Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:59, реферат
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в отечественной экономической практике в последние три десятилетия. В это время наряду с традиционной внешней торговлей появились и другие виды ВЭД:
технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество,
специализация и кооперирование производства с зарубежными партнерами,
международные транзитные перевозки,
оказание услуг и выполнение работ и др.
С начала 90-х гг. XX в. ВЭД приобрела массовый характер, а ее участниками стало множество юридических и физических лиц.
На выбор надежного и
При выборе иностранного
Фактор возможностей и характера деятельности иностранного партнера
При любой сделке и сотрудничестве для российского предприятия важно определить с кем имеешь дело и с какими фирмами имеет дело потенциальный партнер. Важным показателем в этом случае является репутация иностранной фирмы, а именно: степень платежеспособности и кредитоспособности фирмы, объем ее продаж на внутреннем и внешнем рынках, счет прибылей и убытков, уровень рентабельности, технические возможности фирмы, производственные мощности, квалификация персонала и руководящего состава, наличие научно-исследовательских лабораторий и институтов.
Важным критерием является правовой статус и организационная форма фирмы партнера, стиль управления, обслуживающие банки, объем деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Все это позволяет точнее определить, с какой иностранной фирмой выгоднее сотрудничать предприятию.
Рыночный фактор
Выбор
надежного внешнеторгового
Фактор международного сотрудничества
Возможен самостоятельный (прямой) выход предприятия на внешний рынок или через посредника (косвенный). Прямой выход предполагает создание собственной сбытовой и сервисной служб. Это требует больших капитальных и временных затрат и выгодно при регулярных поставках на рынок крупных партий товаров. Средним и мелким предприятиям при поставке опытных партий товара нецелесообразно создавать дорогостоящую сбытовую и сервисную сеть; эффективен в этом случае выход на внешний рынок через посредника.
Определив факторы выбора иностранного партнера и критерии выгодности сотрудничества с ним для предприятия, приступают к поиску и выбору партнера.
Прежде всего на выбор партнера влияют характер и предмет внешнеторговой сделки: экспортная, импортная, компенсационная и т.д. Необходимо учесть торгово-политические отношения со страной, а также правовые нормы и правила, действующие в стране потенциального партнера.
Существуют показатели, характеризующие различные аспекты деятельности фирм. Эти показатели группируются следующим образом:
Информация о финансовом положении фирмы включает данные о средствах, которыми она располагает; об источниках финансирования; о размере акционерного капитала; о величине основного капитала; степени платежеспособности и кредитоспособности; объеме продаж; размере прибылей и убытков; уровне рентабельности и т.д.
Технологические возможности определяются техническим уровнем продукции фирм, технологической базой и производственными мощностями, количеством единиц оборудования, размером производственных площадей, числом рабочих и служащих.
Научно-техническая деятельность содержит сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, расходах на них, степени обновления продукции и т.д.
Информация, касающаяся организации управления фирмой, содержит сведения о ее правовом положении, принадлежности с точки зрения капитала и контроля за ним, виде объединения, в который входит фирма, структуре аппарата управления фирмы и т.д.
Полученная из различных источников информация систематизируется в определенном порядке и оформляется в виде досье на фирму и заносится в компьютерную базу данных. Досье фирмы включает документы:
Карта фирмы – это анкета, в которой содержится всесторонняя информация об интересующей фирме;
Сведения о переговорах с фирмой;
Сведения
о деловых отношениях.
3. Источники изучения надежности внешнеторгового партнера
При изучении фирм-партнеров используются следующие источники информации:
1. Личная информация, которая может быть получена от представителей интересующей фирмы в процессе переговоров (прямо) или от представителей деловых кругов, органов власти, средств массовой информации, имевших дело с интересующей Вас фирмой (косвенно).
2. Информация, публикуемая самими фирмами в годовых отчетах.
3. Периодическая печать, публикующая специализированную информацию о фирмах.
4.
Информацию о фирмах можно
получить в фирменных
5. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными банками данных.
6. Информация о фирмах, предоставляемая специализированными организациями (кредитно-справочное бюро, консультационные фирмы, банки, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные организации).
7. Информация о фирмах, предоставляемая международными организациями системы ООН.
На сегодняшний день в России нет компании, располагающей полной структурированной информацией о ведущих российских производителях товаров и услуг. Частично такого рода данные имеются в Госкомстате, Таможенном комитете и налоговых инспекциях, но они недоступны для пользователей.
В
настоящее время первичная
4. Планирование деятельности компании на мировом рынке
Планирование представляет собой предвидение целей компании, результатов ее деятельности и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Суть стратегического планирования заключается в формировании видения, разработке миссии и целей компании, функциональных стратегий, обеспечивающих решение глобальных задач.
Рыночная стратегия фирмы подразумевает сопоставление всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности и обоснование принятия оптимального решения.
Планирование рыночной стратегии осуществляется фирмой на трех различных уровнях:
1. Глобальный уровень, при котором планирование направлено на долгосрочный аспект, определяются важные для предприятия цели.
2. Стратегический уровень, при котором планирование ведется на уровне руководства предприятия, разрабатываются долгосрочные и среднесрочные варианты развития.
3. Фактический уровень, при котором планирование сосредоточено на определении конкретных акций, необходимых для решения вопросов эффективного использования наличных ресурсов при реализации глобальных целей на тех рынках, где действует фирма.
Планирование стратегии фирмы призвано предупредить неблагоприятное действие внешних факторов. Для эффективной работы необходимо соблюдение принципов планирования деятельности компании на мировом рынке: единства, участия, непрерывности, гибкости, точности.
Принцип единства предполагает, что планирование имеет системный характер и осуществляется в рамках управленческой иерархии.
Принцип участия означает, что каждый работник корпорации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции.
Принцип непрерывности заключается в том, что планирование осуществляется постоянно в рамках жизненных циклов проектов и производимых товаров, т.е. необходимы систематические корректировки или перепланирование.
Принцип гибкости состоит в способности планирования менять направление в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Принцип точности определяется тем, что любой план конкретизируется с такой степенью точности, какую позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Масштабы
деятельности компании и особенности
ее стратегии ограничивают или расширяют
возможности планирования. Преимущества
в осуществлении планирования принадлежат
крупным фирмам. Небольшим предприятиям
сложно проводить дорогостоящее стратегическое
планирование, поэтому они используют
оперативное планирование или применяют
готовые модели стратегий, созданные известными
компаниями и исследовательскими фирмами.
5.
Основные этапы
стратегического
планирования
Процесс разработки стратегического плана развития компании можно представить следующими этапами:
1.
Анализ и оценка внешней среды
по конъюнктурным, научно-
2.
Рассмотрение стратегической
3.
Разработка долгосрочной
Внешнеторговый анализ проводится по трем параметрам:
Конкурентный анализ включает два направления:
Автором основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер.
Доля рынка и уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам:
В отношении любой конкурентной силы применимы три универсальные стратегии – это общие конкурентные стратегии:
1. стратегия преимущества в издержках создает свободу выбора действий в ценовой политике и при определении уровня доходности;
2. стратегия дифференциации предполагает наличие преимуществ в области маркетинга и означает создание фирмой товара с уникальными свойствами, закрепленными торговой маркой;
3. стратегия фокусирования – это акцентирование внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей (например, на пожилых или только обеспеченных покупателях), определенной группе товаров или на ограниченном географическом секторе рынка.
Каждая из перечисленных конкурентных стратегий требует выбора экономических ресурсов и навыков, а также определенных управленческих действий. В таблице 1 представлены условия применения общих конкурентных стратегий.