Планирование ассортимента выпускаемой продукции

Автор: Светлана Мосина, 27 Сентября 2010 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1. Планирование ассортимента выпускаемой продукции…………………....5
1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5
1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10
1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13
II Практическая часть…………………………………………………………..19
2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19
2.2 Исходная информация……………………………………………………...21
2.3 Метод валовой моржи……………………………………………………...22
2.3.1 Исследования структуры затрат предприятия…………………………22
2.3.2 Расчет элементов операционного рычага………………………………23
2.3.3 Сокращение расходов……………………………………………………25
2.3.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации……………25
2.3.5 Изменение ассортимента продукции…………………………………..26
2.3.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса……………27
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28
2.4.1 Расчет данных для ранжирования……………………………………….28
2.4.2 Матрица БКГ……………………………………………………………...29
2.5 Метод линейного программирования……………………………………..31
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Производстивенный менеджмент.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

    Важнейшей составляющей операционного анализа  является разделение затрат на переменные и постоянные. Хотя такое деление  издержек лишь на два вида во многих случаях оказывается недостаточным, для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно — определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены, с максимальной эффективностью использовать производственные мощности.

    Переменные  издержки – такие затраты предприятия, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

    Постоянные (фиксированные, непропорциональные) издержки – такие, которые не зависят от объемов производства: арендная плата, процент за кредит, амортизационные отчисления, оклады административно-управленческого аппарата, расходы по управлению и др.

    Деление затрат на прямые и косвенные при  определении промежуточной маржи не исключает некоторые неточности. Это связано с тем, что не только переменные и прямые постоянные, но и часть косвенных постоянных затрат может изменяться в связи с изменением выпуска отдельного вида продукции.

Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ

    Одним из наиболее распространенных методов  оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения компании.

    Матрица БКГ  отражает не только важность обладания  долей рынка, но и учитывает стремление организаций иметь товары, которые  поддерживали бы развитие друг друга.

                                                  
 
 

                                   Доля рынка

Трудный ребенок Восходящая  звезда
Собака Дойная корова

 
 
 

                                                               Рис.2. Бостонская матрица                                                      

    Методология БКГ произвольно делит темпы  роста отрасли на высокие и  низкие. Хозяйственные подразделения, действующие в быстрорастущих отраслях, должны попадать в квадранты с  высокими темпами роста.

    В свою очередь, подразделения, действующие в медленнорастущих отраслях, попадают в квадранты с низкими темпами роста (медленнорастущими можно назвать те отрасли, которые находятся в состоянии зрелости, стагнации или спада).

    Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной хозяйственной единицы к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах.

    Одним из наиболее распространенных методов  оценки качества видов деятельности компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Такая матрица носит название «Матрица Бостон консалтинг групп». В этой матрице  имеются 4 ячейки, в которых указываются товары фирмы с учетом темпов роста объемов продаж и относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшении позиции при заключении сделок. Соответственно выделяются группы товаров: «Звезды», «Трудные дети»,  «Дойные коровы» и «Собаки».

«Звезды»

    Звезды  занимают значительную долю на рынке  и для них характерен высокий  темп роста продаж. Основная цель - поддержать отличительное преимущество фирмы  в условиях растущей конкуренции. "Звезда" дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке 
можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большой объем рекламы, изменение продукции и/или более обширное распределение. По мере того как развитие отрасли замедляется, "звезда" превращается в "дойную корову".

«Дойные коровы»

    «Дойные коровы» имеют высокую долю на рынке и низкие темпы роста  продаж. Такие товары имеют своих  постоянных покупателей, которых трудно склонить к покупке аналогичных товаров у конкурентов. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки, "Дойная корова" дает больше, чем необходимо для поддержания ее доли на рынке, наличных средств. Эти средства поддерживают рост других групп товаров.

  «Трудные дети»

    «Трудные  дети» имеют низкую долю на рынке  и высокие темпы роста продаж. Поддержка со стороны потребителей незначительна, ведущее положение  на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.

  «Собаки»

    Несмотря  на достаточно длительное присутствие  на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей, и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек и т. д. Компания, имеющая такое подразделение, может попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.

    Метод линейного программирования

    Линейное  программирование — математическая дисциплина, посвящённая теории и методам решения экстремальных задач на множествах n-мерного векторного пространства, задаваемых системами линейных уравнений и неравенств.

    Линейное  программирование является частным  случаем выпуклого программирования, которое в свою очередь является частным случаем математического  программирования. Одновременно оно  — основа нескольких методов решения  задач целочисленного и нелинейного программирования. Одним из обобщений линейного программирования является дробно-линейное программирование.

    Многие  свойства задач линейного программирования можно интерпретировать также как  свойства многогранников и таким  образом геометрически формулировать и доказывать их.

    Термин  «программирование» нужно понимать в смысле «планирования». Он был  предложен в середине 1940-х годов  Джорджем Данцигом, одним из основателей  линейного программирования, ещё  до того, как компьютеры были использованы для решения линейных задач оптимизации. 
 
