Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:48, реферат
«Можно ли дать однозначное определение творчеству - самому загадочному явлению в жизни людей? Это кажется невозможным, ибо как многогранность и сложность творчества, так и изменения эталонов оценки нового во времени и пространстве не дают оснований для формирования единого, универсального понятия. Проследим исторические попытки в философии.
Введение……………..…………………………………………………………….3
1. Исторические попытки понятия творчества в философии……….…….4
2. Творчество как образ жизни……………………………………….……...7
3. Смысл творчества по Н.Бердяеву……………………………………..…10
3.1 Философия как творческий акт………………………………………10
3.2 Творчество и бытие…………………………………………..……….12
3.3 Свобода и творчество……………………………………..…………..13
3.4 Творчество художественное………………….…………………...….15
3.5 Творчество и религия……………………………………………...….18
3.6 Гениальность…………………………………………………..………21
3.7 Половое влечение как творчество…………………………...………24
Заключение…………………………………………………………..…………...27
Федеральное агентство по образованию РФ
Уральский государственный лесотехнический университет
Кафедра философии
Реферат по философии на тему: «Природа творчества»
подготовил: |
проверила: . |
Екатеринбург 2005
Содержание
Введение……………..………………………………………
3.1 Философия как творческий акт………………………………………10
3.2 Творчество и бытие………………………………
3.3 Свобода и творчество…………………………
3.4 Творчество художественное………………….………………….
3.5 Творчество и религия……………………………………………...….
3.6 Гениальность………………………………………………
3.7 Половое влечение как творчество…………………………...………24
Заключение……………………………………………………
Введение
«Можно ли дать однозначное определение творчеству - самому загадочному явлению в жизни людей? Это кажется невозможным, ибо как многогранность и сложность творчества, так и изменения эталонов оценки нового во времени и пространстве не дают оснований для формирования единого, универсального понятия. Проследим исторические попытки в философии.
Для античных мыслителей творчество - это то, что выступает в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) космоса и как человеческое - искусство, ремесло. Гераклит, однако, говорил о подлинном бытии как о вечности изменений, Аристотель доказывал вечность времени и тем самым отрицал божественный акт творения, утверждая, что творчество как создание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Платон говорил, что способность творить подчинена созерцанию. В целом античное мировоззрение не отводило творчеству главенствующее место - истинное знание, т.е. созерцание вечного и неизменного, выдвигалось им на первое место. Отсюда - творческая деятельность ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное. Художник же творит по божественному наитию.
В христианской философии Средних веков относительно творчества перекрещиваются две тенденции: а) понимание Бога как личности, творящей свободно, а не в соответствии с неким вечным образцом. Творчество есть при этом вызывание бытия из небытия посредством волевого акта Божественной личности (Августин). Момент воли присущ и человеку, но ее функции отличны от функций разума: для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть (вечное бытие), то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом; б) вторая тенденция (Ф.Аквинский) утверждает, что Бог - это добро в его завершенности, а человеческое творчество есть творение истории - конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла Божьего на земле. Не разум, а воля связывает человека с Богом, поэтому приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. Но сферой творчества оказывается область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного. Художественное и научное творчество выступают как нечто второстепенное. Человек обращен к богу и волю свою черпает из него.
Реформация понимает творчество
уже не как созерцание, а как
действие. Изобразительность и
Немецкая классическая философия понимала творчество как деятельность, рождающую мир. Философия жизни рассматривает творчество как творчество культуры и истории. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место Бога, а поэтому творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает прежде всего как совершенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.
Экзистенциализм видит творчество в выходе за пределы природного и социального и считает, что в мир вносит новое экстатический порыв. Творческий экстаз, согласно Н.Бердяеву и раннему М.Хайдеггеру, - наиболее адекватная форма существования (экзистенции). Признание экстатической, интуитивной природы существования в противовес интеллектуальному и техническому моментам объединяет экзистенциализм с философией жизни. Человек есть носитель творческого начала и его личность проявляется именно в творчестве как нечто целое, неделимое и неповторимое. Феноменология (Гуссерль, Гартман и др.) признает в качестве сферы творческой деятельности науку, но позже культ гения в ней уступает место культу мудреца (античная философия).
В новейшей западной философии для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера - как экстатическое выхождение за собственные пределы, как высшее напряжение всего человеческого существа, для Дьюди - творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации»1.
«Творчество, считал Н.Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. "...Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращений себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать".
Гениальность - это прежде всего внутреннее творчество, самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности.
Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое - новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из слоны старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы походя творить новые идеи. Был в истории философии "парадокс Сократа - Платона": чтобы прийти к новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно - куда идти и что искать. Но как можно знать что-то, чего еще никто не знал и ты сам не знаешь?
Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - только на них ничего нового не создашь. Мутно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру, всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество - это образ жизни.
Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому что наши знания, наше образование, наша привычка сейчас же всё объясняют, переводят в привычные штампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждали давно, и вместо того, чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: "Подумаешь! что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!"
