Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:34, контрольная работа
Актуальность исследования. Проблема творчества каждой эпохой, каждой культурой, каждым крупным мыслителем воспринимается по-разному. И не только эпоха или мыслитель актуализируют разные грани творчества, но и творчество актуализирует их, пронизывая человека и мир смыслами, которые вкладываются в него. Творчество существует в пространстве между рядом координат, фундаментальных философских категорий, связывая их в единое полотно.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕН-НОГО ТВОРЧЕСТВА
Творчество: сущность понятия и содержание ………………...
7
1.2. Художественное творчество как деятельность человека по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность..............
12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА – ОСНОВЫ ВЫРАЖЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1. Характеристика природы художественного творчества………
20
2.2. Проявление творческого потенциала и выражение талантливой личности в художественном творчестве.……….
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Для творчества всегда необходимы конкретные социально-исторические условия, которые оказывают на него глубокое влияние, находясь в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
Объективная обусловленность творческого процесса имеет колоссальное значение, так же как и субъективные факторы. Ими являются прежде всего внутренне присущая мотивация личности, плодотворное воображение, глубокоразвитая фантазия, в воспитании которой значительную роль играет искусство.
Творчество как процесс рассматривалось изначально, опираясь на самоотчёты деятелей искусства и науки. Отдельные видные естествоиспытатели отметили в данных самоотчётах некоторые стадии творческого процесса - от зарождения замысла до этапа появления в сознании новой идеи. Главенствующая роль в творчестве принадлежит подсознательному и иррациональному факторам вследствие того, что основные элементы процесса (формирование и озарение) не подлежат сознательно-волевому контролю. То, что бессознательное и сознательное в творческом процессе являются дополнением друг друга, и идентично происходит и с интуитивным и рассудочным, было показано экспериментальной психологией. Индивид менее всего способен к самонаблюдению именно в тот момент, когда он поглощён своим объектом и сохраняет только нечеткое ощущение общего направления продвижения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения чувствуются в виде наиболее ярких состояний сознания, которые изначально главным образом и были описаны в психологии.
Однако исследование продуктивного мышления определило, что догадка, “озарение”, внезапное новое решение появляются в экспериментальных условиях при организации творческого процесса надлежащим образом. Используя в качестве примера открытие периодического закона Д.И. Менделеева, Кедровым было показано, что при анализе продуктов и “субпродуктов” (материалов, которые не были опубликованы) творчества можно выявить этапы на пути научного открытия независимо от того, как они были осознаны самим учёным. При этом раскрытие личностных механизмов творчества возможно только в том контексте, если они будут обусловлены конкретной общественно-исторической ситуацией.
Итак, творчество - особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актёров и т.д.).
Особый взгляд на творчество
с позиций религиозной
1.2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПО СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ «ОЧЕЛОВЕЧЕННОГО МИРА», В КОТОРЫХ ОТРАЖАЕТСЯ ВЫСШАЯ, ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Художественное творчество (др.-русск. худогъ — "сведущий, опытный"; заимств. из готск. handags — "ловкий" от handus — "рука"; handugs — "мудрый") — это часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов "очеловеченного мира", в которых отражается высшая, духовная реальность.
Блестящая формулировка этого понятия приведена В. И. Далем: "Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе".
"Народная этимология" сблизила понятия "художный" (в значении искусный, умелый) и худогий, худой (дурной, слабый, невзрачный), хотя происхождения этих слов различны.
Следует также различать
определения: искусный, искусство и
более узкое "художество". Их отождествление
приводит к путанице и смешению разных
категорий, что особенно нежелательно
в области декоративно-
Художественное творчество включает в себя искусство, как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции, и т.д.), но не ограничивается им.
Художественное творчество является частью художественной культуры общества. Оно развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов.
Художественное творчество складывалось на Руси как творчество быта, развивалось во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций художественного творчества важный вклад внесли в XIX - начале XX в представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.
Художественное творчество
в России более 10 веков развивается
во взаимосвязи с церковным
Большую роль в развитии традиций художественного творчества, его различных видов и жанров сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.
Художественное творчество имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
Художественное творчество – сложное и многогранное явление. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), художественное творчество включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.
Художественное творчество включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений творчества.
Общность истока, единое поле функционирования определяют единые родовые характеристики, свойства, черты у всех форм творчества независимо от их современного облика. На пользу такого понимания вопроса может свидетельствовать утилитарно-эстетическая природа творчества, основанная на родовой общности у всех его форм.
Синтетичность традиционных форм творчества, в котором отдельные элементы, стороны, явления «органически связаны между собой и составляют единое целое, единую художественную структуру», отличающуюся сложными внутренними взаимосвязями, соподчиняемостью, инвариативной общностью в выполняемых функциях, также дает основания говорить о наличии в нем единых или общих родовых признаков и характеристик. Их признание имеет важное теоретическое и практическое значение: браться за анализ частных вопросов истории, теории, практики народного творчества без предварительного решения общих — значит, неминуемо на каждом шагу «натыкаться» на нерешённость этих вопросов. Отсюда, в частности, проистекает путаница в понимании творчества, тавтологичность его определений. Полноценный анализ частных проблем того или иного жанра, когда основное внимание уделяется раскрытию особенностей, специфики тех или иных сторон, аспектов, более плодотворен при условии понимания общих проблем, тенденций развития, сущности творчества. Их разрешение и учет открывают далеко идущие возможности для углубления познания, а также стратегии развития как отдельных форм и жанров, так и творчества в целом.
В современной научной практике при рассмотрении свойств художественного творчества нередко в качестве исходных берется для каждой формы определенный набор разрозненных примет. В одном случае - организованность и неорганизованность, в другом - специфика объектно-субъектных отношений (человек - творчество), в третьем - характеристики процесса творчества (индивидуального, группового, коллективного), в четвертом - специфические свойства фольклора (устность, вариативность, анонимность и т.п.).
Необходим сравнительный анализ художественного творчества по ряду сопоставимых параметров или признаков, присущих всем его видам. В этом случае возможно достаточно объективно выявить общее, особенное и частное в фольклоре, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, художественной самодеятельности и бытовом творчестве.
Подходя с этих позиций к разным формам художественного творчества, можно говорить о том, что все они являются:
- самодеятельными по характеру творчества;
- любительскими по социально-
- национальными по формам и общечеловеческими по содержанию и
- массовыми по своим движущим
силам и представительству
Общность родовых свойств
Художественное творчество - широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.
Во-первых, художественное творчество
имеет сложную и подвижную
иерархическую структуру с
Художественное творчество - реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают его как «одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов». Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционного художественного творчества, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.
Формы художественного творчества исторически изменяются. Оно таково, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому «кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура». В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народного творчества, но и стилевые, социальные, эстетические черты его существования. Оно не означает отмену роли традиций в народном творчестве. Преемственность - глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции художественного творчества. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов художественного творчества к конкретной эпохе, с другой — видеть неразрывность и диалектику в его движении.
Информация о работе Природа художественного творчества как средство выражения талантливой личности