Повышение качества продукции на предприятии (на примере ЗАО «Атлант»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
В процессе изучения объекта исследования проведен анализ основных технико-экономических показателей предприятия, объёма производства и реализации продукции, прибыли, себестоимости, качества и конкурентоспособности продукции за последние годы, дана приблизительная оценка результативности действующей на предприятии системы менеджмента качества.

Работа содержит 1 файл

Атлант.doc

— 905.00 Кб (Скачать)




На заводе было сформировано 270 (2006 г. – 275) учебных групп по 78 (2006 г. - 76) направлениям обучения:

-  система менеджмента качества, метрология и стандартизация (1231 чел.);

-  система управления окружающей средой (1248 чел.);

-  охрана труда и ТБ (2197 чел.);

-  освоение новых процессов и новой техники (518 чел.)

По узким направлениям обучения работники направлялись в учебные заведения системы подготовки и повышения квалификации кадров: ИПК «Кадры индустрии», «БелИПК Госстандарта», общество «Знание», БелНИИ «Экология», «Белорусское жилище», Учебно-курсовые комбинаты, «Газ-институт», МИПК при БНТУ, другие учебные заведения и организации.

После внедрения и в ходе функционирования систем менеджмента качества всегда существует заинтересованность в оценке ее результативности и эффективности. Возникают вопросы, по каким именно критериям их оценивать, как часто это необходимо делать. Сложность этой задачи связана с тем, что оценку результативности и эффективности можно рассматривать применительно к продукции или услуге, процессу или системе в целом, а также для всей компании или структурного подразделения, рабочего места или бизнес-процесса. Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, ведь это зависит от размера и вида деятельности организации.

Центральным органом Системы добровольной сертификации «Военный регистр» г. Москвы разработана «Методика оценки результативности систем менеджмента качества предприятий (организаций) оборонно-промышленного комплекса». Методика устанавливает критерии и порядок оценки результативности СМК организаций. Результаты оценки могут использоваться при анализе СМК руководством в составе входных данных. На основании отчётных данных о качестве продукции МЗХ ЗАО «Атлант» за 2007 г. интересным представляется провести приблизительную оценку действующей на предприятии СМК по этой методике.

Для начала дадим определения понятиям:

- результативность – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;

- эффективность – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Результативность относится к достижению целей организации, она отражает степень реализации некоторой стратегии, а эффективность относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации стратегии.

Оценка результативности и эффективности включает следующие этапы:

– оценка показателей частных критериев результативности СМК;

– оценка частных критериев результативности;

– оценка экономической эффективности СМК;

– оценка результативности предприятия;

– интерпретация оценки результативности и эффективности СМК предприятия.

Оценка результативности и эффективности СМК проводиться как средневзвешенная оценка пяти частных критериев результативности, приведенных в таблице 2.25. Весовые коэффициенты частных критериев β, γ и δ сформированы экспертным путем.
Таблица 2.25 – Частные критерии оценки результативности и эффективности СМК


Обозначение частных

критериев


Назначение частных критериев


Весовой

коэффициент

частных критериев (β)


R1


Характеризует удовлетворенность потребителей качеством выпускаемой продукции


1


R2


Характеризует соответствие требованиям к продукции


1


R3


Характеризует степень выполнения требований ГОСТ ИСО 9001, зависящих от вида деятельности предприятия и применимых к нему


0.9


R4


Характеризует степень выполнения установленных критериев результативности процессов


0.9


R5


Характеризует качество продукции поставщиков


0.8





Величина R1 определяется как средневзвешенная оценка показателей, приведенных в таблице 2.26. Значения показателей Si взяты из годовой отчетности предприятия.




Таблица 2.26 - Показатели, составляющие критерий R1


Обозначение показателя


Объект, подлежащий оценке


Значение

показателя


S1


Доля актов приемки НИР, ОКР и их этапов, не содержащих замечания Заказчика, в общем, числе актов приемки научно-технической продукции


0,9898


S2


Доля продукции, на которую не получены рекламации, в общем числе сданной продукции


0,9998


S3


Доля продукции, на которую от заказчика не получены несоответствия, оформленные в виде рекламаций, но признанные предприятием (претензии и жалобы), в общем числе сданной продукции


0,9999





Частный критерий R1 рассчитывается по формуле
. (2.1)
Подставив значения показателей Si в формулу (2.1) получим

R1=0,997.

Величина R2 определяется как средневзвешенная оценка показателей, приведенных в таблице 2.27. Значения показателей Ti взяты из годовой отчетности предприятия.
Таблица 2.27 - Показатели, составляющие критерий R2


Обозначение

показателя


Объект, подлежащий оценке


Значение

показателя


T1


Доля годной продукции


0.992


T2


Доля продукции сданной с первого предъявления ОТК


0,789


T3


Доля продукции, по которой в процессе эксплуатации у потребителя не проводились доработки, связанные с устранением конструктивных и производственных недостатков


0,978


T4


Доля неповторяющихся дефектов продукции, среди выявленных при рассмотрении рекламаций и сообщений об отказах и повреждениях


0,998





Частный критерий R2 рассчитывается по формуле
. (2.2)
Подставив значения показателей Ti в формулу (2.2) получим

R2=0,939.

Основой для расчета частного критерия R3 являются требования ИСО 9001 и количества выявленных по результатам аудита (внешнего или внутреннего) несоответствий. Расчёт производиться по формуле
R3 = 1 – n/N,  (2.3)
где N – количество требований ИСО 9001, применимых к деятельности предприятия;

n – количество выявленных несоответствий.

Для ЗАО «Атлант» количество требований СТБ ИСО 9001 по качеству продукции, применимых к его деятельности составляет N = 354. Эти требования содержаться во внутренней нормативной документации предприятия: в стандартах, инструкциях, методиках, руководстве по качеству. При проведении внутреннего аудита выявлено n, равное 102, несоответствий этим требованиям. Расчетное значение равняется
R3=1-102/354=0,71.


Частный критерий R4 характеризует степень выполнения установленных критериев результативности процессов. При проведении внутреннего аудита анализируются фактические значения критериев результативности СМК. Определяется результативность процесса по формулам
, (2.4)
если с уменьшением ai-факт результативность процесса повышается, а с ростом понижается;
 (2.5)
если с уменьшением ai-факт результативность процесса понижается, а с ростом повышается. Весовые коэффициенты показателей b определяются опытным путем. Расчетные значения Рi взяты в отчетах предприятия о работе СМК за год.

На ЗАО «Атлант» разработаны и утверждены процессы СМК, приведенные таблице 2.28.
Таблица 2.28 - Процессы СМК на ЗАО «Атлант»


Процесс СМК


Расчетное значение Рi


Весовой коэффициент процесса, b


Управление персоналом


1,01


1


Проектирование и изготовление средств технического оснащения


1,01


1


Управление транспортными средствами


0,98


0.8


Осуществление складской и транспортной логистики


0.98


0.9


Планирование и управление производством продукции


1,01


1


Управление технологическим и энергетическим

оборудованием


1.05


0.8

Информация о работе Повышение качества продукции на предприятии (на примере ЗАО «Атлант»)