Однако творчество начинается
с такого удивленного видения. Если
бы не было такого видения, то не возникло
и главных условий для
Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли до тебя, - значит увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения, которые постоянно наваливаются на наше восприятие, "гасят" его, переводят в общеизвестные штампы и стереотипы видения. Когда мы говорим себе: "Это оригинальное настоящее, этого никогда раньше не было", то этот самый момент уже поглощается прошлым, настоящее исчезает, как только мы пытаемся схватить его и выразить.
В оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственной актуальности, здесь нет мертвого прошлого, с которым мы сравниваем настоящее. Здесь новое - не просто в сравнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого. Это принципиально новое видение: мы вдруг видим мир так, как будто увидели его впервые, переживаем удивительный подъем духа и чувствуем, что происходит наше "слияние" с миром и понимание его "изнутри". В эти мгновения и рождаются новая мысль и сам человек как творец»2.
В основе "Смысла творчества" лежит принцип "антроподицеи" – оправдание человека в творчестве и через творчество.
Центральным стержнем "Смысла
творчества" становится идея творчества
как откровения человека, как совместно
с Богом продолжающегося
3.1. Философия как творческий акт
«Философия — особое искусство, принципиально отличное от поэзии, музыки или живописи,— искусство познания. Философия — искусство, потому что она — творчество. Философия — искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи. Но философия творит «бытийственные идеи» а не образы. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мирам. Нельзя искусство ставить в зависимость от науки, творчество — от приспособления, свободу — от необходимости. Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной. Когда философия делается наукой, она не достигает своей заветной цели — прорыва из мировой данности, прозрения свободы за необходимостью. В философии есть победа человеческого духа через активное противление, через творческое преодоление; в науке—победа через приспособление, через приведение себя в соответствие с данным, навязанным по необходимости. В науке есть горькая нужда человека; в философии — роскошь, избыток духовных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем. Природа философии совсем не экономическая. Философия — скорее расточительность, чем экономия мышления. В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве. Для поддержания жизни в этом мире философия никогда не была необходима, подобно науке — она необходима была для выхода за пределы данного мира. Наука оставляет человека в бессмыслице данного мира необходимости, но дает орудие охраны в этом бессмысленном мире. Философия всегда стремится постигнуть смысл мира, всегда противится бессмыслице мировой необходимости. Основное предположение всякой подлинной философии — это предположение о существовании смысла и постижимости смысла о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу. Приспособление к бессмысленной мировой данности может лишь помешать постигнуть смысл, а сторонники научной философии именно и требуют этого приспособления, т. е. отрицают творческую природу философии. Правда, они силятся повысить в ранге самую науку, признать ее актом творчества и увидеть высший смысл, логос в логических категориях, которыми наука оперирует. Но это повышение в ранге науки и распространение ее на высшие сферы достигается через привнесение философии в науку, сознательно или бессознательно. Нельзя отрицать, что в науке есть философские элементы, что в научных гипотезах бывает философский полет и что ученые нередко бывают и философами. Но нам важно принципиально отличить, что от науки и что от философии, - и нельзя требовать от философии научности на том основании, что науке придан философский характер. Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости»3.
3.2. Творчество и бытие.
«Творчество не есть переход мощи творящего в иное состояние и тем ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост. Тварность бытия, совершающийся в нём прирост, достигнутая прибыль без всякой убыли – говорят о творящем и творчестве. О творящем и творчестве говорит тварность бытия в двояком смысле: есть Творец, сотворивший тварное бытие, и возможно творчество в самом тварном бытии. Мир сотворён не только тварным, но и творческим.
Творчество в мире возможно потому лишь, что мир творим, т.е. тварен. Мир, не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству.
Проникновение в тварность бытия приводит к осознанию противоположности между творчеством и эманацией. Если мир творится Богом, то есть творческий акт и творчество оправдано. Если мир лишь эманирует из Бога, то творческого акта нет и творчество не оправдано.
В подлинном творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно тому как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.
Творческий акт предполагает моноплюрализм, т.е. допущение множества свободных и самостоятельных существ наряду с Существом Божьим. Вопрос совсем не в том, что мир и человек внебожественны, а в том, что каждое лицо, каждое существо имеет бытие свободное и самостоятельное»4.
Вопрос об отношении творчества к бытию ведет к другому коренному вопросу – об отношении творчества к свободе.
3.3. Свобода и творчество.
«Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы. Когда мы говорим о нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы. С точки зрения детерминизма свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то». Человеческое творчество из «ничего» не означает отсутствия сопротивляющегося материала, и означает лишь ничем не детерминированную абсолютную прибыль. Детерминирована только эволюция; творчество не вытекает ни из чего предшествующего. Творчество – необъяснимо. Творчество – тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы – бездонна и неизъяснима, она – бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества. В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из ничего, недетерминировано, прибавляя энергию к мировому круговороту энергии.