Природа творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:54, реферат

Описание работы

Мы все действуем и живём согласно каким-то стереотипам, принятым правилам. В искусстве же не должно быть запретов, табу, правил, даже если это касается вопросов вкуса, так называемых штампов и т.д. Творчество – это просто, просто позволить себе творить. Это может быть странно, потому что непохоже на других, не получается похожим на творения признанных мастеров.

Содержание

Введение 3
Природа творчества 5
Заключение 13
Список литературы: 14

Работа содержит 1 файл

Введение2.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Волжский политехнический  институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

(ВПИ (филиал) ВолГТУ)

 

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

 

Реферат по культурологии

На тему: «Природа творчества»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ВЭМ-113

Проверил:

Доцент 

 

 

Волжский 2010

Оглавление

Введение 3

Природа творчества 5

Заключение 13

Список литературы: 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы все действуем и  живём согласно каким-то стереотипам, принятым правилам. В искусстве же не должно быть запретов, табу, правил, даже если это касается вопросов вкуса, так называемых штампов и т.д. Творчество – это просто, просто позволить себе творить. Это может  быть странно, потому что непохоже на других, не получается похожим на творения признанных мастеров.

Но «путь в тысячу миль начинается с одного шага» (Лао-цзы).

И «…в искусстве не важно  «что», важно «как» и «каким языком» (актёр Севастопольского театра им. Луначарского Евгений Журавкин).

Пусть это будет не похоже на других, непрофессионально, но пусть это будет искренне. Чтобы творить, ничего не нужно: ни специального образования, ни особого опыта.

Слово «творчество» – производное  от слова «творец». Что является синонимом, значением «Бог». Бог  – творец, и создал он человека по своему образу и подобию. А значит, с рождения заложил в него способность  творить. Это такое же естественное качество человека, как наличие голоса для звукового общения или  глаз для любования окружающим.

Ничего не надо для творчества. Пример: у Есенина – поэта начала 20 века – есть четверостишие:

У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что для  глаза.

Если перс слагает плохо  песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.

 

"Вовек не из Шираза"... На сегодняшнем сленге это  бы звучало примерно так: "ни  разу не из Шираза". Похоже, правда? А ведь в то время  подобное выражение резало слух, было нелитературным (даже в стихотворении). Если бы Есенин строго придерживался  рамок и правил стихосложения,  разве он был бы таким Есениным, которого мы знаем сегодня?

Многие причисляют себя к  людям творческим - т.е. тем, кому приходилось  в той или иной форме, с той  или иной частотой творить. Наверное, многие задумывались и о природе  этого процесса или явления.

Существует некоторый  давно определившийся взгляд на это  дело - что оно является плодом творческого  интеллектуального труда. Художник, поэт, писатель, журналист, программист  опирается на свой опыт, профессиональные навыки, определённую сложившуюся философию, предпочтения и привычки (комплекс всего этого нередко называют стилем), применяет всю эту мощь к какой-либо новой теме, проблеме, объекту, явлению или аспекту - и... пошли шедевры на-гора. Нередко  к "сотворил" соотносят синоним "придумал". Извлёк из себя.

Есть альтернативный взгляд. Природа творчества - озарение. Интуитивное  прозрение, новая догадка о структуре  или связи мира и объектов/процессов  в нём. Не управляемая и не обуславливаемая  интеллектуально. Как вспышка. А  затем уже начинается работа интеллекта, работа мысли. Мысль соотносит это  с предыдущими знаниями, представлениями, и в общем-то, служит для того, чтобы обтесать новое, примирить  его со старым и впихнуть на соответствующую  полку. Поэтому говорят, что мысль  изречённая (а может, и просто сформулированная) есть ложь. Это уже искажение озарения.

Природа творчества

Утром я сказала себе: "Слушай, а классно было прошлым  летом на юге!". И перед глазами  во всех подробностях всплыла сладостная картина двухнедельного безмятежного отдыха с друзьями на море. Неожиданно я поймала себя на мысли - ведь все прошлое лето мне пришлось просидеть на работе. И значит, это было не наяву - а во сне! Но если это было во сне, то можно ли держать в голове такое огромное количество свежих ассоциаций: прикосновений, звуков, запахов, каждодневное ощущение жара песка и прохлады воды, тяжести сумок с вином и легкости настроения у костра вечером!? И где граница между идеальным и реальным, если и то и другое дается нам теми же по остроте ощущениями и идеи, и материи? Материя первична? А может быть все зависит от развития сознания индивида?

Человеческая память при  определенном образе жизни с возрастом  становится феноменальной. В ней  запечатлеваются мириады не переработанных, "не осмысленных", не связанных  воедино ощущений. Оказывается, уже  второй год в моем подсознании, как  в интернетовском облаке, живет прекрасный виртуальный остров моих летних наслаждений, и ночь от ночи я заглядываю туда чтобы насладиться беззаботным  соприкосновением с приятным непознанным  прошлым, пополняя свое сознание все  новыми ощущениями.

"Новое - это хорошо  забытое старое". Опять спираль  развития: настоящее - это забытое  прошлое. А если не забывать. "Время - лучший лекарь". А  если все-таки помнить, даже "подправляя" прошлое, и поддерживая в настоящем  хорошее и доброе, осознанно стирая  негатив? Можно ли управлять  прошлым и настоящим, смело  глядя в будущее? В определенном  смысле это вполне реально.  Для этого попробуем предложить  начать учиться ТВОРЧЕСТВУ, предварительно  почувствовав его природу. 

Под творчеством понимаются два взаимовливающихся процесса: ВОСПРИЯТИЯ-НАКОПЛЕНИЯ (вынашивание) и  уже сам процесс СОИТИЯ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ, рождающий новый  результат-творение (роды).

  Интеллигентный, т.е.  образованный, человек с самого  своего рождения формирует собственный  базис основных понятий, систем  и правил, по которому позже  раскладывается любое новое явление.  И начинает он прежде всего  с развития всех своих чувств. C их помощью создается гибкая  система ассоциаций объектов, лежащая  в основе человеческой памяти.

Скажем, попробуйте рассматривать  написанную на холсте картину и при  этом обонять запах цветов, чувствовать  сладость ягод во рту, слышать шелест листьев - нежные звуки альта - и ощущать  прохладу утра изображенного на ней. Или наблюдать рассвет в море и вбирать прозрачный аромат свежего  воздуха, жар раскаленного солнечного шара и лед острых брызг волн. Ваше сознание постепенно научится обрабатывать параллельные потоки информации, сливая их воедино. Вам не составит труда  идя по лесной дороге и рассматривая причудливые деревья считать  обнаженными пятками камушки  и при этом слушать собеседника. Память запечатлит все услышанное! Позже на помощь прийдут знания различных  наук и, прежде всего математики, помогая  описывать явления разными последовательностями знаков, например, порядок цветов радуги - словесным предложением ("каждый охотник желает знать где сидят  фазаны"), а последовательность цифр - мелодией звуков. Эдакая музыка и математика Германа Гесса в "Игре в бисер". Многие другие мнемонические правила, вроде "правила буравчика" в  физике, станут вам более понятными. Все эти сознательно привнесенные приемы будут доведены до автоматизма  и из разряда условных рефлексов  перейдут в разряд безусловных, став частицей подсознания. Ваша интуиция, как сознательный синтез всех пяти чувств, будет все реже ошибаться. И казалось бы разрозненные знания будут являть собой ясную картину  мироздания. Вот тогда процесс  познания сделается для вас процессом  творческого ВОСПРИЯТИЯ-НАКОПЛЕНИЯ.

Это восприятие-накопление будет нести эмоцию удовольствия-радости, доставляя огромное психо-физиологическое  удовлетворение. Настоящая любовь, изысканный стол, крепкий сон, спокойствие и сила будут аттрибутами вашей жизни. Насыщенность и всеобъемность воспринимаемых потоков информации научит вас лавировать между этими потоками, поможет выработать свой "игровой" стиль поведения. При этом все будет происходить "неприхотливо играючи и остро сознавая". "Вся наша жизнь - игра". "Великое действо", метод познания себя и природы. Игра даст возможность побеждать, даже будучи слабее противника. Посмотрите, ведь более слабая от природы женщина уже игривее мужчины. Это проявления застенчивости, робости, плохо скрываемого любопытства, печали или радости. Попробуйте отделить одно от другого. В этом и особый шарм их обладательницы!

А с помощью юмора можно  управлять человеческими отношениями, вызывая у людей положительные  эмоции. Мало кто задумывается над  природой юмора. Ведь фактически, наблюдая или слушая, наше сознание невольно моделирует ситуацию и, исходя из накопленного опыта, прогнозирует ее развитие. Например, в анекдоте вы до последнего момента  отгадываете ход развития ситуации..., но в самом конце делаете ошибку. От этого и становится смешно. Так  же и в жизни нужно подходить  ко всему легко, то есть, не предвзято  творчески воспринимать окружающий мир во всем многообразии возможных  исходов. Иметь множество параллельных вариантов и систему их приоритетов. Чувство юмоpа воистину хаpактеpизует  потенциальность и обучаемость  человека, помогая сохранять оптимизм.

Все, что происходит с  нами, фотографически четко по всем пяти каналам отражается на подкорках  головного мозга - в подсознании. Процесс же выуживания нужных картин вплоть до запахов и тактильных ощущений вполне управляем. Что-то вроде осознанного  брождения по морю информации и ловли  ниспосланной свыше рыбы.

Немного психологии. По образному  выражению: творчество - это когда "прожектор  сознания" скользит по безднам подсознания. А эмоции определяют интенсивность  света от прожектора. Основное влияние  оказывают две эмоции: интереса-возбуждения, вызываемого новизной, и эмоцией страха перед неизвестностью. Страх ослабляет свет, а интерес заставляет светить прожектор сознания ярче, давая выход новым идеям. Творчески мыслить в психологических терминах означает подавлять страх и поддерживать интерес.

Со школьных лет я не любил писать сочинений. Это вызывало неприятное чувство, словно тебя ставили  на счетчик и ждали когда ты "выдашь на гора". Я понял, что  очень важно научиться стимулировать  творчество и сознательно управлять  эмоциями. Позже, выбивая клин клином, я занялся журналистикой. И заметил, что после получения задания, нужно было первым делом о нем "забыть". После этого наступало  состояние "лукавого" - якобы безразличного, и как бы исподтишка осмотра обозначенной темы. Подобо бесплотной нимфе муза боязливо спускалась ко мне, и не было необходимости стегать ее кнутом - она отдавалась и так. Хотя в  редакции при мозговом штурме можно  было "запрячь Пегаса в ярмо", сделав волевые установки, выкуривая  пачки сигарет и осушая чашки  кофе...

То есть, после творческого  накопления - "вынашивания плода" я вплотную подошел к "родам" т.е. стимулированию процесса СОИТИЯ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ, рождающего новый  результат.

Развитые в себе чувства  важно направить на исследование самого себя. Нащупать, создать и  поддерживать определенные условия, создающие  состояние, когда можно сосредоточиться  и почти одновременно отвлечься, расслабиться. Найти некий укромный уголок где ваши сознание и подсознание  могли бы предаться неге ласк. Узнать свои "эрогенные зоны". Что вызывает релаксацию сознания, какие из возбудителей по каналам всех пяти чувств способны приятно возбуждать вас, доводя до апогея, но не давая испытать его: тихая тантрическая музыка - вслушивание в далекий  звон колокольчиков и нежное пение  флейты, величественные картины природы, разглядываемые как-бы со стороны, - вечные седые горы, бесконечный в синиве горизонт моря, легкий аромат благовоний - запахи древнего тенистого леса и терпкий вкус плодов, перебирание четок - осязание песчинок вселенной или чувство земного тепла любви и умиротвореннности - поглаживание мурлукающего кота. Чтобы слова можно было не понимать, а чувствовать душой, чтобы они были одновременно ниспосланным свыше видением, чарующей музыкой, манящим благоуханием непознанного и трепетным телесным прикосновением неизведанного.

Отыщите свой письменный столик у окна в малиновой комнате, выходящего в тихий сад, за который каждое утро садился Чайковский, поначалу заставляя себя писать. А позже, восстановив  естественный детский рефлекс, рождать  потоки благозвучий, глядя на струйки  льющейся в саду воды.

Твоpчество в музыке - это  особый акт соития с природой. Ведь мелодии угадываются с трех, для  пущей веpности с четырех нот, следовательно, существует всего несколько  тысяч комбинаций подобных сочетаний  музыкальных знаков - тpиад, но как  же бесконечен мир их вариаций! Целый  иеpоглифический язык наших ассоциаций - божественых благозвучий в Музыке. Жуpчание pучья, моpской пpибой, щебет  птиц, - ассоциации, влагаемые пpиpодой веками в уши наших поколений. Считать/создавать симфонии знаков это математический талант. Звание магистра математики существует в любой  пpофессии. И деление людей по гpадациям слуха (от неpазвитого до абсолютного) как и умение мыслить обpазами (симфониями цветов) напpямую связано  со степенью владения чистым, совеpшенным, святым и одновpеменно pациональным  знанием - математикой. Здесь как  бы визуализиpуется плавный пеpеход "математика - музыка", pацинальное и иppациональное, матеpиальное-идеальное (духовное).

"Наши математические  затруднения Бога не беспокоят.  Он интегрирует эмпирически"  Энштейн 

Важно использовать свои биоритмологические особенности. Треть жизни мы проводим во сне. Можно ведь просыпаться с  восходом солнца и еще как бы во сне выстраивать в ассоциативные  ряды обработанную за ночь информацию, а потом вставать и набрасывать  тезисы открывшегося ночью. А позже  дорабатывать и шлифовать, вдувая жизнь  и постепенно доводя до совершенства. Полудремотное состояние - возбужденных подкорок и чистого свежего сознания - очень продуктивно для творчества. Недаром великий Леонардо да Винчи  засыпал каждые три часа на 15 минут, чтобы пробудиться со свежей головой  и почувствовать себя в загадочной улыбке Джаконды.

Пpисутствию духа автора в его созданиях есть много  примеров. Это прежде всего произведения великих творцов - в музыке, скульптуре, живописи, в литературе. Есть и простые  бытовые примеры чувствования того, что вещь содержит информацию о создателе - пpимеp многокpатно пpовеpенный в  аpмии, когда по одному и тому же pецепту, но дpугим человеком готовится боpщ  и десятки человек мгновенно  независимо чувствуют это. Или возьмем  связь Человек-Машина (летчик-самолет, рабочий-станок, программист-компьютер) - без взаимной настpойки и чувствования совместное функционирование не возможно. По-pусски это называется вкладывать душу в то, что ты делаешь. Тот  же компьютер сделан умами и руками тысяч людей и собран воедино. Отсюда и русская традиция обмывать новые вещи - иначе вещи не будут  хорошо служить. Над компьютером  как бы существует информационная оболочка, индуцируемых им полей, которые входят в контакт с нашим биополем (как минимум электрическим и  магнитным из изученных). И очень  важно почувствовать, что больше по нраву вашему мальчику или девочке - кнут или пряник - и когда.

Информация о работе Природа творчества