Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:59, реферат
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) стало широко употребляться в отечественной экономической практике в последние три десятилетия. В это время наряду с традиционной внешней торговлей появились и другие виды ВЭД:
технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество,
специализация и кооперирование производства с зарубежными партнерами,
международные транзитные перевозки,
оказание услуг и выполнение работ и др.
С начала 90-х гг. XX в. ВЭД приобрела массовый характер, а ее участниками стало множество юридических и физических лиц.
Таблица 1. Общие конкурентные стратегии и условия их применения
Общие стратегии | Необходимые ресурсы и навыки | Требования к менеджменту |
Преимущество в издержках | Существенные инвестиции
и наличие доступа к капиталу
Инжиниринговые навыки Эффективное нормирование работ Удобный, легкий для изготовления дизайн изделия Низкозатратная система распределения |
Регулярный контроль
над издержками
Конкретные, детальные отчеты о контроле Надежная организационная структура и система распределения полномочий Стимулы для достижения высокого качества |
Дифференциация | Сильные навыки маркетинговой
деятельности
Особое внимание к инжиниринговым разработкам Творческие способности Существующие вложения в базовые исследования Репутация лидера в технологии и качестве продукта Длительные традиции работы в отрасли Наличие уникальных навыков в другой сфере бизнеса Наличие крепких связей с каналами распределения |
Интенсивная координация проектно-исследовательской деятельности Приоритет качественных
целей и субъективной оценки над количественными
показателями Благоприятные условия деятельности, способные привлечь высококвалифицированных рабочих, исследователей, творческих людей |
Фокусирование | Наличие всех упомянутых выше элементов организационной деятельности | То же |
Конкурентные
стратегии связаны с
Таблица 2. Риск применения общих конкурентных стратегий
Преимущество в издержках | Дифференциация | Фокусирование |
Опасность имитаций способов технологий и методов производственного процесса Угроза появления
новых технологий Пренебрежение
маркетинговыми аспектами Угроза со стороны инфляции издержек, сводящая на нет достижения стратегии |
Опасность имитации
уникальных свойств товара
Угроза появления новых технологий Пренебрежение фирмы к основному способообразующему фактору – цене и скрытым за ней издержкам Снижение значения дифференциации для покупателей по другим причинам Не сочетается со стратегией лидерства в издержках В сумме с фокусированием дает еше более ярко выраженную дифференциацию |
Имитация фокусирования другими фирмами Потери привлекательности товара для выбранного сегмента из-за: размывания границ между сегментом и рынком в целом; исчезновения
спроса на данный товар Выделение конкурентами еще более локального сегмента рынка (субсегмента) |
Различают как общие конкурентные стратегии, так и конкурентные стратегии, непосредственно используемые компаниями в своей деятельности (частные стратегии). Основные виды конкуренции, связанные с конкретными особенностями компании представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные виды конкурентной стратегии фирмы
Особенности фирм | Фирмы-«силовики» | Фирмы-«новаторы» | Фирмы-«нишевики» | Фирмы-«универсалы» |
Профиль производства | Массовое | Экспериментальное | Специализированное | Универсальное |
Размер фирм | Крупные | Мелкие и средние | Крупные, мелкие и средние | Мелкие |
Устойчивость фирм | Высокая | Низкая | Высокая | Низкая |
Фактор конкурентной силы | Высокая производительность | Опережение в нововведениях | Приспособленность к особому рынку | Гибкость |
Из таблицы следует, что фирма может выбрать «силовую», «новаторскую», «нишевую» или «универсальную» стратегию. у каждого вида стратегии есть свой фактор конкурентной силы.
Стратегический анализ – это средства преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план развития компании. Стратегический план отражает, как компания вводит в действие свои активы (сильные стороны), чтобы целенаправленно встретить изменения на мировом рынке.
Стратегический
план фирмы включает: видение, миссию
и общие цели, стратегии компании, политику
действий фирмы, программы, проекты, бизнес-планы.
вопросы для самопроверки
1. Как правильно выбрать внешнеторгового партнера?
2. Каковы особенности работы с конкурентами?
3. Главная задача предприятия при работе с иностранным партнером.
4. Ошибки, допускаемые предприятием при поиске партнера по внешнеэкономической деятельности.
5. Каковы источники информации о фирмах?
6. Что понимается под стратегическим планированием внешнеэкономической деятельности?
7. Назовите основные этапы разработки стратегий компании на мировых рынках.
8. Назовите факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегического положения компании.
9.
