Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:59, реферат
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в отечественной экономической практике в последние три десятилетия. В это время наряду с традиционной внешней торговлей появились и другие виды ВЭД:
технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество,
специализация и кооперирование производства с зарубежными партнерами,
международные транзитные перевозки,
оказание услуг и выполнение работ и др.
С начала 90-х гг. XX в. ВЭД приобрела массовый характер, а ее участниками стало множество юридических и физических лиц.
Около 10 % международной торговли машинами и оборудованием приходится на запасные части для технического обслуживания и ремонта поставленных ранее изделий, особенно транспортных средств, двигателей внутреннего сгорания и т. п.
Промышленные товары, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей, т. е. для личного потребления, называются товарами личного потребления (обувь, одежда, посуда и т. п.). Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования – товары со сроком потребления один год и менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями.
Необходимо также выделить в отдельную группу промышленные товары, к которой относятся товары, необходимые для удовлетворения социально-бытовых потребностей общества: товары для обеспечения оборонных потребностей страны, защиты окружающей среды, энергетики, здравоохранения, образования и др.
Предприятия
обрабатывающих отраслей промышленности
являются крупными потребителями промышленных
товаров, но их потребление вторично
по отношению к личному и государственному
потреблению, которое является первичным,
поскольку вся воспроизводственная цепочка
(производство – обмен – распределение
– потребление) нацелена в конечном счете
на удовлетворение потребностей общества
и каждого из его членов.
Таблица 2. Товарная структура экспорта РФ в страны вне СНГ в процентах к итогу
Товарная структура | 1995 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Экспорт – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В т. ч. | ||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстиля) | 1,5 | 1,0 | 1.2 | 1,8 | 1,5 | 0,9 |
Минеральные продукты | 40,4 | 54,5 | 56,5 | 56,9 | 60,0 | 60,3 |
Продукция химической промышленности, каучук | 9,9 | 6,7 | 6,9 | 6,4 | 6,2 | 6,0 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 6,1 | 4,5 | 4,6 | 4,8 | 4,3 | 4,0 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 1.3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,3 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них | 30,7 | 23,5 | 20,2 | 20,0 | 18,9 | 21,9 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 8,3 | 7,5 | 8,7 | 7,9 | 7,1 | 5,5 |
Прочие | 1,3 | 1,4 | 1,1 | 1,4 | 1.3 | 0,9 |
Источник:
Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. /
Росстат. М., 2005. — С. 402.
Таблица 3. товарная структура экспорта РФ в страны СНГ в процентах к итогу
Товарная структура | 11995 г. | 22000 г. | 22001 г. | 22002 г. | 22003 г. | 22004 г. |
Экспорт — всего | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 | 1100 |
В т. ч. | ||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстиля) | 22,8 | 55,3 | 66,2 | 77,5 | 88,0 | 66,4 |
Минеральные продукты | 551,8 | 449,1 | 443,7 | 445,2 | 442,6 | 444,2 |
Продукция химической промышленности, каучук | 110,8 | 110,2 | 110,6 | 110,2 | 110,5 | 99,9 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 00,2 | 00,3 | 00,4 | 00,5 | 00,5 | 00,4 |
Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 33,3 | 33,0 | 33,1 | 33,3 | 33,4 | 33,3 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 22,3 | 22,0 | 22,1 | 22,3 | 22,0 | 11,7 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них | 99,1 | 110,4 | 111,0 | 110,7 | 111,2 | 112,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 118,2 | 117,0 | 220,5 | 118,3 | 119,5 | 119,5 |
Прочие | 11,5 | 22,7 | 22,3 | 22,0 | 22,3 | 22,2 |
Источник:
Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. /
Росстат. М., 2005. – С. 403.
Более общая классификация товаров, приводимая в статистике внешней торговли, делит товары на:
Преобладающая часть продукции, поступающая в международную торговлю, представлена сырьем и готовой продукцией. Соотношение удельных весов этих групп товаров отражает общую принципиальную основу, на которой формируется международное разделение труда. В настоящее время около 2/3 международного товарооборота по стоимости приходится на готовую продукцию и лишь 1/3 на сырьевые товары, при этом сохраняется тенденция дальнейшего увеличения удельного веса готовых изделий и сокращение доли сырья в мировом производстве и международной торговле.
Государственная политика внешней торговли в разных странах обычно направлена на ограничительное регулирование торговли товарами из первых трех групп приведенной выше классификации. Как правило, эти товары попадают под режим лицензирования и квотирования экспорта, на них устанавливаются более высокие пошлины. И наоборот, государства всячески поощряют экспорт готовой промышленной продукции с высокой степенью обработки.
Импортные пошлины обычно самые низкие на сырье и полуфабрикаты, а самые высокие на готовую продукцию. Этим государство защищает внутреннюю перерабатывающую промышленность, в которой занято большинство населения и которая определяет научно-технический прогресс.
В процессе продвижения товаров через границу страны возникает необходимость в определении страны происхождения товара. Как правило, страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
3. Конкурентоспособность товара на мировом рынке
Конкуренция, являющаяся соревнованием ради получения прибыли, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится объектом конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием.
Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным.
Конкурентоспособность товара – это комплекс характеристик товара, отличающих его от товаров-аналогов. Конкурентоспособным считается тот товар, который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребностей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги. Отличия конкурентоспособных товаров связаны как с затратами на их производство, так и с соответствием товара общественным потребностям, моде, экологии и т. д. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Таблица 4. Виды конкуренции
Форма | Методы осуществления |
Функциональная – среди товаров, удовлетворяющих определенную потребность различными способами | Ценовая – реализация товаров по демпинговой цене |
Видовая – среди товаров одной группы, различающихся по каким-то важным параметрам | Неценовая – основанная на предложении товара лучшего качества либо предоставление более широкого комплекса услуг, сопровождаемая пропорциональным повышением цен |
Предметная (межфирменная) – среди одинаковых, но отличающихся по качеству изготовления товаров различных производителей |
Конкурентоспособность оценивается по следующим критериям:
Одной из особенностей конкурентоспособности товара является то, что она не остается постоянной. С момента появления товара на рынке она начинает падать под влиянием деятельности конкурирующих производителей. Бездействие в отношении поддержания конкурентоспособности раньше или позже неизбежно заканчивается потерей возможности сбыта.
Важную роль в определении уровня конкурентоспособности продукции играют также нормативные патентно-правовые показатели. Продукция должна соответствовать обязательным стандартам, установленным в конкретной стране, и иметь патентную чистоту. Без этого она не может поступить на рынок и быть использована.
Недобросовестная конкуренция – это методы конкурентной борьбы, нарушающие принятые на рынке правила конкуренции. К ним относятся:
4. Жизненный цикл товара на мировом рынке
Жизненный
цикл товара (ЖЦТ)
– это период жизни товара на рынке от
момента его появления до момента его
вытеснения более совершенным товаром,
т. е. до его полного морального износа.
Жизненный цикл товара на рынке в соответствии
с теорией «цикла жизни продукта», Предложенной
Р. Верноном в 1966 г., включает стадии внедрения,
расширения, зрелости и старения. Степень
развития технологии и спрос на каждой
стадии различны.