Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:03, курсовая работа
Цель работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ основных технико-экономических показателей предприятия, объёма производства и реализации продукции, прибыли, себестоимости, качества и конкурентоспособности продукции за последние годы, дана приблизительная оценка результативности действующей на предприятии системы менеджмента качества.
Определяем показатель R4 по формуле
. (2.6)
Расчетное значение R4 равняется
R4=(1,01∙1+1,01∙1+0,98∙0,8+0,
Частный критерий R5 характеризует качество продукции поставщиков. Он рассчитывается по отношению количества забракованной продукции поставщиков (kбрак) к общему количеству поставленной продукции (kпоставл) по формуле
. (2.7)
За год kпоставл – общее количество контрактов на поставки, равняется 1659 шт. kбрак= 951. Расчетное значение равняется
R5 = 1- 951/1659=0,43.
Рассчитанные значения частных критериев сведём в таблицу 2.29.
Таблица 2.29 - Рассчитанные значения частных критериев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка результативности СМК представляет собой количественную величину Rсмк, определяемую как средневзвешенная оценка частных критериев R1, R2, R3, R4, R5,R6 по формуле
, (2.8)
где Ri – значение i-го критерия;
β i - весовой коэффициент i-го частного критерия.
Расчетное значение результативности Rсмк равно 0,83.
По результатам проведенной работы сделаем следующие выводы:
- экспериментально с использованием коэффициентного метода были определены значения результативности и весовые коэффициенты процессов действующей СМК;
- значение результативности Rсмк, равное 0,83, является достаточным, на основании чего систему менеджмента качества производства бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант» следует считать пригодной и достаточно результативной;
- в перспективе рекомендуется проведение мероприятий, работ по дальнейшему совершенствованию и увеличению уровня результативности СМК. 2.2.8 Анализ конкурентоспособности продукции
ЗАО «Атлант» осуществляет свою деятельность в условиях олигополистического рынка, где действует несколько фирм, обычно крупных, на которые приходится основная часть продаж отрасли. Олигополистические фирмы стараются избежать ценовых войн, которые дорого обходятся и непроизводительны. Вместо этого они предлагают аналогичные цены и пытаются выделить свою продукцию на основе образа, вариантов, цвета, условий поставки и т.д. Эти компании убеждают потребителей, что их товарные марки лучше других посредством рекламы. Дальнейшими маркетинговыми действиями олигополистических фирм являются поиск ненасыщенных рынков, определение маркетинговых планов и целевых рынков конкурентов, изучение образа продукции конкурентов, их отличительные преимущества.
ЗАО «Атлант» проводит изучение конкурентов следующим образом:
- анализирует информацию об объемах производства и ценах каждого производителя-конкурента;
- участвует в выставках с целью изучения позиций основных конкурентов;
- посещает предприятия конкурентов;
- обменивается базовыми ценами.
Особое внимание уделяется технико-экономическим показателям продукции, выпускаемой конкурентами, их слабым и сильным сторонам, проводимой ими ценовой политике.
К сильным сторонам конкурентов следует отнести современный дизайн, качество изделий, а также проведение широкомасштабных рекламных компаний при продвижении на рынок.
После изучения возможностей каждого конкурента ЗАО «Атлант» были систематизированы данные о них и их продукции и сведены в таблицу 2.30. Основными конкурентами для рассмотрения взяты производители холодильного оборудования «СТИНОЛ» (г. Новолипецк, Россия) и «СНАЙГЕ»
(г. Алитус, Литва). Каждый из факторов получил оценку (от 0 до 5 баллов).
Таблица 2.30 - Оценка конкурентоспособности продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализируя эту таблицу, мы видим, что общее количество баллов по конкурентоспособности продукции ЗАО «Атлант» ниже, чем у конкурентов. Эта таблица наглядно показывает слабые места холодильников МЗХ: высокая цена, косвенные каналы сбыта, реализация через оптовиков, отсутствие мощной рекламной кампании. Все перечисленные недостатки являются предметом для совершенствования путем использования рыночного маркетинга. Тем более что в 2004-2005 гг. крупные зарубежные компании-производители «белой техники» выбросили на рынок стран СНГ около 2 млн. холодильников, которые по цене были ниже отечественных аналогов, а по качеству превосходили.
Глубокие исследования помогут ЗАО «Атлант» строить такую стратегию на внешних рынках, которая бы принесла максимальный доход и сбыт и сделала бы продукцию МЗХ конкурентоспособной. Значительные средства, требующиеся затратить на исследования, окупятся, т.к. вкладывание их в данное мероприятие – это расходы на построение долгосрочной перспективы развития предприятия.
ЗАО «Атлант» является единственным предприятием в Республике Беларусь, выпускающей холодильную технику бытового назначения. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников новой серии, основными признаками которой являются:
- обширная гамма моделей различной высоты с разнообразным соотношением различных объемов холодильной и морозильной камер, с пониженным потреблением электроэнергии;
- ультрасовременный дизайн;
- появление в гамме изделий охладителей — однокамерных холодильников без низкотемпературного отделения;
- новейшие технические и технологические решения.
3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
3.1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества
Обеспечение качества продукции, на которое ориентировано предприятие, осуществляется в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества путем разработки и реализации целей и политики в области качества. Оно основывается на проверке соответствия показателей качества продукции требованиям СТБ, ГОСТ, СТП на контроле технологических процессов, инструкций и методик, результатов внутренних проверок и анализа данных, эффективности корректирующих и предупреждающих действий. Приоритетами при производстве бытовой техники являются выпуск продукции с низким эффективным потреблением электроэнергии, применение экологически безопасного хладона, оригинальность дизайна и снижение себестоимости.
Анализ действующей СМК определил значение её результативности Rсмк, равное 0,83, обозначил слабые места, на которые следует обратить особое внимание при проектировании, выявил резервы и направления для дальнейшего совершенствования. Повышение качества выпускаемой продукции представляется возможным за счет обеспечения эффективного функционирования и целостности системы менеджмента качества.
К рассмотрению предлагается комплекс организационно-технических мероприятий по основным направлениям деятельности в области качества с учетом их приблизительной стоимости, представленный в таблице 3.1.
Основные цели внедрения мероприятий:
- разрабатывать новые изделия, повышать качество выпускаемых изделий, снижать материалоемкость продукции и повышать уровень энергосбережения;
- повышать технический уровень производств за счет их переоснащения и модернизации, внедряя высокоточное и производительное оборудование, обеспечивая высокую технологичность процессов изготовления продукции;
- осуществлять продвижение работ по развитию метрологического обеспечения производства технической базы метрологических и испытательных лабораторий;
- проводить работу по организации переподготовки и обучения персонала, привлекать к обучению сотрудников сторонних организаций;
- осуществлять постоянный контроль по затратам на гарантийное обслуживание и динамике их снижения;
- повышать моральный и предусматривать материальный стимулы работникам, при постоянной сдаче продукции с первого предъявления, вести пропаганду в области качества;
- изучать и внедрять новые программные продукты для систем электронного технического документооборота.
Вопросы оценки результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента начала широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т. е. уже более 15 лет. Общепризнанный специалист в области качества Питер Друкер утверждает, что для начала следует определиться с выбором стратегии, с целевой направленностью деятельности, указать правильный ориентир, а затем стараться достигнуть поставленных целей минимально возможными средствами. Сначала - правильная стратегия, а затем - экономичное производство. Широко известно, что самый «лучший» способ сокращения затрат - это прекращение любой деятельности. Еще Майкл Портер писал о том, что существует маркетинговая стратегия, отражающая конкуренцию на основе минимальных затрат. При этом предполагается, что требования к таким аспектам конкурентоспособности как качество, договорная дисциплина, сервис и т.д. фиксируются и находятся на достаточно высоком уровне. Специалисты констатируют, что низкие затраты не являются длительным конкурентным преимуществом компании, а создают лишь ситуационные возможности.
Таблица 3.1- Мероприятия по организации, функционированию и совершенствованию СМК на предприятии
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
| ||
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
| ||
|
|
|
Информация о работе Повышение качества продукции на предприятии (на примере ЗАО «Атлант»)