Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:34, контрольная работа
Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА
Творчество: сущность понятия и содержание ………………...
7
1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............
12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характеристика природы художественного творчества………
20
2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ОГОБУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «МЕНЕДЖМЕНТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Тема: «ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
КАК СРЕДСТВО
ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Семёнова Г.Е., доцент
Исполнитель:
студентка группы 5-02
Ковалёва Диана Николаевна
Специальность – Социально-культурная деятельность
Специализация – Менеджмент социально-культурной деятельности
Домашний адрес: РБ, г. Мстиславль, ул. Молодёжная, д. 4 «А»
Место работы: ГУКДП «Мстиславский ДСУ»
Должность: инженер ППО
Контрольная работа принята: «____» ______________2012 г.
Методист факультета: _______________________
Отметка о зачёте:
« ___» ______________________2012 г.
Преподаватель: __________________
Смоленск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА |
|
|
7 |
1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность.............. |
12 |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ |
|
2.1. Характеристика природы художественного творчества……… |
20 |
2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.………. |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
33 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.
Проблемы природы
Сегодня вопрос о природе и источниках художественного творчества рассматривается как междисциплинарный. С одной стороны, попытка решения этого вопроса привела в начале XX века к рождению на стыке эстетики и психологии такой синтетической области знания, как психология искусства, вклад в которую внесли не только выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, но также философы и искусствоведы. С другой стороны, проблема художественного творчества со второй половины XX века все больше начинает интересовать естествоведов, и не только нейрофизиологов и биологов, но в не меньшей мере физиков и космологов, стремящихся найти материальную основу таких высших духовных процессов, как художественное формообразование, интуиция художника, способность творца проникать не только в прошлое, но и в будущее. В связи с последним нельзя не отметить и то обстоятельство, что о природе художественного творчества все чаще и громче размышляют сторонники паранаучного знания (астрологи, экстрасенсы и др.), продолжающие видеть в личности художника и его творениях нечто мистическое, неспособное быть понятым и объясненным современной наукой.
Исследование проблемы
природы художественного
Исследованию природы
художественного творчества как
средству выражения талантливой
личности посвящено настоящее
Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. Каждая из эпох внесла свой вклад в осмысление творческого процесса. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, – Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др. Подавляющее количество работ этих мыслителей связано с онтологической проблематикой творчества естественным образом.
После возникновения неклассической онтологии философия все больше склоняется к междисциплинарности проблемы творчества. Кроме того, становится очевидной неразрывная связь категории творчества с рядом других категорий гуманитарного поля знаний. Творчествао интересует как зарубежных (В. Дильтей, А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, А. Уайтхед, М. Бубер, Ж. Маритен, М. Бланшо, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Д.Л. Миллер и др.), так и отечественных (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, С.С. Гольдентрихт, Т.П. Григорьева, С.В. Вайман, Д.Д. Пронкин и С.В. Пронкина и др.) исследователей.
В современной литературе творчество рассматривается во множестве аспектов. Ряд исследователей уделяет пристальное внимание гносеологическому потенциалу творческого процесса, в частности, значительную роль творчества в познании мира и формировании комплекса знаний отмечают Б.Т. Григорьян, А.М. Коршунов, Л.С. Коршунова, Л.А. Микешина, А. Михайлова, В.П. Толстой и Д.О. Швидковский, Ю.А. Урманцев, Н.П. Французова, В.С. Хазиев и др.
Методологические аспекты исследования творчества привлекают внимание Г.С. Альтшуллера, В.С. Библера, В.А. Лекторского, С.Н. Семенова и других.
Большой пласт литературы посвящен теме творчества и личности в различных толкованиях этих понятий. На творческое основание личности указывают: С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Д. Богоявленская, Е.Н. Князева, В.П. Коломиец, С.А. Левицкий, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Р. Мэй, В.В. Налимов, Е.Г. Яковлев.
Объект исследования – художественное творчество.
Предмет исследования – природа художественного творчества – средство выражения талантливой личности.
Цель исследования: выявить природу художественного творчества как средство выражения талантливой личности.
Задачи исследования:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждом, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1. ТВОРЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Создавая новые материальные и духовные ценности, главное отличие которых уникальность, творец вкладывает в них некоторые аспекты своей личности, выражая, таким образом, свою душу, субъективные взгляды, принципы и убеждения. Такая деятельность, отличающаяся от простого производства своей оригинальностью и неповторимостью, по праву считается творческой, а сотворение принципиально новых, никогда ранее не существовавших ценностей, называется творчеством.
Есть два аспекта рассмотрения творчества: психологический и философский. Психологический “механизм” протекания творческого акта как субъективного акта индивида исследуется в психологии творчества. Рассмотрение же вопроса о сущности творчества относится к философии. Мнения по этому вопросу в разные периоды истории отличались друг от друга.
В античной философии творчество относится к сфере конечного и изменчивого бытия; причем наблюдение этого бытия оценивалось выше всех видов деятельности. Первоначально художественное творчество не было выделено из общего комплекса созидательной деятельности, однако позже, начиная с Платона, учение об Эросе получило свое развитие в идее о некотором стремлении людей к приобретению высшего лицезрения мира, составной частью которого и выступает творчество.
В средневековой философии понятие творчества неразрывно связано с тем, что бог понимается как высшая сила, которой сотворен мир. Вследствие этого творчество понималось как превращение небытия в бытие. У Августина Аврелия творчество человеческого существа является творчеством истории: ведь в ней люди участвуют в претворении в жизнь божественного замысла о мире. Связь человека с Богом осуществляется преимущественно с помощью веры и воли. А личное деяние является столь значимым потому, что рассматривается как участие в сотворении мира Богом; вследствие этого появляются предпосылки для признания творчества уникальным. Однако в этом контексте оно понимается в основном в области исторического, нравственно-религиозного деяния. А вот творчество в сфере науки, а также художественное творчество, рассматриваются как менее важные, второстепенные.
Большим разнообразием творческих возможностей отличалась Эпоха Возрождения. В ней творчество, прежде всего, является художественным и находит свое выражение в творческом созерцании. Появляется культ гения как творителя, интерес к самому процессу творчества и к личности художника, его создающего.
Трактовка творчества в философии английского эмпиризма являет собой хотя и удачное, однако больше случайное соединение компонентов уже существующих. Примерами могут служить теории познания Ф. Бэкона, Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, где проводится параллель между творчеством и изобретательством. В XVIII в. Кант создает завершенную концепцию творчества. Он проводит анализ творческой деятельности в теории о продуктивной способности воображения. Именно эта способность соединяет чувство и рассудок посредством обладания, как наглядностью впечатления, так и синтезирующей силой понятия. В свете этого, “трансцендентальное” воображение являет собой общую основу созерцания деятельности, поэтому творчество является основополагающим компонентом в познании.
В идеалистической философии жизни конца XIX-XX вв. наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном: “творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний”.
В экзистенциализме выразителем творческого начала является личность - экзистенция. Под ней подразумевается некоторое иррациональное начало свободы, аффективный прорыв естественной необходимости и рациональной целесообразности, уход от природного и социального, вообще заурядного мира.
Различие рассмотрения творчества в философии жизни и экзистенциализме и философских направлениях XX в., - прагматизме и инструментализме, а также родственные к ним к ним вариации неопозитивизма в том, что творчество рассматривается в них с односторонне прагматистского взгляда, наиболее всего как изобретательство, назначение которого - решать задачу, возникающую в определённой ситуации. Идя по линии английского эмпиризма в трактовании творчества, инструментализм принимает его как удачное сочетание идей, имеющее результатом решение задачи. Другая разновидность интеллектуалистичного понимания творчества представлена частично неореализмом, частично феноменологией. Большая часть творческих умов этого типа в своём восприятии творчества опираются более на математику, чем на естествознание, потому как математика выступает в роли чистой науки. Основой творчества обнаруживается интеллектуальное созерцание. Тогда как в инструментализме основой является деятельность. Именно поэтому это направление в трактовании творчества предстает ближе всего к платонизму.
Марксистское понимание
творчества, противоположное
Информация о работе Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности