Повышение качества продукции на предприятии (на примере ЗАО «Атлант»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ основных технико-экономических показателей предприятия, объёма производства и реализации продукции, прибыли, себестоимости, качества и конкурентоспособности продукции за последние годы, дана приблизительная оценка результативности действующей на предприятии системы менеджмента качества.

Работа содержит 1 файл

Атлант.doc

— 905.00 Кб (Скачать)



Определяем показатель R4 по формуле
. (2.6)
Расчетное значение R4 равняется
R4=(1,01∙1+1,01∙1+0,98∙0,8+0,98∙0,9+1,01∙1+1,05∙0,8)/5,5=1,01.
Частный критерий R5 характеризует качество продукции поставщиков. Он рассчитывается по отношению количества забракованной продукции поставщиков (kбрак) к общему количеству поставленной продукции (kпоставл) по формуле
. (2.7)
За год kпоставл – общее количество контрактов на поставки, равняется 1659 шт. kбрак= 951. Расчетное значение равняется

R5 = 1- 951/1659=0,43.

Рассчитанные значения частных критериев сведём в таблицу 2.29.
Таблица 2.29 - Рассчитанные значения частных критериев


Обозначение частных критериев


Значение частного

критерия


R1


0,997


R2


0,939


R3


0,710


R4


1,010


R5


0,430




Оценка результативности СМК представляет собой количественную величину Rсмк, определяемую как средневзвешенная оценка частных критериев R1, R2, R3, R4, R5,R6 по формуле
, (2.8)
где Ri – значение i-го критерия;

β i - весовой коэффициент i-го частного критерия.

Расчетное значение результативности Rсмк равно 0,83.

По результатам проведенной работы сделаем следующие выводы:

- экспериментально с использованием коэффициентного метода были определены значения результативности и весовые коэффициенты процессов действующей СМК;

- значение результативности Rсмк, равное 0,83, является достаточным, на основании чего систему менеджмента качества производства бытовой техники и торгового оборудования ЗАО «Атлант» следует считать пригодной и достаточно результативной;

- в перспективе рекомендуется проведение мероприятий, работ по дальнейшему совершенствованию и увеличению уровня результативности СМК. 2.2.8 Анализ конкурентоспособности продукции


ЗАО «Атлант» осуществляет свою деятельность в условиях олигополистического рынка, где действует несколько фирм, обычно крупных, на которые приходится основная часть продаж отрасли. Олигополистические фирмы стараются избежать ценовых войн, которые дорого обходятся и непроизводительны. Вместо этого они предлагают аналогичные цены и пытаются выделить свою продукцию на основе образа, вариантов, цвета, условий поставки и т.д. Эти компании убеждают потребителей, что их товарные марки лучше других посредством рекламы. Дальнейшими маркетинговыми действиями олигополистических фирм являются поиск ненасыщенных рынков, определение маркетинговых планов и целевых рынков конкурентов, изучение образа продукции конкурентов, их отличительные преимущества.

ЗАО «Атлант» проводит изучение конкурентов следующим образом:

- анализирует информацию об объемах производства и ценах каждого производителя-конкурента;

- участвует в выставках с целью изучения позиций основных конкурентов;

- посещает предприятия конкурентов;

- обменивается базовыми ценами.

Особое внимание уделяется технико-экономическим показателям продукции, выпускаемой конкурентами, их слабым и сильным сторонам, проводимой ими ценовой политике.

К сильным сторонам конкурентов следует отнести современный дизайн, качество изделий, а также проведение широкомасштабных рекламных компаний при продвижении на рынок.

После изучения возможностей каждого конкурента ЗАО «Атлант» были систематизированы данные о них и их продукции и сведены в таблицу 2.30. Основными конкурентами для рассмотрения взяты производители холодильного оборудования «СТИНОЛ» (г. Новолипецк, Россия) и «СНАЙГЕ»

(г. Алитус, Литва). Каждый из факторов получил оценку (от 0 до 5 баллов).


Таблица 2.30 - Оценка конкурентоспособности продукции


Факторы

конкурентоспособности


АТЛАНТ


СТИНОЛ


СНАЙГЕ


Продукт


4


4


4


Качество


4


4


3


Технические параметры


4


4


4


Упаковка


5


5


5


Габариты


5


5


4


Гарантийный срок


5


5


3


Надежность


4


5


4


Срок службы


4


5


4


Цена


3


4


5


Базовая


4


4


5


% скидки с цены

по видам скидок


3


5


3


Срок платежа


4


4


4


Условия платежа


4


4


4


Каналы сбыта


3


4


4


Формы сбыта


3


4


4


Система транспортировки


5


5


5


Реклама


3


4


3


Общее количество баллов


67


75


68





Анализируя эту таблицу, мы видим, что общее количество баллов по конкурентоспособности продукции ЗАО «Атлант» ниже, чем у конкурентов. Эта таблица наглядно показывает слабые места холодильников МЗХ: высокая цена, косвенные каналы сбыта, реализация через оптовиков, отсутствие мощной рекламной кампании. Все перечисленные недостатки являются предметом для совершенствования путем использования рыночного маркетинга. Тем более что в 2004-2005 гг. крупные зарубежные компании-производители «белой техники» выбросили на рынок стран СНГ около 2 млн. холодильников, которые по цене были ниже отечественных аналогов, а по качеству превосходили.

Глубокие исследования помогут ЗАО «Атлант» строить такую стратегию на внешних рынках, которая бы принесла максимальный доход и сбыт и сделала бы продукцию МЗХ конкурентоспособной. Значительные средства, требующиеся затратить на исследования, окупятся, т.к. вкладывание их в данное мероприятие – это расходы на построение долгосрочной перспективы развития предприятия.

ЗАО «Атлант» является единственным предприятием в Республике Беларусь, выпускающей холодильную технику бытового назначения. В целях обеспечения конкурентоспособности изделий на рынках дальнего и ближнего зарубежья освоено производство холодильников новой серии, основными признаками которой являются:

- обширная гамма моделей различной высоты с разнообразным соотношением различных объемов холодильной и морозильной камер, с пониженным потреблением электроэнергии;

- ультрасовременный дизайн;

- появление в гамме изделий охладителей — однокамерных холодильников без низкотемпературного отделения;

- новейшие технические и технологические решения.




3 Мероприятия по улучшению качества продукции на предприятии
3.1 Организационно-технические мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества
Обеспечение качества продукции, на которое ориентировано предприятие, осуществляется в рамках действующей на предприятии системы менеджмента качества путем разработки и реализации целей и политики в области качества. Оно основывается на проверке соответствия показателей качества продукции требованиям СТБ, ГОСТ, СТП на контроле технологических процессов, инструкций и методик, результатов внутренних проверок и анализа данных, эффективности корректирующих и предупреждающих действий. Приоритетами при производстве бытовой техники являются выпуск продукции с низким эффективным потреблением электроэнергии, применение экологически безопасного хладона, оригинальность дизайна и снижение себестоимости.

Анализ действующей СМК определил значение её результативности Rсмк, равное 0,83, обозначил слабые места, на которые следует обратить особое внимание при проектировании, выявил резервы и направления для дальнейшего совершенствования. Повышение качества выпускаемой продукции представляется возможным за счет обеспечения эффективного функционирования и целостности системы менеджмента качества.

К рассмотрению предлагается комплекс организационно-технических мероприятий по основным направлениям деятельности в области качества с учетом их приблизительной стоимости, представленный в таблице 3.1.

Основные цели внедрения мероприятий:

- разрабатывать новые изделия, повышать качество выпускаемых изделий, снижать материалоемкость продукции и повышать уровень энергосбережения;

- повышать технический уровень производств за счет их переоснащения и модернизации, внедряя высокоточное и производительное оборудование, обеспечивая высокую технологичность процессов изготовления продукции;

- осуществлять продвижение работ по развитию метрологического обеспечения производства технической базы метрологических и испытательных лабораторий;

- проводить работу по организации переподготовки и обучения персонала, привлекать к обучению сотрудников сторонних организаций;

- осуществлять постоянный контроль по затратам на гарантийное обслуживание и динамике их снижения;

- повышать моральный и предусматривать материальный стимулы работникам, при постоянной сдаче продукции с первого предъявления, вести пропаганду в области качества;

- изучать и внедрять новые программные продукты для систем электронного технического документооборота.