 
 

    II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    2.АНАЛИЗ  АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ

    2.1 Характеристика предприятия

    Компания  «Ижмолоко» - правопреемник Ижевского  молочного комбината, основанного  в 1927 году. Это первое промышленное предприятие в Ижевске, которое производило молочную продукцию для жителей города.

    В 1972 году по адресу Воткинское шоссе, 178 построился новый молочный комбинат.

    В 1974 году на территории комбината начала работу фабрика мороженого.

    С 1982 года, в течение 24 лет, коллектив работал под руководством Генерального директора Красноперова Геннадия Филипповича. За это время на предприятии был проведен ряд прогрессивных преобразований, которые позволили компании выйти на лидирующие позиции, как на локальном, так и на региональном рынках. Было установлено новое современное оборудование, увеличены производственные площади, обновлен и расширен ассортимент выпускаемой продукции.

    6 августа 2002 года компания «Ижмолоко»  первым из молочных предприятий  Российской Федерации получило  сертификат соответствия системе менеджмента качества (ISO 9001:2000), были внедрены стандарты работы, обеспечивающие стабильно высокое качество продукции на всех этапах производства.

    В конце 2002 года началась работа по созданию и продвижению нового брэнда «Топтыжка» - линии натуральных молочных продуктов для детей. В 2004 году брэнд «Топтыжка» получил золотую медаль регионального конкурса «Бренд года».

    В 2003 году введён в эксплуатацию новый  цех по производству твёрдых сыров, позволивший выпускать линейку  традиционных сыров: «Российский», «Голландский», «Костромской», «Пошехонский», а также сыр «Гауда». Производство сыра осваивалось под руководством настоящих профессионалов – голландских сыроваров в третьем поколении. В 2006 г. голландский сыр «Ижмолоко» получил золотую медаль 8-ой Российской Агропромышленной выставки «Золотая осень».

    В 2006 году на должность генерального директора ЗАО «Ижмолоко» назначен Олег Геннадьевич Краснопёров. В  этот период запущено новое производство молочной продукции под торговой маркой «Сухарев-молоко», визитной карточкой которого стало «Молоко отборное». Всего за год продукция марки «Сухарев» вошла в пятерку лидеров на рынке Удмуртии.

    В декабре 2007 года запущено новое мощное производство молочной продукции, которое  специализируется на выпуске социальной группы молочных продуктов высокого качества, реализуемых по доступной цене, под торговой маркой «Для всей семьи».

    Продукция торговой марки «Ижмолоко» - это  вкусные, натуральные продукты высокого качества. Это основная продуктовая  линия компании, в которую входят традиционные молочные и кисломолочные продукты

    ЗАО «ИЖМОЛОКО» выпускает следующую продукцию:

    Молочные  продукты «Для всей семьи» - молоко, кефир, ряженка и сметана – составляют новую, «социальную» группу продуктов, продаваемых по низким ценам.

    Ижмолоко-Фитнесс - следуя тенденциям здорового образа жизни и растущей популярности диетических продуктов, компания «Ижмолоко» создала новую линию маложирной продукции «Ижмолоко-Фитнесс». В неё вошли наиболее востребованные виды молочных продуктов с низким процентом содержания жиров: молоко и питьевые йогурты с натуральным фруктовым пюре.

    Топтыжка. В 2003 году компания «Ижмолоко» вывела на рынок новую линию натуральных молочных продуктов для детей под торговой маркой «Топтыжка». В ассортимент линии «Топтыжка» входят йогурты, творожная паста, глазированные сырки, молоко, обогащённое йодом, молоко с 12 витаминами, молочный коктейль с какао. Бренд «Топтыжка» удостоен золотой медали «Брэнд года 2004» и Диплома победителя республиканского конкурса «Лучшие продукты детям - 2007».

    Сыроварни «Ижмолоко». Компания «Ижмолоко» открыла новое направление работы – производство твердых сыров - в 2003 году. Сегодня «Ижмолоко» выпускает линейку традиционных сыров: «Российский», «Голландский», «Костромской», «Пошехонский», а также сыр «Гауда».

    Любимое мороженое от Ижмолоко. Ассортимент мороженого «Ижмолоко» насчитывает более 50 видов: самые известные и любимые - «Забава», «Фаворит», «Чаровница», «Айсберг». В мае 2007 года на фабрике мороженого «Ижмолоко» запущена новая линия по производству мороженого пломбир в вафельных рожках «Топтыжка», ставшего хитом сезона.

    «Сухарев-молоко». В 2006 году запущено новое производство молочной продукции под торговой маркой «Сухарев-молоко», которая всего за год завоевала позицию в пятерке лидеров на рынке Удмуртии. Главное преимущество продукции марки «Сухарев-молоко» - качество по доступным ценам. Хитом продаж и своего рода визитной карточкой бренда стало молоко «Отборное». В линейку молочных продуктов «Сухарев-молоко» входят также «Российское» молоко, «Топлёное» молоко, маложирный кефир и биокефир, питьевой йогурт, сметана, творог, сливочное масло и глазированные сырки.

Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции