Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявление и анализ резервов снижения себестоимости. В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые поставили перед собой в данной работе, являются:
Раскрыть особенности формирования себестоимости на комбинате;
Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы ее снижения………………………...........................................……..4
Себестоимость продукции: понятие, состав, структура……4
Источники снижения себестоимости……………………....16
Факторы снижения себестоимости…………………………19
Внутрипроизводственные факторы……………………..….21
Внепроизводственные факторы………………………...…..24
Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»……………………………………………………...27
Характеристика предприятия………………………………27
Анализ себестоимости …………………………………...…32
Резервы снижения себестоимости продукции………….…40
Заключение……………………………..…………………...……………...56
Список литературы

Работа содержит 1 файл

НАДО.docx

— 116.60 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы ее снижения………………………...........................................……..4
    1. Себестоимость продукции: понятие, состав, структура……4
    2. Источники снижения себестоимости……………………....16
    3. Факторы снижения себестоимости…………………………19
    4. Внутрипроизводственные факторы……………………..….21
    5. Внепроизводственные факторы………………………...…..24
  2. Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»……………………………………………………...27
    1. Характеристика предприятия………………………………27
    2. Анализ себестоимости …………………………………...…32
    3. Резервы снижения себестоимости продукции………….…40

Заключение……………………………..…………………...……………...56

Список литературы

       Приложение 1

 

 

Введение

 

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.

Цель   данной   работы   -   выявление   и   анализ   резервов   снижения себестоимости. В связи с выше изложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые поставили перед собой в данной работе, являются:

  1. Раскрыть особенности формирования себестоимости на комбинате;
  2. Проанализировать динамику структуры себестоимости товарной продукции;
  3. Выявить факторы, влияющие на рубль затрат товарной продукции;
  4. Определить недостатки и трудности управления себестоимостью;
  5. Выявить резервы снижения себестоимости продукции.

 

Глава I.Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы ее снижения.

1.1 Себестоимость продукции: понятие, состав и структура.

Себестоимость продукции представляет собой совокупную стоимостную оценку используемых в результате производства и реализации продукции (работ, услуг) ресурсов (материальных, трудовых, капитальных и др.), необходимых для систематического поддержания предпринимательского процесса1. Этот показатель отражает величину текущих затрат (издержек), имеющих производственный, а не капитальный (в инвестиционном2 смысле этого слова) характер, и обеспечивает непрерывный процесс простого воспроизводства на предприятии.

В состав издержек, включаемых в себестоимость по экономическому содержанию, входят:

  • Материальные затраты (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия, тара, упаковочные материалы, хозяйственные инструменты, запасные части, спецодежда и др.). Материальными затратами считаются только расходы на покупные ресурсы, т.е. приобретенные со стороны. Если же предприятие самостоятельно осуществляет изготовление (добычу) каких-то материальных ресурсов, то такого характера затраты учитываются по другим статьям калькуляции себестоимости продукции. Оценка цены ресурсов определяется исходя из цены приобретения, включая:

1) различного  рода надбавки и комиссионные  отчисления снабженческим, посредническим, внешнеторговым организациям;

2) стоимость  услуг товарных бирж;

3) оплата  государственных пошлин;

4) плата  за транспортировку продукция  сторонним организациям.

При этом в цену приобретения материальных ресурсов не включаются НДС и возвратные отходы3.

  • Затраты на оплату труда (заработная плата основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, выполняющих работы основного производственного персонала). Оплата труда может исчисляться по сдельным расценкам, по тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системой оплаты труда, установленной на предприятии. Затраты на труд могут выплачиваться как в денежной, так и в натуральной форме (исчисляться в соответствии со стоимостью продукции, выдаваемой работнику в качестве оплаты). К учету в себестоимость подлежит:

1) основной  оклад работника;

2) различного  рода надбавки и доплаты, премии  за производственные результаты;

3) оплата  очередных дополнительных отпусков;

4) стоимость  бесплатно предоставленных услуг  работнику;

5) единовременные  вознаграждения за выслугу лет;

6) дополнительные  надбавки за работу в суровых  климатических условиях, в которых  располагается предприятие;

7) надбавки  за работу повышенной опасности  или вредности и др.

При этом в себестоимость продукции не могут включаться выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов: обязательного медицинского страхования, профсоюзных организаций, социального страхования и др. (например: материальная помощь, единовременные пособия ветеранам труда, дивиденды от имеющихся акций у работника, компенсации в связи с повышением уровня инфляции).

  • Отчисления на социальные нужды (3 вида целевых платежей в целевые фонды: Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Все виды отчислений на социальные нужды объединены в единый социальный налог «ЕСН». Налоговые ставки, составляющие данный налог, дифференцированы, их величина зависит от годового дохода работника. Этот налог является регрессивным, максимальная его ставка составляет 26% (20% от выплачиваемого работнику дохода направляется в Федеральный бюджет с дальнейшим распределением в Пенсионный фонд РФ, 2,9% - в Фонд социального страхования, 1,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2% - в региональные фонды обязательного медицинского страхования).
  • Амортизация4 основных средств (в части ежепериодных денежных отчислений в специальный амортизационный фонд предприятия с целью последующего восстановления основных средств). Амортизация может начисляться следующими методами:

1) линейно-пропорциональным;

2) по  сумме чисел лет полезного  использования;

3) пропорционально  объему производства;

4) методом  уменьшаемого остатка.

При этом допускаются коэффициенты ускоренной амортизации для добровольного ускорения обновления основных средств (ускоренный процесс списания стоимости основного средства).

При начислении амортизации также необходимо учитывать ежепериодную переоценку основных средств, связанную с наличием инфляции, с изменением котировок валютных пар на мировом валютном рынке, с изменением уровня цен рынка капитала и др. Переоценка изменяет изначальную стоимость основных средств с целью приведения ее в соответствие с текущей экономической ситуацией, поэтому это неминуемо изменяет уровень амортизационных отчислений.

  • Прочие затраты (дополнительные налоги, сборы и платежи, включая платежи по обязательным видам страхования, платежи за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, отчисления в резервные и другие обязательные фонды предприятия, оплата процентов за кредит, услуги связи, услуги банков, оплата сторонним организациям за охрану, подготовку и переподготовку сотрудников, за сертификацию продукции, за гарантийный ремонт и обслуживание, платежи за аренду объектов основных средств, отчисления в ремонтный фонд). С 1996 года разрешено выделять из прочих затрат в отдельные элементы расходов затраты, связанные с реализацией продукции, а также платежи по страхованию имущества, жизни и здоровья отдельных категорий работников.

Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции:

  • По роли в процессе производства:

1) основные  – непосредственно формируют  создаваемый продукт, составляют  его реальную физическую основу: сырье, материалы, заработная плата  и т. д.;

2) накладные  – связаны с обслуживанием  процесса производства (затраты  на содержание оборудования, цехового  и общехозяйственного персонала  и т. д.).

  • По способу включения в себестоимость:

1) прямые  – можно непосредственно относить  их на себестоимость единицы  каждого вида изделия;

2) косвенные  – издержки, которые проблематично  отнести к прямым затратам  конкретной продукции, объединяются  по определенному признаку (например, стоимость эксплуатационных затрат  на электроснабжение основных  средств) и затем распределяются  по группам продукции пропорционально  избранной базе (например, стоимости  прямых затрат, затраченных на  создание конкретного ассортимента  продукции в процессе использования  основных средств).

  • По зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции:

1) постоянные  – при изменении объема производства  их величина остается неизменной;

2) переменные  – они изменяются прямопропорционально  объему производства.

  • По способу учета и группировки:

1) простые  – имеют односоставный характер: сырье, материалы, заработная плата  и т. д.;

2) комплексные  – затраты, собираемые в группы  или же собираемые по функциональной  роли, либо по месту осуществления  затрат (цеховые, общехозяйственные  и т. д.).

  • По срокам возникновения:

1) текущие  или каждодневные;

2) единовременные  – разовые затраты, возникающие  при нестандартных ситуациях  в производственном процессе.

  • По методам планирования, учета и распределения:

1) группировка  по экономическим элементам –  сметный метод;

2) группировка  по статьям калькуляции.

Остановимся на последней классификации затрат - «по методам планирования, учета и распределения». Группировка затрат по экономическим элементам (п. 1 классификации) отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции. Она выражает общую сумму расходов по каждой отдельной статье вне зависимости от структуры начисляемого расхода по данной статье. В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их природному назначению. К примеру: если рассмотреть такой элемент сметы как оплату труда, то в нем отражается лишь весь фонд оплаты труда предприятия вне зависимости от того, каким категориям работников он принадлежит. Аналогично отражаются остальные элементы сметы затрат. Смета затрат на производство и реализацию продукции приведена в Таблице №1.

 

Таблица №1- Смета затрат на производство и реализацию продукции

Элементы сметы

План 20__г.

Показатели по отчетным периодам данного года (кварталы)

   

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

  1. Сырье и основные материалы (за вычетом отходов)
  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия
  3. Вспомогательные материалы
  4. Топливо со стороны
  5. Энергия со стороны
  6. Заработная плата основная и дополнительная
  7. Отчисления на соц. нужды
  8. Амортизация
  9. Прочие расходы
         

Всего затрат на производство

         
  1. Затраты на работы и услуги непроизводственного характера
  2. Изменение остатков расходов будущих периодов

(уменьшение  «-», увеличение «+»)

 

         

Продолжение таблицы №1- Смета затрат на производство и реализацию продукции

1

2

3

4

5

6

Всего себестоимость валовой продукции

         
  1. Изменение себестоимости остатков незавершенного производства (прирост «-», уменьшение «+»)
         

Производственная себестоимость товарной продукции

         
  1. Внепроизводственные расходы
         

Полная себестоимость товарной продукции

         
  1. Объем товарной продукции в ценах реализации
       

 

Прибыль (+), убыток (-) от производства

товарной продукции

         

  Изменение себестоимости остатков  нереализованной продукции (увеличение  «-», уменьшение «+»)

         

Элементы сметы

План на 20___ г.

Показатели по отчетным периодам данного года (кварталы)

1

2

3

4

Себестоимость реализованной продукции

         
  1. Объем реализованной продукции в ценах реализации
         

Прибыль (+), убыток (-) от реализуемой продукции

         

Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «ИРКУТСТКМЕБЕЛЬ»