- созидание нового  сопряжено с критикой, а порой  отрицанием старого, в связи с чем актуализируется вопрос о взаимоотношении творчества и традиций. С одной стороны, возникновение нового способствует радикальному переосмыслению действительности, с другой, – невозможно представить исторический процесс без сохранения элементов предшествующего. Новое и традиционное взаимодополняют друг друга в социальном процессе;

- творчество включает  в себя элементы как продуктивного,  так и репродуктивного. Продуктивная  деятельность преобладает в творчестве. Однако, репродуктивная также имеет  творческое содержание, ведь зачастую вопроизведение существующего в чистом виде невозможно, в повторении также обнаруживается элемент нового.

 Творческий потенциал  любого человека характеризуется  рядом особенностей, которые являются  признаками творческой личности. Значимой характеристикой его является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению, умение вникать в проблему и в то же время оторваться от действительности, увидеть перспективу, умение видеть знакомый объект с новой стороны, в новом контексте.

 Проявлением творческого  потенциала личности являются  способности, одаренность, талант, гениальность.

 В толковом словаре  В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

 Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей - по «спирали»: от задатков к способностям - в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью.

 При определении  понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Талант - это сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

 Одаренность рассматривается,  как состояние таланта, как  степень выраженности таланта.  Одаренность - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

 В определении творческой  личности особое место занимает  выбор, который относится к  любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, общественной активности и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению. Рубинштейн С. Л. считал, что мышление начинается там, где создалась проблемная ситуация. Но что такое проблемная ситуация - это, в простейшем случае, ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Причем в ситуации выбора человек находится практически постоянно и независимо от уровня деятельности.

 Свобода личности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Категории свободы личности и свободы выбора следует рассматривать как проблему свободы выбора видов деятельности. Здесь имеется в виду именно творческие занятия и их место в череде всех занятий, которые осуществляются не под давлением «внешней цели», а благодаря глубокой внутренней мотивации, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности, профессионального уровня и компетенции. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств. В основе ее деятельности лежат мотивы поведения и деятельность, в которой эти мотивы могут реализоваться оптимально и для человека, и для общества.

 Очень важно при  организации работы исследовать, какие способности являются ключевыми.

 Именно в творчестве  личность обретает смысл жизни.  Утверждение и реализация смысла  жизни также может быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с тем творческая деятельность  может мотивироваться и негативными факторами (несправедливости со стороны общества, ощущение абсурдности бытия, личностного несовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами, которые происходят в действительности и порождают в обществе подобные настроения. Современная социальная стратификация с относительно открытыми структурными элементами создаёт условия достаточно высокой степени социальной мобильности, что также может выступать в качестве стимулирующего развитие и реализацию творческого потенциала личности.

 Для перехода от  репродуктивного освоения социально-художественного  опыта к конструированию собственных  отношений и продуктивно-творческой  деятельности необходима творческая  полноценность среды, обогащение  ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы". Таким образом, для творческого роста человека имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

 Изменение сущности  и характера труда лежит в  основе новой парадигмы не  только экономики, но и всего  общества. Основные изменения, происходящие  в труде постиндустриального  типа в связи с новым качественным  развитием человечества, определяются устранением и заменой модели «экономического человека». Ни экономические методы, ни экономическое принуждение не могут управлять творческой направленностью личности. Подобная трансформация затрагивает не только условия жизни и деятельности человека, но и его внутреннюю сущность, изменяющую интересы, цели, ценности, стремления. Формируется новый тип работника - «работник интеллектуального труда», - объединяющий ориентацию на оперирование информацией и знаниями, высокую мобильность, желание заниматься деятельностью, открывающей, прежде всего, пространство для самореализации и самовыражения. Но существует и ряд противоречий, так как людей, движимых постэкономической системой мотивации, нематериалистическими мотивами и стимулами, не большинство. Они составляют социальную группу, которая, с одной стороны, определяет развитие общества, а с другой - противостоит остальной части общества.

 Феномен творчества  имеет прямое отношение к труду,  главному содержанию общественного  бытия человека, его творческим  способностям, творческому отношению к миру.

 Поэтому творчество  можно рассматривать в качестве  атрибута труда и средства  развертывания общественного прогресса,  формирования человеческого мира  и саморазвития человека. В труде,  во взаимном обмене деятельностью, в трудовых отношениях раскрываются специфические качества человека как социального существа. В творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность, толерантность и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание  процесса создания художественного произведения. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.

Один из них – индивидуально  неповторимое отношение к миру, феноменологически  характеризуемое как талант.  Феномен таланта заключается  в том, что это оригинальное, не повторяемое ни в ком другом единство эмоциональных и рациональных структур художественного субъекта; неповторимое личностное отношение к миру, фиксируемое в произведении, создаваемом художником. Это вместе с тем неповторимость художественной деятельности, процесса создания художественного произведения, конкретно выражающегося в индивидуальном методе и стиле творчества.

Именно поэтому в художественном творчестве  огромное значение имеют  врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Но все же это лишь психофизиологические предпосылки таланта. Сущность  художественного таланта образуется из ряда  психофизических, духовных и социальных компонентов.

Талант, будучи сложной  системой индивидуально неповторимой личности художника, определяет направление и возможности творчества; определяет избираемый художником вид и жанр искусства (или несколько видов или жанров искусства), круг интересов и аспекты отношений художника к действительности.

В реализации таланта огромное значение имеют субъективные факторы: величайшая трудоспособность и волевое напряжение, мобилизация художником всех своих  эмоциональных и интеллектуальных сил, строгая организация труда  и постоянная творческая жажда, постоянное стремление перешагнуть себя.

Информация о работе Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности