Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА


Творчество: сущность понятия и содержание ………………...

7

1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............



12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ


2.1. Характеристика природы художественного творчества………

20

2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….


27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

Менеджмент самодеятельного творчества.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

 

ОГОБУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «МЕНЕДЖМЕНТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

Тема: «ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ»

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – Семёнова Г.Е., доцент

   

 

 

 

Исполнитель:

студентка группы 5-02

Ковалёва Диана Николаевна

Специальность – Социально-культурная деятельность

Специализация – Менеджмент социально-культурной деятельности

Домашний адрес: РБ, г. Мстиславль, ул. Молодёжная, д. 4 «А»

Место работы: ГУКДП «Мстиславский  ДСУ»

Должность: инженер ППО

 

 

Контрольная работа принята: «____» ______________2012 г.

Методист факультета: _______________________

Отметка о зачёте:

« ___» ______________________2012 г.

Преподаватель: __________________

 

 

Смоленск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

   Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

    1. Творчество: сущность понятия и содержание ………………...

 

7

 

1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............

 

 

 

12

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ

 

 

2.1. Характеристика природы художественного творчества………

 

20

 

2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….

 

 

27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

33

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….

36


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.

Проблемы природы художественного  творчества, начиная с Античности и до настоящего времени, занимают одно из центральных мест не только в  эстетике как специализированной области  философского знания, осуществляющей рефлексию над искусством, но и в других гуманитарных дисциплинах, имеющих отношение к изучению продуктов творческой деятельности человека: искусствознании, литературоведении, культурологии.

Сегодня вопрос о природе  и источниках художественного творчества рассматривается как междисциплинарный. С одной стороны, попытка решения этого вопроса привела в начале XX века к рождению на стыке эстетики и психологии такой синтетической области знания, как психология искусства, вклад в которую внесли не только выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, но также философы и искусствоведы. С другой стороны, проблема художественного творчества со второй половины XX века все больше начинает интересовать естествоведов, и не только нейрофизиологов и биологов, но в не меньшей мере физиков и космологов, стремящихся найти материальную основу таких высших духовных процессов, как художественное формообразование, интуиция художника, способность творца проникать не только в прошлое, но и в будущее. В связи с последним нельзя не отметить и то обстоятельство, что о природе художественного творчества все чаще и громче размышляют сторонники паранаучного знания (астрологи, экстрасенсы и др.), продолжающие видеть в личности художника и его творениях нечто мистическое, неспособное быть понятым и объясненным современной наукой.

Исследование проблемы природы художественного творчества предполагает решение вопросов об источниках и предпосылках творческого процесса, о его механизмах и этапах, о  разновидностях (типологии) как самих  творческих актов, так и видах произведений искусства.

Исследованию природы  художественного творчества как  средству выражения талантливой  личности посвящено настоящее исследование.

Классическое наследие в области проблемы творчества обширно. Каждая из эпох внесла свой вклад в  осмысление творческого процесса. В числе философов, размышлявших над природой творческого процесса, –  Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель и др. Подавляющее количество работ этих мыслителей связано с онтологической проблематикой творчества естественным образом.

После возникновения  неклассической онтологии философия  все больше склоняется к междисциплинарности  проблемы творчества. Кроме того, становится очевидной неразрывная связь  категории творчества с рядом других категорий гуманитарного поля знаний. Творчествао интересует как зарубежных (В. Дильтей, А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, А. Уайтхед, М. Бубер, Ж. Маритен, М. Бланшо, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Д.Л. Миллер и др.), так и отечественных (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, С.С. Гольдентрихт, Т.П. Григорьева, С.В. Вайман, Д.Д. Пронкин и С.В. Пронкина и др.) исследователей.

В современной литературе творчество рассматривается во множестве  аспектов. Ряд исследователей уделяет пристальное внимание гносеологическому потенциалу творческого процесса, в частности,  значительную роль творчества в познании мира и формировании комплекса знаний отмечают Б.Т. Григорьян, А.М. Коршунов, Л.С. Коршунова, Л.А. Микешина, А. Михайлова, В.П. Толстой и Д.О. Швидковский, Ю.А. Урманцев, Н.П. Французова, В.С. Хазиев и др.

Методологические аспекты  исследования творчества привлекают внимание Г.С. Альтшуллера, В.С. Библера,  В.А. Лекторского, С.Н. Семенова и других.

Большой пласт литературы посвящен теме творчества и личности в различных толкованиях этих понятий. На творческое основание личности указывают: С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Д. Богоявленская, Е.Н. Князева, В.П. Коломиец, С.А. Левицкий, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Р. Мэй, В.В. Налимов, Е.Г. Яковлев.

Объект исследования – художественное творчество.

Предмет исследования – природа художественного творчества – средство выражения талантливой личности.

Цель исследования: выявить природу художественного творчества как средство выражения талантливой личности.

Задачи исследования:

  • уточнить сущность понятия и содержание понятия «творчество»;
  • раскрыть  художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность;
  • охарактеризовать природу художественного творчества;
  • изучить проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждом, заключения и списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

1.1. ТВОРЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

 

Создавая новые материальные и духовные ценности, главное отличие  которых уникальность, творец вкладывает в них некоторые аспекты своей личности, выражая, таким образом, свою душу, субъективные взгляды, принципы и убеждения. Такая деятельность, отличающаяся от простого производства своей оригинальностью и неповторимостью, по праву считается творческой, а сотворение принципиально новых, никогда ранее не существовавших ценностей, называется творчеством.

Есть два аспекта  рассмотрения творчества: психологический  и философский. Психологический  “механизм” протекания творческого  акта как субъективного акта индивида исследуется в психологии творчества. Рассмотрение же вопроса о сущности творчества относится к философии. Мнения по этому вопросу в разные периоды истории отличались друг от друга.

В античной философии  творчество относится к сфере  конечного и изменчивого бытия; причем наблюдение этого бытия оценивалось выше всех видов деятельности. Первоначально художественное творчество не было выделено из общего комплекса созидательной деятельности, однако позже, начиная с Платона, учение об Эросе получило свое развитие в идее о некотором стремлении людей к приобретению высшего лицезрения мира, составной частью которого и выступает творчество.

В средневековой философии  понятие творчества неразрывно связано  с тем, что бог понимается как  высшая сила, которой сотворен мир. Вследствие этого творчество понималось как превращение небытия в бытие. У Августина Аврелия творчество человеческого существа является творчеством истории: ведь в ней люди участвуют в претворении в жизнь божественного замысла о мире. Связь человека с Богом осуществляется преимущественно с помощью веры и воли. А личное деяние является столь значимым потому, что рассматривается как участие в сотворении мира Богом; вследствие этого появляются предпосылки для признания творчества уникальным. Однако в этом контексте оно понимается в основном в области исторического, нравственно-религиозного деяния. А вот творчество в сфере науки, а также художественное творчество, рассматриваются как менее важные, второстепенные.

Большим разнообразием  творческих возможностей отличалась Эпоха Возрождения. В ней творчество, прежде всего, является художественным и находит свое выражение в творческом созерцании. Появляется культ гения как творителя, интерес к самому процессу творчества и к личности художника, его создающего.

Трактовка творчества в философии английского эмпиризма являет собой хотя и удачное, однако больше случайное соединение компонентов уже существующих. Примерами могут служить теории познания Ф. Бэкона, Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, где проводится параллель между творчеством и изобретательством. В XVIII в. Кант создает завершенную концепцию творчества. Он проводит анализ творческой деятельности в теории о продуктивной способности воображения. Именно эта способность соединяет чувство и рассудок посредством обладания, как наглядностью впечатления, так и синтезирующей силой понятия. В свете этого, “трансцендентальное” воображение являет собой общую основу созерцания деятельности, поэтому творчество является основополагающим компонентом в познании.

В идеалистической философии  жизни конца XIX-XX вв. наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном: “творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний”.

В экзистенциализме выразителем  творческого начала является личность - экзистенция. Под ней подразумевается  некоторое иррациональное начало свободы, аффективный прорыв естественной необходимости  и рациональной целесообразности, уход от природного и социального, вообще заурядного мира.

Различие рассмотрения творчества в философии жизни  и экзистенциализме и   философских  направлениях XX в., - прагматизме и  инструментализме, а также родственные  к ним к ним вариации неопозитивизма в том, что творчество рассматривается в них с односторонне прагматистского взгляда, наиболее всего как изобретательство, назначение которого - решать задачу, возникающую в определённой ситуации. Идя по линии английского эмпиризма в трактовании творчества, инструментализм принимает его как удачное сочетание идей, имеющее результатом решение задачи. Другая разновидность интеллектуалистичного понимания творчества представлена частично неореализмом, частично феноменологией. Большая часть творческих умов этого типа в своём восприятии творчества опираются более на математику, чем на естествознание, потому как математика выступает в роли чистой науки. Основой творчества обнаруживается   интеллектуальное созерцание. Тогда как в инструментализме основой является деятельность. Именно поэтому это направление в трактовании творчества предстает ближе всего к платонизму.

Марксистское понимание  творчества, противоположное идеалистическим  и метафизическим концепциям, основывается на том, что творчество является деятельностью человека, преобразующей   природный и социальный миры соответственно целям и потребностям человека и человечества, основываясь на объективных законах действительности. Творчество, являющейся созидательной деятельностью, можно охарактеризовать как неповторимое (по форме осуществления и результату) и оригинальное. Также оно характеризуется не только индивидуальной, а еще и общественно-исторической исключительностью. Диалектический материализм не разделяет точку зрения, по которой природа тоже творит. Процесс, происходящий в природе, является процессом развития, а не творчества, т.к. творчество всегда предполагается бытие и действие творца, который является субъектом творческой деятельности. Возможно, какие-либо биологические проявления и предпосылки творчества присутствуют и у высших животных, однако своё специфическое выражение оно находит лишь у человека вследствие того, что он существо общественно-развитое.

Информация о работе Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности