Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Светлана Мосина, 27 Сентября 2010 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1. Планирование ассортимента выпускаемой продукции…………………....5
1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5
1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10
1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13
II Практическая часть…………………………………………………………..19
2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19
2.2 Исходная информация……………………………………………………...21
2.3 Метод валовой моржи……………………………………………………...22
2.3.1 Исследования структуры затрат предприятия…………………………22
2.3.2 Расчет элементов операционного рычага………………………………23
2.3.3 Сокращение расходов……………………………………………………25
2.3.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации……………25
2.3.5 Изменение ассортимента продукции…………………………………..26
2.3.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса……………27
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28
2.4.1 Расчет данных для ранжирования……………………………………….28
2.4.2 Матрица БКГ……………………………………………………………...29
2.5 Метод линейного программирования……………………………………..31
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Производстивенный менеджмент.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

    Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.

    Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.

    Простой - набор товаров, представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.

    Сложный - набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.

    Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.

    Сопутствующий - набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным.

    Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

    3. Виды ассортиментов по степени  удовлетворения потребителей:

    Рациональный  ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.

    Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

    4. Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

    Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.

    Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

    Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.

    Классификационные признаки ассортимента товаров:

    С полным основанием изложенные положения  о номенклатуре и ассортимент  продукции могут быть отнесены к  выполнению работ и оказанию услуг, в отношении которых также  выделяются группы, виды, подвиды продукции.

    Планирование  номенклатуры и ассортимент продукции  может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка  и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления  деятельности, получившей название маркетинга.

    Используется  множество определений, посвященных  маркетингу в разное время и разными  авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению - изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования товара.

    Товарный  ассортимент включает отдельные виды товаров:

    Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными  особенностями, качеством и ценой. Например, книжные издания могут  быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая литература.

    Каждая  ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры.

    Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в  каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

    Формирование  ассортимента - проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формирование ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

    Формирование  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с  одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками. 

    1.2 Планирование ассортимента

    Ассортиментная  политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

    Задачи  ассортиментной политики:

    1. Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;

    2. Оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;

    3. Оптимизация финансовых результатов предприятия - Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;

    4. Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;

    5. Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;

    6. Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

    Широкая ассортиментная гамма выпускаемой  продукции укрепляет рыночные позиции предприятия и расширяет объем продаж.

    Ассортиментная  политика определяет оптимальное соотношение  набора изданий, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изданий, одновременно находящихся  на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать предприятию отрасли печати относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.

    Ассортиментная  стратегия может строиться также  по следующим направлениям:

    - Товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса;

    - Узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого товара, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса;

    - Желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия;

    - Оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;

    - Развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;

    - Стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции;

    - Желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия.

    Товарная  политика предприятия требует изменения  в том случае, если в течение  длительного периода имеются  избыточные производственные мощности; основную прибыль дают два-три вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и прибыль предприятия постоянно снижаются.

    Большое значение имеет выбор ассортимента выпускаемой продукции, который позволил бы предприятию отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно прибыль.

    Рациональную  структуру выпускаемой продукции  можно определить с помощью показателя «точка безубыточности», отражающего  минимальный уровень сбыта, при  котором отсутствует убыток, но нет прибыли. Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

    3.1 Метода планирования ассортимента

    Существуют  различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными  из них являются:

    - Метод операционного рычага;

    - Метод ранжирования ассортимента  продукции на основе матрицы  БКГ;

    - Метод линейного программирования. 

    1.3 Методы планирования ассортимента

    Метод операционного рычага

    Этот  метод называется также операционным анализом, или анализом “Издержки – Объем – Прибыль”, широко применяемым в западных финансово-экономических исследованиях, где он носит название CVP-анализ (Cost – Volume – Profit).

      Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный (экономический) рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности), закон финансовой прочности (устойчивости) предприятия.

    Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом, так как именно его использование  позволяет оценивать операционные прогнозы на основе соотношений постоянных и переменных затрат, которые и определяют силу воздействия операционного рычага. Напомним; что чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

    Исходными понятиями являются: переменные и постоянные издержки предприятия, выручка от реализации, объем произведенной продукции в натуральном выражении.

    Широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет формировать  оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать; обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др. Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения производить или покупать», выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции