Эмоции и современное художественное творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:59, реферат

Описание работы

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Работа содержит 1 файл

Психо.docx

— 21.33 Кб (Скачать)

Государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования "Красноярский государственный  медицинский университет  имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра: Психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики по 

   Реферат

   по  Учебной дисциплине: Психология и педагогика 

   Тема  реферата:

    эмоции  и современное  художественное творчество 
     
     
     

                                                                                                             Выполнил:

                                                                                                                          студент 2 курса

                                                                                                                      группы 202 Лечебное дело

                                                                                            Харитонов Александр Александрович  

                                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                       Бузовкина Наталья  Юрьевна

     

                                                        г.Красноярск. 2011год

эмоции  и современное  художественное творчество

Эмоции – особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс  и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его  актуальных потребностей. Поскольку  все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его  разнообразных потребностей, постольку  любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал  Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его оптимальных  границах и предупреждают о разрушающем  характере недостатка или избытка  каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма  эмоциональных переживаний - это  удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это  сделать при обострении соответствующей  потребности. О тесной связи, которая  существует между эмоциями и деятельности организма, говорит тот факт, что  всякое эмоциональное состояние  обычно сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, то есть передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с  определенными, входящими в сферу  культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Предметом чувственного отношения  человека могут стать исторические и социальные события, многое другое. В отличие от эмоций, которые обычно возникают в ответ на воздействие  отдельных свойств окружающей среды, чувства соотносятся с восприятием  и оценкой сложных предметов, событий, людей, ситуаций. Они достаточно развиты лишь у человека: у животных их нет.

Чувства выполняют  в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими  людьми мотивирующую роль. В отношении  окружающего его мира человек  стремится действовать так, чтобы  подкрепить и усилить свои положительные  чувства. Они всегда связаны с  работой сознания, могут произвольно  регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства  к чему-либо или кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной  или слабой силы, действующие в  течение длительного времени, именуются  настроениями.

Аффекты – это  особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта  подчиняется следующему закону: чем  более сильным является исходный мотивационный стимул поведения  и чем больше усилий пришлось затратить  на то, чтобы его реализовать, тем  меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  изменениями и двигательными  реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации  поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная  напряженность, накапливаемая в  результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и , если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождаются чувством усталости, подавленности, депрессией.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход  его поведения. Это главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть – еще  один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть  представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Как писал  С.Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности  помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений  и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

Каждый из описанных  видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться  по разным параметрам, например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, действию на организм и др. В целом же, какими бы разными они не казались, все они неотделимы от личности.

Творчество как  процесс создания чего-то нового, часто  предполагает, что человек может  испытывать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, именно поэтому ему необходимо сделать  рывок в неизведанное, создать  новые знания, умения, новые объекты  и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе признавал и В.И. Вернадский; он писал: «Говорят: одним разумом можно все постигнуть. Не верьте!… Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они соприкасаются в творчестве».

Научное и техническое  творчество проявляется в поиске и нахождении принципиально нового решения научной или технической  проблемы, причем структура мыслительного  процесса решения проблемы сложна, но неизменно успеху, «озарению», нахождению нового решения способствует эмоциональная  увлеченность проблемой, вера в успех, эмоциональная положительная стимуляция.

Выделяют 4 стадии решения  проблемы:

-подготовка,

-созревание решения,

-вдохновение,

-проверка найденного решения.

Структура мыслительного  процесса решения проблемы:

-Мотивация (желание решить проблему);

-Анализ проблемы (выделение «что надо», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные и т.д.);

Поиск решения:

-на основе одного известного,

-на основе выбора оптимального варианта,

-на основе комбинации отдельных звеньев,

-принципиально нового.

Логическое обоснование  и доказательство правильности решения;

-Реализация решения;

-Проверка найденного решения.

-Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на

Воображение, которое, в свою очередь, неразрывно связано с эмоциями и чувствами человека.

Воображение – психический  процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем  переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаего, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может  быть пассивным (сновидения, грезы) и  активным, которое, в свою очередь, разделяют  на воссоздающее (создание образа предмета по описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого  будущего.

Этапы творческого  воображения:

-возникновение творческой идеи,

-«вынашивание» замысла,

-реализация замысла.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

-оно пластично, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда -обычный человек может найти лишь одно или два;

-оно подвижно, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

-оно оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Информация о работе Эмоции и современное художественное творчество