Каковы общие конкурентные стратегии
и условия их применения
лекция 5. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Понятие, основное содержание и виды внешнеэкономических операций
2. Классификация внешнеторговых операций и их характеристика
3. Специфика
внешнеторговых операций в
4. Процедура
подготовки экспортной и
1. Понятие, основное содержание и виды внешнеэкономических операций
Во
внешнеэкономической
Так как основу внешнеэкономической деятельности составляет внешняя торговля, то наибольший удельный вес во внешнеэкономических операциях занимают внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция – согласованная и юридически оформленная контрактом договоренность, в соответствии с которой экспортер передает в собственность или во временное пользование импортеру оговоренный товар установленного качества, в соответствующем количестве и в фиксированные сроки, а импортер обязуется принять его и оплатить в определенные сроки и в оговоренном объеме.
Внешнеторговая операция – это комплекс действий, включающий подготовку, заключение и исполнение внешнеторгового контракта. Участники сделки, один из которых – нерезидент, взаимодействуют по заранее разработанному плану в целях получения конкретного коммерческого результата. При этом используются определенные формы и методы коммерческой работы на внешнем рынке, присущие им способы и средства, организационные мероприятия и технические приемы. Данная деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических, коммерческих функций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме.
В условиях рынка существуют, по крайней мере, три мотивирующих аспекта, побуждающих хозяйствующие субъекты участвовать в международном обмене: расширение сбыта, приобретение ресурсов; диверсификация.
Рыночные отношения во внешнеторговой деятельности, соблюдение принципа свободы выбора продавцов и покупателей предполагают:
Все разнообразие внешнеторговых операций (международные коммерческие операции) по своему содержанию можно представить в виде двух блоков: основные и обеспечивающие операции.
Основными операциями являются купля-продажа, поставка товаров, оказание разнообразных услуг, аренда, инжиниринг, торговое посредничество и т. д.
К обеспечивающим операциям относятся отдельные операции по упаковке, хранению, контролю качества, сертификации, таможенному оформлению, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, страхованию, расчетам и кредитованию, рекламе, регистрации товарных знаков, оказанию информационно-консультационных услуг и др.
Внешнеторговая сделка рассматривается как действие или совокупность действий, которым присущ коммерческий характер: купля-продажа, мена, аренда, лизинг и др. Это средство, способ осуществления внешнеторговой операции.
Международная торговая сделка – договор (соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах) по поставкам установленного количества и качества товарных единиц и / или оказание услуг в соответствие с согласованными сторонами условиями.
Международный характер сделки определяется рядом признаков императивного и факультативного характера. К императивным признакам относятся:
Факультативные признаки международного характера сделки:
Внешнеторговый договор (контракт) – это соглашение, юридическое оформление внешнеторговой сделки в письменной форме.
Характерными чертами международных торговых сделок на современном этапе являются:
1.
Значительное расширение
2. Комплексный характер сделок на поставку оборудования для целых предприятий; оборудование в комплексе с технологиями и сопутствующими услугами, оказываемыми до подписания контракта и после его выполнения.
3. Рост масштабов сделок; т. е. – это крупные соглашения по экономическому сотрудничеству, сложный комплекс обязательств по финансированию, страхованию различными формами расчетов.
4.
Расширение практики поставок
«под ключ» (от разработки
5.
Совместное осуществление
Формы
и методы международной торговли
являются тем механизмом, на основании
которого осуществляется внешнеэкономическая
деятельность хозяйствующих субъектов,
и при их оценке следует исходить, прежде
всего, из экономической сущности совершаемых
операций. Внешнеэкономические операции
в современных условиях становятся основой
реализации, как экономической стратегии
предприятий, так и решений правительства
по повышению конкурентоспособности и
эффективности предпринимательской деятельности.
Кроме этого, они являются действенным
инструментом конкурентной борьбы, отражая
определенные преимущества и недостатки
для экспортера и импортера, средством
защиты интересов экономических агентов
на внутреннем и внешнем рынках.
2. Классификация внешнеторговых операций и их характеристика
Внешнеторговые
операции, имеющие коммерческий характер,
являясь основой внешнеторговой
деятельности хозяйствующих агентов и
обслуживая сферу товарного обращения,
выступают формой связи между производителями
продукции и покупателями разных стран.
Организация и техника международной
торговли зависит от объекта
сделки (сырье, продовольственные
товары, топливно-энергетические товары,
машины, готовая продукция, экологически
опасные товары, лицензии, инженерно-технологические
услуги и др.), методов
торговли (напрямую, через посредников),
характера сделки, формы
сделки, вида внешнеторговой
сделки (экспорт, импорт, реэкспорт,
реимпорт) и т. д. (табл. 1).