Вопросы оценки результативности и эффективности внедрения систем менеджмента качества остаются актуальными с момента начала широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000, т. е. уже более 15 лет. Общепризнанный специалист в области качества Питер Друкер утверждает, что для начала следует определиться с выбором стратегии, с целевой направленностью деятельности, указать правильный ориентир, а затем стараться достигнуть поставленных целей минимально возможными средствами. Сначала - правильная стратегия, а затем - экономичное производство. Широко известно, что самый «лучший» способ сокращения затрат - это прекращение любой деятельности. Еще Майкл Портер писал о том, что существует маркетинговая стратегия, отражающая конкуренцию на основе минимальных затрат. При этом предполагается, что требования к таким аспектам конкурентоспособности как качество, договорная дисциплина, сервис и т.д. фиксируются и находятся на достаточно высоком уровне. Специалисты констатируют, что низкие затраты не являются длительным конкурентным преимуществом компании, а создают лишь ситуационные возможности.
Таблица 3.1- Мероприятия по организации, функционированию и совершенствованию СМК на предприятии


Направление работ и наименование мероприятий


Примечание


Сумма

затрат,

тыс. р.


1 Управление качеством и повышение экспортных возможностей организации


1.1 Повышение технического уровня производства за счет переоснащения и модернизации, создания новых производств
 


Строительство на производстве СМА ЗАО «АТЛАНТ» ЗБТ новых объектов:

- газорегуляторного пункта;

- водонапорной башни;

- очистных сооружений дождевых вод;

- приемного резервуара дождевых вод;

- канализационной насосной станции;

- склада цемента;

- склада с эстакадой;

- электроподстанции 110/10 кВ;

- склада рулонов металла;

- производственного корпуса;

- административно-бытового корпуса.

Создание участков:

- участок раскроя металла;

- участок литья деталей СМА;

- участок термопечати;


3 289 330


1.2 Внедрение в практику управления организацией статистических методов управления качеством при анализе качества и конкурентоспособности продукции, выявлении потенциальных дефектов продукции и процессов, анализе и управлении процессами производства, анализе эффективности системы менеджмента


Проведение анализа соответствия выпускаемой продукции требованиям международных стандартов и оценки ее технического уровня и конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами
 


2 Организация метрологического обеспечения и технической базы испытаний


2.1 Проведение работ по метрологическому обеспечению энергоэффективности
 


Создание автоматизированной системы учета электрической энергии в литейном, кузнечном, сварочном, транспортном цехах, на участке деревообработки.

Разработка порядка проведения метрологического обслуживания системы


86 946


2.2 Оснащение метрологической базы средствами измерений показателей качества электрической энергии и средствами их поверки


Закупка и аттестация анализаторов качества сети


8 041,131


3 Развитие системы оценки соответствия


3.1 Проведение добровольной сертификации продукции


Сертификация транспортного оборудования: линий предварительной отделки


387


Сертификация компрессоров С-К с комплектом пускозащитным и комплектом монтажных частей


414


3.2 Проведение организациями аудитов производств и систем менеджмента качества предприятий - поставщиков


Проверки (аудиты) на предприятиях кооперации специалистами ЗАО «Атлант»


74,0


4 Совершенствование информационного обеспечения в области качества

и конкурентоспособности


4.1 Формирование и актуализация фондов законодательных, технических нормативных правовых актов, государственных стандартов, других нормативных документов и информирование руководителей и специалистов организаций


Внедрение информационно-поисковой системы «Стандарт», содержащей полнотекстовые базы внутренних документов предприятия


6 000

Информация о работе Повышение качества продукции на предприятии (на примере ЗАО «Атлант»)