Автор: Светлана Мосина, 27 Сентября 2010 в 17:00, курсовая работа
В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.
В сложившихся условиях конкуренции фирм, занимаясь продажей товаров, они вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале, конечно, было бы желательно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирм, они не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов.
К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
В данной работе исследованы методы планирования продукции: метод операционного и финансового рычага; метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; метод линейного программирования.
Введение…………………………………………………………………………3
I Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1. Планирование ассортимента выпускаемой продукции…………………....5
1.1 Ассортимент продукции……………………………………………………5
1.2 Планирования ассортимента………………………………………………10
1.3 Методы планирования ассортимента……………………………………..13
II Практическая часть…………………………………………………………..19
2. Анализ ассортимента продукции…………………………………………...19
2.1 Характеристика предприятия ЗАО «ИЖМОЛОКО»…………………….19
2.2 Исходная информация……………………………………………………...21
2.3 Метод валовой моржи……………………………………………………...22
2.3.1 Исследования структуры затрат предприятия…………………………22
2.3.2 Расчет элементов операционного рычага………………………………23
2.3.3 Сокращение расходов……………………………………………………25
2.3.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации……………25
2.3.5 Изменение ассортимента продукции…………………………………..26
2.3.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса……………27
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ………………………………………………………………………………28
2.4.1 Расчет данных для ранжирования……………………………………….28
2.4.2 Матрица БКГ……………………………………………………………...29
2.5 Метод линейного программирования……………………………………..31
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом………………………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список используемой литературы…………………………………………….36
100416 +21964,1 = 101219 (тыс.руб.)
2.3.6. Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса
Для оценки совокупного риска деятельности компании при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта.
С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет кредит в банке, проценты за которых составляют 600 y.e.
Сила воздействия финансового рычага = (балансовая прибыль + проценты за кредит)/ балансовая прибыль =(3399 + 600)/ 3399= 1,2
Сила операционного рычага = валовая маржа/прибыль = 21519/3399=6,33
Сопряженный экономический эффект = сила операционного рычага * Сила воздействия финансового рычага = 6,33 * 1,2= 7,59
Расчеты сопряженного экономического эффекта занесем в таблицу 4
Оценка
различных направлений
преодоления кризисной
ситуации
для ЗАО «ИЖМОЛОКО»
Направление выхода из кризиса | Выручка от реализации (руб) | Валовая маржа | Сила операционного рычага | Сопряженный эффект финансового и операционного рычага | |
(руб) | % к выручке | ||||
1.
Увеличение выручки от |
75711 | 21519 | 28,4 | 6,33 | 7,59 |
2. Увеличение выручки и снижение расходов | 74715 | 21219 | 28,4 | 6,24 | 7,44 |
3. Изменение ассортиментной структуры | 122380 | 21519 | 1,76 | 6,33 | 7,59 |
Вывод:
Уровень
сопряженного экономического эффекта
дает возможность оценить совокупный
риск на предприятии, который устанавливается
по его предпринимательской
Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода предприятия из кризиса, по которой сопряженный эффект составил 7,59. Следовательно, предпочтительнее реализовать вторую стратегию.
Второе
направление позволяет фирме сохранить
значительный рыночный сегмент при относительно
меньшем предпринимательском риске.
2.4 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ
При разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.
2.4.1. Расчет данных для ранжирования
Проведем
анализ плановых показателей продукции
по доле продаж каждого вида продукции
его рентабельности. Присвоим каждому
виду продукции ранг, исходя из того,
что вид продукции, имеющий самую
большую долю продаж и саму высокую
рентабельность, имеет первый ранг, а вид
продукции, имеющий самую малую долю продаж
и самую низкую рентабельность – последний
ранг (таблица 5).
Показатели
продаж и рентабельности
каждого вида продукции
изделие | годовой спрос, шт. | доля продаж | рентабельность | ||
% | ранг | % | ранг | ||
А | 32529 | 20 | 3 | 21,4 | 2 |
Б | 48794 | 30 | 2 | 19,7 | 3 |
В | 81323 | 50 | 1 | 23,5 | 1 |
Таким образом, самым высоким рангом обладает продукции С, самым низким – Б. Проанализировав ранги каждого вида продукции, целесообразно исключить из производственной программы вид продукции, обладающий низким рангом.
2.4.1 Матрица БКГ
Для
более точного определения
Используя матрицу БКГ ЗАО «ИЖМОЛОКО», можно определить, какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и, как будут расти, или сокращаться объемы выручки, и сбыта продукции.
Матрица
БКГ строиться на предположении,
что чем больше доля продукции
на рынке, тем ниже относительные
издержки и выше прибыль в результате
экономии от объемов производства.
Первое место занимает продукция
Б и В – «Дойная корова», второе место
занимает продукция А– «собака».
50 Рентабельность
Трудный ребенок | Звезда
|
●A |
Дойная корова
В●
●Б |
23,5
21,4
19,7
0
20 30 50 Доля продаж
Рис. 1. Матрица БКГ
«Звезды» занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.
Основная задача заключается в поддержании отличительных преимуществ продукции фирмы в условиях растущей конкуренции.
«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли больше, чем требуется для поддержания их доли на рынке.
«Трудный ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающемся производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара или улучшение его характеристик или снизить цены.
«Собаки» имеют на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.
Вывод:
Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства.
Для компании продукция вида А приносит убытки, поэтому целесообразно от ее выпуска и сосредоточить свое внимание на производстве продукции В и С.
2.5 Метод линейного программирования
В
процессе планирования номенклатуры (будущего
ассортимента) возникает необходимость
принятия оптимальных плановых решений.
Под оптимальными плановыми решениями
понимают достижение в заданных условиях
максимальных результатов или минимальных
издержек производства. В том и другом
случае при планировании решаются экономические
задачи, называемые экстремальными.
2.5.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации
симплексным методом
Рассмотрим
на конкретном примере решение задачи
оптимизации объемов
Планируемая прибыль от изделия А составляет 50 руб., В – 30 руб. Для решения поставленной задачи применяем метод линейного программирования.
Составляем следующие системы уравнений:
4Х1 + 7Х2 ≤ 3500
10Х1 + 5Х2 ≤ 6000
50Х1 + 30Х2 →мах
А: Х1 =0, Х2 = 500
В: Х1 = 875, Х2 = 0
С: Х1 = 0, Х2 = 1200
D: Х1=600, Х2 = 0
По полученным координатам точек А, В. С, D строим график ограничения ресурсов и находим область свободы решений, заключенную на рис. 2 между линиями АО (лимит материальных ресурсов) и О D (трудовых). Точки А, О, D определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров. Оптимальный объем выпуска обычно находится на пересечении линии АВ и CD в точке О.
Материальные ресурсы – объем конкретных видов выпускаемой продукции.
Трудовые ресурсы – объем выпуска продукции (чел./час, нормо/час).
Вычисляем координаты оптимальной точки О, решая совместно первую систему уравнений по ресурсам:
Х1+0,57Х2=875
Х1+0,5Х2=600
Материальные
ресурсы
X2
875 B
A
500
329
0 403 600 1200 X1
Трудовые ресурсы
Рис.
2. График оптимизации
выпуска продукции В
и С
Вычитая из первого уравнения второе, получаем:
Информация о работе Планирование ассортимента выпускаемой продукции